РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе председательствующего судьи Невейкиной Н.Е., при секретаре Овсянниковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-666/2022 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; о признании незаконными действий Государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости, о признании незаконным акта по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости; о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, о возложении обязанности исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установил: Административные истцы ФИО1, ФИО2, являясь долевыми собственниками нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 1 490 кв.м., расположенного по адресу: обратились в Московский областной суд с административным иском, в котором просили: - признать незаконными действия ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости в акте об определении кадастровой стоимости от 30 января 2019 года № 016 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 29 января 2019 года в размере рублей; - обязать ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости от 30 января 2019 года № 016 в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 29 января 2019 года в размере рублей; - признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по формированию и направлению в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 29 января 2019 года; - признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по внесению 05 февраля 2019 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости согласно акту от 30 января 2019 года № 016 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в размере рублей; - обязать Управление Росреестра по Московской области исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере рублей по состоянию на 29 января 2019 года и внесенной в ЕГРН 05 февраля 2019 года на основании акта от 30 января 2019 года № 016, оставив в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости, установленной в порядке проведения кадастровой оценки по состоянию на 12 декабря 2014 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 2 103 060,5 рублей. В обоснование требований истцы ссылались на то, что 03 мая 2022 года административными истцами получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, содержащая информацию о том, что Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 30 января 2019 года № 016 кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости увеличена до рублей, с указанием даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 05 февраля 2019 года и датой определения кадастровой стоимости - 29 января 2019 года. Основанием для изменения кадастровой стоимости послужила информация, поступившая из Управления Росреестра по Московской области. Вместе с тем, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена в порядке проведения кадастровой оценки и утверждена актом об утверждении кадастровой стоимости № 476 от 18.04.2013 года по состоянию на 12 декабря 2014 года в размере 2 103 060,5 рублей. Административные истцы полагали, что перерасчет кадастровой стоимости был произведен без достаточных на то оснований, поскольку не связан с изменением качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, в связи с чем противоречит положениям статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке. В результате такого перерасчета кадастровая стоимость нежилого помещения увеличилась в несколько раз, что нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку влечет необоснованное увеличение их налоговых обязательств. В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержал, просил административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске. Представитель ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в возражениям на административный иск. Пояснила, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» как вновь учтенного объекта недвижимости, поскольку объект недвижимости не был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2018 года, так как на момент ее проведения здание в котором расположено спорное помещение не стояло на кадастровом учете, а спорное помещение существовало отдельно от здания. Представитель Министерства имущественных отношений Московской области ФИО5 в судебное заседание явилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Пояснила, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» как вновь учтенного объекта недвижимости, поскольку объект недвижимости не был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2018 года, так как на момент ее проведения здание в котором расположено спорное помещение не стояло на кадастровом учете, а спорное помещение существовало отдельно от здания. Поскольку спорный объект недвижимости не вошел в перечень объектов, подлежащих очередной государственной кадастровой оценке, формирование которого произведено 12.05.2014 года, его кадастровая стоимость была установлена с учетом удельных показателей очередной кадастровой оценки на основании приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 года N 514. Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд, выслушав доводы представителя административного истца, представителя Министерства имущественных отношений Московской области, представителя ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», исследовав материалы административного дела, дав оценку имеющимся в деле письменным доказательствам, приходит к следующему. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13). В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Таким образом, оспаривание актов об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости безусловно относится к спорам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости таких объектов. Как следует из материалов дела, административные истцы являются долевыми собственниками (ФИО1 7/10 доли, ФИО2 3/10 доли) нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 1 490 кв.м., расположенного по адресу: . Таким образом, административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками налога и в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером уплачивают налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости объекта. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 23 декабря 2014 года установлена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2013 года N 1499 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области» на основании акта об утверждении кадастровой стоимости № 476 от 18.04.2013 года. Данная кадастровая стоимость действовала по 31 декабря 2018 года. В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Московской области от 23.05.2017 года N 372/17 «О переходе к проведению государственной кадастровой оценки Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода в Московской области к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом - 01.07.2017 года. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости. На территории Московской области таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее - ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»), которое создано распоряжением Правительства Московской области от 29 ноября 2016 года N 356-РП/44. В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30 ноября 2017 года N 13ВР-1766 «О проведении государственной кадастровой оценки ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в 2018 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года N 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки - 01.01.2018 года, проведенной государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки». Результаты указанной оценки содержатся в отчете от 16.11.2018 года N 01/2018 «Об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области». Из выписки ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества следует, что Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» от 30 января 2019 года № 016 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером: по состоянию на 29 января 2019 года установлена в размере 49 977 180,35 рублей. Как следует из представленных ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» по запросу суда разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объекта от 09.06.2022 в отношении принадлежащего административным истцам объекта недвижимости с кадастровым номером кадастровая стоимость была установлена в размере 49 977 180,35 рублей по состоянию на 29 января 2019 года. Стоимость установлена на основании данных перечня и в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям, объекту недвижимости присвоен код подгруппы - 0402 «Магазины 250 и более кв. м». Исходя из сведений о виде объекта недвижимости для целей определения кадастровой стоимости объект недвижимости отнесен к подгруппе «4.3. Помещения». Перечень с информацией о вновь учтенных объектах недвижимости и об объектах недвижимости, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости произошли изменения, был сформирован органом регистрации прав, согласно ст. 16 Федерального закона № 237. В Перечень включены сведения ЕГРН (адресные характеристики, сведения о виде использования, площадь и др.), актуальные на 30.01.2019 года (дата, соответствующая дню предоставления Управлением Росреестра по Московской области сведений об объектах недвижимости для определения кадастровой стоимости по ст. 16 Федерального закона № 237). Кадастровая оценка проведена в рамках государственной кадастровой оценке объектов недвижимости Московской области в 2018 году, выполненной на основании действия Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года № 226. Согласно части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке, в редакции, действующей на дату составления акта определения кадастровой стоимости № 016 от 30.01.2019 года, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2). Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4). В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5). По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6). Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7). В пункте 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 года № 226 и действовавших на дату принятия оспариваемого акта, было предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 16 Федерального закона, поскольку объект недвижимости не был включен в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2018 года. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 237 перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (МИО МО) подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением (Росреестр) бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 237 порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки. Поскольку объект недвижимости, принадлежащий административным истцам, в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2018 года отсутствовал, что не отрицалось представителем административных истцов в судебном заседании, объект был рассчитан в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 237 как вновь учтенный. Данный факт подтверждается отсутствием объекта недвижимости с кадастровым номером в приложении к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки». Таким образом, толкование статьи 16 в ее взаимной связи со статьей 14 Закона о государственной кадастровой оценке позволяет прийти к выводу, что невнесение объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2018 года, являлось основанием для проведения кадастровой оценки между турами очередной кадастровой оценки в порядке статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке как вновь учтенного объекта, поскольку очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости (ч. 4 ст. 11 Закона), при том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:55:0030323:188 была определена в порядке проведения кадастровой оценки и утверждена актом об утверждении кадастровой стоимости № 476 от 18.04.2013 года по состоянию на 12 декабря 2014 года, то есть с нарушением установленного законом срока. На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; о признании незаконными действий Государственному бюджетному учреждению Московской области «Центр кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости, о признании незаконным акта по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости; о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, о возложении обязанности исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.Е. Невейкина Мотивированное решение изготовлено – . |