ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-667/2015 от 22.12.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

г. Волгоград Дело № 3а-667/2015

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе судьи Кубасова И. Г.,

при секретаре Дробковой Е. С.,

с участием прокурора Елансковой Л. Ф.,

рассмотрев 22 декабря 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Руднянского городского поселения Волгоградской области о признании недействующими п. 24 Приложения №30 и п. 24 Приложения №31 к Закону Волгоградской области от 20.11.2014 г. № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в части, установившей для Руднянского городского поселения Волгоградской области размер субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на 2015 год - 175,6 тыс. рублей; на плановые 2016-2017 годы - 197,6 тыс. рублей и 188,8 тыс. рублей соответственно,

у с т а н о в и л :

администрация Руднянского городского поселения Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующим п.24 Приложения №30 (Субвенции бюджетам поселений на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на 2015 год) и п.24 Приложения №31 (Субвенции бюджетам поселений на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на плановый период 2016 и 2017 годов) к Закону Волгоградской области от 20.11.2014 г. № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в той части, в которой для Руднянского городского поселения установлен размер субвенций: на 2015 год - 175,6 тыс. рублей; на плановые 2016-2017 годы - 197,6 тыс. рублей и 188,8 тыс. рублей соответственно.

В обоснование требований указано, что размер субвенций, установленный в Законе Волгоградской области, существенно занижен и рассчитан неверно и вопреки положениям, закрепленным в п.11 Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 15.10.2014).

Так, согласно п.11 названного Положения число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;

в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.

На воинском учете в Руднянском городском поселении состоит 1713 человек, однако размер субвенции рассчитан, исходя из 1 освобожденного работника, в то время как, по мнению административного истца, его следовало рассчитывать с учетом 2-х освобожденных работников.

В судебном заседании глава администрации Руднянского городского поселения Волгоградской области ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений к нему. Считает, что размер субвенции для Руднянского городского поселения Волгоградской области, рассчитанный по норме - один военно-учетный работник на 1713 человек, состоящих на первичном воинском учете в городском поселении, произведен неверно, что привело к недофинансированию при реализации органом местного самоуправления переданных ему полномочий. По указанным основаниям полагал, что оспариваемые нормы нарушают ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ст.ст. 19, 63 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и требования Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Представители административного ответчика Волгоградской областной Думы ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, заявленные требований не признали и просили суд в их удовлетворении отказать. В судебном заседании пояснили, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Поскольку на территории Руднянского городского поселения структурные подразделения военных комиссариатов отсутствуют, полномочия по осуществлению первичного воинского учета переданы Руднянской городской администрации Волгоградской области. При этом объем средств, передаваемый Руднянскому городскому поселению в порядке субвенции, определен с учетом численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Количество освобожденных работников, осуществляющих воинский учет в названном органе местного самоуправления, определено правильно и в точном соответствии с требованиями Положения о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719.

Представитель административного ответчика Губернатора Волгоградской области ФИО4, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Закона Волгоградской области требованиям федерального законодательства либо иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречат.

Аналогичные объяснения в судебном заседании дали представители Волгоградского областного комиссариата ФИО5 и ФИО6, просившие суд в удовлетворении заявленных требований администрации Руднянского городского поселения Волгоградской области отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей, что в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать в связи с их необоснованностью, и судебные прения, Волгоградский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении дела судом установлено, что Закон Волгоградской области от 20.11.2014 № 151-ОД принят Волгоградской областной Думой 11.11.2014 года.

Закон был опубликован в официальном издании Волгоградской области - газете «Волгоградская правда», № 222, 26.11.2014 года и в настоящее время действует в редакции от 11.09.2015 года.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона области в составе областного бюджета предусмотрен объем субвенций бюджетам муниципальных образований на 2015 год в размере 17533190,3 тыс. рублей, на 2016 год - 9395892,3 тыс. рублей, на 2017 год - 12885445,3 тыс. рублей. Этой же нормой утверждено распределение субвенций из областного бюджета бюджетам поселений: на 2015 год - согласно приложениям 30 и 32 к настоящему Закону; на плановый период 2016 и 2017 годов - согласно приложениям 31 и 33 к настоящему Закону.

Пунктом 24 Приложения №30 (Субвенции бюджетам поселений на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на 2015 год) и пунктом 24 Приложения №31 (Субвенции бюджетам поселений на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на плановый период 2016 и 2017 годов) к Закону Волгоградской области от 20.11.2014 г. № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» для Руднянского городского поселения установлен размер субвенций на 2015 год - 175,6 тыс. рублей; на плановые 2016-2017 годы - 197,6 тыс. рублей и 188,8 тыс. рублей соответственно.

Вместе с тем доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений Закона Волгоградской области пункту 11 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 15.10.2014), ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ст.ст.19, 63 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и требованиям Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» являются несостоятельными.

Положения п.24 Приложения №30 и п.24 Приложения №31 к Закону Волгоградской области от 20.11.2014 г. № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» основаны на нормах действующего законодательства, по своему содержанию не противоречат требованиям п.11 Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 15.10.2014), и иного законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В соответствии с абз.3 ч.1 ст.133 Бюджетного Кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

С учетом положений Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 № 258 (ред. от 27.11.2014) «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» распределение между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты осуществляется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Подпунктом 2 п. 2 названной Методики установлено, что при определении размера субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации помимо иных показателей, должно быть определено количество военно-учетных работников осуществляющих работу по воинскому учету. Данный расчет производится исходя из норм определения количества военно-учетных работников, установленных Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

В силу пп.«в» п.11 Постановления №719 число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм: 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан; 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.

Давая оценку доводам административного истца о необходимости при определении размера субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации учитывать не одного, а двух военно-учетных работников, осуществляющих работу по воинскому учету при наличии 1713 человек, состоящих на воинском учете в Руднянском городском поселении, суд полагает, что приведенная правовая позиция не основана на требованиях закона и связана с неправильным его толкованием.

В силу п. 8 Постановления №719 Министерство обороны Российской Федерации наделено правом разрабатывать методические рекомендации по осуществлению воинского учета.

Реализуя указанное право, в сноске к пункту 20 методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации закрепил положение о том, что при наличии на воинском учете от 1000 до 2000 граждан воинский учет в органах местного самоуправления могут осуществлять два освобожденных работника.

Аналогичное положение содержится в сноске к п.12 методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 года).

Из системного анализа приведенных положений методических рекомендаций и пп.«в» п.11 Постановления №719 следует, что формулировку «на каждую последующую 1000 граждан» следует толковать не иначе как необходимость определения дополнительного освобожденного работника для осуществления воинского учета на каждую полную последующую 1000 граждан, состоящих на первичном воинском учете.

Таким образом, 2 освобожденных работника могли бы состоять в штате в случае нахождении на воинском учете более 2000 граждан.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также принимает во внимание следующие обстоятельства.

Согласно пп.2 п.2 Постановления №258 количество работников, осуществляющих работу по воинскому учету в органе местного самоуправления, определяется на основании сведений, поступивших в Министерство обороны Российской Федерации из военных комиссариатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что достоверные сведения о наличии на воинском учете в Руднянском городском поселении на 31 декабря 2014 года 1713 человек были направлены в Министерство обороны Российской Федерации военным комиссариатом Волгоградской области.

Расчет количества работников, осуществляющих работу по воинскому учету в Руднянском городском поселении Волгоградской области, произведен военным комиссариатом и проверен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации на основании Методики, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №719.

Таким образом, ни Волгоградская областная Дума, ни Губернатор Волгоградской области, подписавший оспариваемый в настоящем деле Закон Волгоградской области, количества работников, требуемых для осуществления работы по воинскому учету в органе местного самоуправления, не определяли, как и не осуществляли расчета размера субвенции на указанные цели.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 258 (ред. от 27.11.2014) «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - Правила предоставления субвенций), субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству обороны Российской Федерации.

Перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Субвенции отражаются в составе бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего распределения между бюджетами муниципальных образований.

Таким образом, органы государственной власти Волгоградской области не рассчитывали численность работников военного учета в Руднянском городском поселении и не влияли на размер субвенции, установленный для названного муниципального образования.

Распределив поступившую из федерального бюджета субвенцию между муниципальными образованиями в соответствии с рассчитанной федеральными органами государственной власти численностью военно-учетных работников, Волгоградская областная Дума действовала в точном соответствии с требованиями ст.ст. 19 и 63 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что органы государственной власти субъекта РФ фактически реализовали функции по распределению субвенций в бюджеты муниципальных образований и не влияли на размеры этих средств.

В силу п.2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом с достоверностью установлено, что оспариваемые положения Закона Волгоградской области от 20.11.2014 г. № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не противоречат каким-либо федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 215-217 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление администрации Руднянского городского поселения Волгоградской области о признании недействующими п. 24 Приложения №30 и п. 24 Приложения №31 к Закону Волгоградской области от 20.11.2014 г. № 151-ОД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в части, установившей для Руднянского городского поселения Волгоградской области размер субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, на 2015 год - 175,6 тыс. рублей; на плановые 2016-2017 годы - 197,6 тыс. рублей и 188,8 тыс. рублей соответственно - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.

Судья: И. Г. КУБАСОВ