УИД 59OS0000-01-2022-000596-61
Дело № 3а-73/2023 (3а-667/2022)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 сентября 2023 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,
при секретаре Жигуновой В.А.,
с участием представителей административного истца Нориной Н.П., Поносова А.В.,
представителей административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Бухарова С.М., Вилисовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими в части приказа Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края», приказа Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода»,
установил:
Приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края».
Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 47, 2 декабря 2019 г. и на официальном сайте Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 27 ноября 2019 г.
Приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов, расположенных на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода.
Приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 50, 23 декабря 2019 г. и на официальном сайте Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 18 декабря 2019 г.
Заместитель прокурора Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия:
- нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края в отношении 1-11, 13-16 климатических районов, утвержденных приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133;
- нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода в отношении 1-11, 13-16 климатических районов, утвержденные приказом Министерства жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют пунктам 33, 36, 37, 38, 43, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306. Анализ процедуры расчета Министерством жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края нормативов потребления методом аналогов в отношении 2-этажных домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 3, 7, 8, 9, 10 климатических районов, 5-9-этажных домов со стенами из камня, кирпича, панелей и блоков до 1999 года постройки на территории 1 климатического района, 3-4, 10, 12 - этажных домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 3 климатического района, 5-9-этажных домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территориях 4, 11, 16 климатических районов, 3-4-этажных домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 9 климатического района выявил нарушения требований законодательства. В ходе проверки информация о составлении плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета в перечисленных категориях домов не представлена. Представленные расчеты нормативов потребления для 2-этажных домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 11 климатического района, 1-этажных домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 13 климатического района также не свидетельствуют о соблюдении требований законодательства в части порядка снятия показаний приборов учета. В расчете в отношении 2-этажных домов 11 климатического района не содержится сведений о том, каким образом получены данные показаний приборов учета. Также в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие получение сведений о климатических параметрах от органов гидрометеорологической службы. Кроме того, Министерством нормативы потребления установлены на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, самостоятельно технические паспорта на многоквартирные дома не запрашивались и не анализировались. Министерством ЖКХ и Министерством тарифов не обеспечено использование достоверных и полных сведений для установления нормативов потребления, что может существенным образом повлиять на их размер. Оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются права потребителей и ресурсоснабжающих организаций.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Пермского края уточнил свои требования, просит о признании не действующими со дня принятия:
нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 в отношении следующих домов:
- 2-этажные многоквартирные (жилые) дома со стенами из материалов всех категорий до и после 1999 года постройки на территории Пермского края, расположенные на территории 1, 3-10, 14-16 климатических районов;
- 2-этажные дома со стенами из панелей, блоков, дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенные на территории 11 климатического района;
- 2-этажные дома со стенами из кирпича, камня, панелей, блоков, дерева, смешанных и других материалов после 1999 года постройки, расположенные на территории 11 климатического района;
нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 в отношении следующих домов:
- многоквартирные (жилые) дома всех этажностей и со стенами из материалов всех категорий до и после 1999 года постройки на территории Пермского края, расположенные на территории 1, 3-4, 6-11, 14-16 климатических районов;
- 3-4 - этажные многоквартирные дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенные на территории 13 климатического района;
- 5-9 - этажные многоквартирные дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенные на территории 13 климатического района;
- 1- этажные дома со стенами из камня, кирпича, дерева, смешанных и других материалов после 1999 года постройки, расположенные на территории 13 климатического района;
- 3-этажные дома со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенные на территории 13 климатического района;
- 4-5 – этажные дома со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенные на территории 13 климатического района.
Представители административного истца Норина Н.П., Поносов А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Бухаров С.М., Вилисова Н.А., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных актов действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.
Отношения по оплате гражданами коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, отопления, и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее по тексту - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 года N 605-п "Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг", указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 года N 99 "Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года N 630-п "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края", действующих в редакциях на дату принятия оспариваемого приказа в части, суд приходит к в выводу, что приказы от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133, от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 приняты уполномоченным на дату его принятия органом - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в установленной форме, официально опубликованы, и по этим основаниям не оспаривается.
При этом с 1 ноября 2020 года функции в рассматриваемой сфере правоотношений переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края, которое является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам.
Пунктами 13, 19 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).
Оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены как методом аналогов, так и расчетным методом.
Так, методом аналогов определены нормативы потребления в 2-этажных домах со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 3, 7, 8, 9, 10 климатических районов; в 5-9-этажных домах со стенами из камня, кирпича, панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 1 климатического района; 3-4, 10, 12-этажных домах со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 3 климатического района; 5-9-этажных домах со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 4, 11, 16 климатических районов; 3-4-этажных домах со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 9 климатического района.
Нормативы в отношении иных категорий домов установлены расчетным методом.
Пунктом 31 Правил № 306 предусмотрено, что определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32(2) Правил № 306.
По мнению суда, при определении нормативов методом аналогов допущено нарушение порядка измерений и снятия показаний приборов учета в домах, предварительно выбранных для расчета норматива, в силу следующего.
Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306).
Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
По смыслу пунктов 37 и 38 Правил № 306 названный план содержит сведения, устанавливающие сроки проведения мероприятий по снятию показаний приборов учета в домах из сформированного объема выборки.
Между тем, судом установлено, что план, предусмотренный пунктом 36 Правил № 306, не составлялся, значения объемов потребления тепловой энергии собраны Министерством по запросу у органов местного самоуправления, что не соответствует порядку, установленному в пунктах 36-38 Правил № 306.
Сведений о том, что снятие показаний приборов учета производилось в сроки, установленные в пункте 37 названных Правил (первое и последнее число отопительного периода), административным ответчиком в материалы дела не представлено. В материалах дела отсутствуют сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпункта "е" пункта 38 Правил № 306.
Данные обстоятельства подтверждаются также вступившими в законную силу решениями Пермского краевого суда по делам №№ 3а-913/2021, 3а-101/2021, 3а-1979/2020, которыми пересматривались нормативы, установленные Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края по 11 и 13 климатическим районам.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителями административного ответчика. Кроме того, исходя из пояснений представителя тарифного органа в судебном заседании, объяснений от 29.11.2022, полученных в ходе прокурорской проверки обоснованности установления нормативов от представителя административного ответчика (том 1 л.д. 161-162), Министерство жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края план снятия показаний приборов учета не составляло, а нормативы методом аналогов рассчитаны на основании информации, представленной администрациями муниципальных образований. Относительно нормативов, установленных Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, в указанном объяснении содержится информация о том, что, поскольку Министерством разрабатывались замещающие акты, распространяющие действие на предыдущие периоды, план снятия показаний не составлялся. Данные от ресурсоснабжающих организаций отсутствуют, они получены от органов местного самоуправления, которые как полагает Министерство, получены от ресурсоснабжающих организаций.
Ответы, направленные в адрес Министерства из администраций муниципальных образований, с информацией о порядке и периодах снятия показаний приборов учета, не представлены. Следовательно, тарифному органу при установлении нормативов не было известно о том, когда эти показания были сняты, в каком порядке и при каких обстоятельствах.
Довод представителей тарифного органа о том, что отсутствие показаний приборов учета первого и последнего дня снятия показаний приборов учета, отсутствие плана снятия в прошедшем отопительном периоде не может повлиять на достоверность представленной органами местного самоуправления информации, является ошибочным.
Снятие показаний приборов учета, которые являются одним из главных показателей для определения нормативов методом аналогов, в нарушение предусмотренного порядка влечет недостоверность указанных сведений, и как следствие, определенный методом аналогов норматив не может расцениваться, как рассчитанный с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по формуле 5 приложения № 1 к Правилам № 306, составляющими показателями которой являются суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал); общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м); период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
При этом орган регулирования не устанавливал фактические даты начала и окончания отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в котором производилось снятие показаний приборов учета. Между тем, указанное обстоятельство является существенным для определения норматива методом аналогов, поскольку показания приборов учета снимаются в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода (подпункт "б" пункт 37 Правил № 306).
Ссылка представителей административного ответчика на апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 г. по делу № 66а-2993/2021 о возможности при установлении норматива использования ранее собранных сведений не может быть признана состоятельной. В названном судебном акте указано на возможность использовать ранее собранные сведения о значениях общей площади жилых и нежилых помещений при установлении норматива расчетным методом в условиях незначительного периода времени, установленного судом первой инстанции для принятия заменяющего акта, при том, что при применении тарифным органом указанного метода была допущена ошибка в определении значений площадей этих помещений.
Довод о невозможности соблюдения требований пунктов 36 - 38 Правил № 306 при принятии замещающих нормативных актов является несостоятельным, поскольку из вышеназванных положений Правил не следует, что они не подлежат применению при принятии замещающего нормативного правового акта.
Установив указанные нарушения пунктов 37, 38 Правил № 306 при определении методом аналогов нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в 2-этажных домах со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 3, 7, 8, 9, 10 климатических районов; в 5-9-этажных домах со стенами из камня, кирпича, панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 1 климатического района; 3-4, 10, 12-этажных домах со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки на территории 3 климатического района; 5-9-этажных домах со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 4, 11, 16 климатических районов; 3-4-этажных домах со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки на территории 9 климатического района, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в данной части.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам (пункт 43 Правил № 306).
Тем самым, расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели: Qо - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м); nот - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Согласно формуле 19 показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), а также показателей tвн (температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома), tсро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), tро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления), количественные значения которых и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил № 306.
Также в формуле 19 используются значения nо - продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °C и ниже.
Пунктом 20 Правил № 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qуд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).
Согласно пункту 2 Правил № 306 количественные значения показателей tвн, tсро, tро и nо по существу являются климатическими условиями.
Показатели tсро, tро подлежат определению в соответствии с пунктом 44 Правил № 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; а расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены "СНиП 23-01-99*. Строительная климатология", введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 года N 45.
СНиП 23-01-99 предусматривают климатические параметры холодного периода года только по 4 населенным пунктам Пермского края: Бисер, Ножовка, Пермь, Чердынь (таблица 1*).
Из пункта 1.2* СНиП 23-01-99 усматривается, что в случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями. Для пунктов, не указанных в таблицах, расположенных в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ и в местностях с абсолютной отметкой более 500 м, а также удаленных от метеостанций более чем на 100 км, климатические параметры следует определять по данным НИСФ РААСН, Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова или территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 44 Правил климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период и расчетной температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При таких обстоятельствах, климатические параметры, принимаемые равными параметрам ближайшего населенного пункта, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органов гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах и при отсутствии климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Тем самым, из пункта 44 Правил № 306 следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, и только в отсутствие сведений из указанных органов расчет температуры может быть осуществлен исходя из параметров ближайшего населенного пункта.
Согласно отчету от 12 августа 2019 года, выполненному ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» по контракту № 24 от 31 июля 2019 года на выполнение работ по анализу за последние пять отопительных сезонов (2014-2019 гг.) климатических условий (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода) на территории Пермского края для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (том 1 л.д. 56-72), метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении них могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период.
Как следует из вступивших в законную силу решений Пермского краевого суда по ранее рассмотренным делам №№ 3а-1979/2020, 3а-70/2021, 3а-101/2021, 3а-913/2021 об оспаривании нормативов по 11, 12, 13 климатическим районам, для расчета нормативов использовались данные отчета ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» от 12.08.2019, данные органов гидрометеорологической службы использованы не были. Между тем, данные, представленные в отчете университета, являются расчетными, и получены с целью определения климатических районов на территории Пермского края, объединяющих районы края по аналогичным климатическим условиям. Данный отчет не подлежал использованию в целях определения показателей среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро) и расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (tро), поскольку Правила № 306 предусматривают приоритетное использование сведений органов гидрометеорологической службы. При этом вышеназванными судебными актами установлено, что использование университетом при определении климатических районов данных органов гидрометеорологической службы, не освобождает административного ответчика от специального получения названных сведений от органов гидрометеорологической службы, поскольку, согласно тексту отчета, полученные данные подверглись математическому анализу в целях определения климатических районов и получения усредненных показателей.
Для нормативов, установленных Министерством жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края расчетным методом для иных климатических районов, а именно 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16 районов, указанным органом также не использовались сведения о климатических параметрах от органов гидрометеорологической службы, что представителями административного ответчика не оспаривается.
Представленные административным ответчиком в обоснование правомерности использования для расчета нормативов справки органов гидрометеорологической службы о среднесуточной температуре наружного воздуха за пять отопительных периодов, о продолжительности отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже за 5 отопительных периодов, были получены после подачи прокурором административного искового заявления в суд, то есть в 2023 году, после утверждения оспариваемых нормативов.
Также необходимо отметить, что какие-либо расчеты определения нормативов для 1 климатического района (Чайковский городской округ), 3 климатического района (Пермский городской округ, городской округ закрытое административно-территориальное образование Звездный Пермского края, Краснокамский городской округ, Верещагинский городской округ Пермского края, Пермский муниципальный район), 8 климатического района (Оханский городской округ, Суксунский городской округ, Осинский городской округ, Нытвенский городской округ, Ординский муниципальный округ Пермского края, Бардымский муниципальный округ Пермского края, Частинский муниципальный округ Пермского края), 11 климатического района (городской округ - город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район), 13 климатического района (Губахинский городской округ, городской округ "Город Кизел", Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края), 16 климатического района (Горнозаводский городской округ) административным ответчиком представлены не были.
Представленный административным ответчиком расчет норматива для 4 климатического района (муниципальное образование "Город Березники", Лысьвенский городской округ, Юрлинский муниципальный округ Пермского края), а также метеорологическая информация обосновывают установление нормативов для 10-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки, а также для 12-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет норматива для 5 климатического района (Гайнский муниципальный округ), а также метеорологические сведения обосновывают установление норматива для 1-этажных жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, утвержденного Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края приказом от 25.02.2022 № 46-02-04-21, который прокурором не оспаривается. Расчетов определения нормативов для указанного климатического района для 1-этажных жилых домов со стенами из материалов всех категорий до 1999 года постройки, утвержденных оспариваемым приказом от 27.11.2019 № СЭД-24-02-46-133 административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет нормативов для 6 климатического района (Соликамский городской округ, Кочевский муниципальный округ Пермского края), а также метеорологические сведения обосновывают установление нормативов для 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки, 3-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет нормативов для 7 климатического района (Еловский муниципальный округ Пермского края, Куединский муниципальный округ Пермского края), а также метеорологическая информация обосновывают установление норматива для 3-4-этажных жилых домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки включительно. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет нормативов для 9 климатического района (Кунгурский муниципальный округ Пермского края, Кишертский муниципальный округ Пермского края), а также метеорологическая информация обосновывают установление норматива для 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет нормативов для 10 климатического района (Очерский городской округ, Карагайский муниципальный округ Пермского края, Сивинский муниципальный округ Пермского края), а также метеорологическая информация обосновывают установление норматива для 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки, 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет нормативов для 14 климатического района (Чернушинский городской округ, Уинский муниципальный округ Пермского края), а также метеорологическая информация обосновывают установление нормативов для 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из панелей, блоков до 1999 года постройки. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено.
Представленный административным ответчиком расчет нормативов для 15 климатического района (Октябрьский городской округ), а также метеорологическая информация обосновывают установление норматива для 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки. Расчетов определения нормативов для жилых домов иных категорий указанного климатического района административным ответчиком также не представлено. Кроме того, в представленном расчете сделан вывод о том, что норматив равен 0,0487 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, что выше утвержденного приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 на 12,65%. Данное обстоятельство, следовательно, подтверждает тот факт, что оспариваемые нормативы были утверждены на основании неверных расчетов, а попытка Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края использовать для расчетов по данному и иным климатическим районам показания метеостанций, являющихся ближайшими к муниципальным образованиям, является неправомерным, поскольку метеорологические сведения получены после утверждения оспариваемых нормативов.
Кроме того, в расчетах, произведенных в ходе рассмотрения дела Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, нормативов, которые были утверждены Министерством жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, использованы неверные числовые показатели.
Так, для расчета нормативов для всех категорий жилых домов 4 климатического округа (муниципальное образование "Город Березники", Лысьвенский городской округ, Юрлинский муниципальный округ Пермского края) Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края использована расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C) -35. Учитывая, что ближайшая метеостанция для входящих в указанный климатический район г. Березники и Юрлинского муниципального округа является Чердынь с расчетной температурой -37 согласно СНиП 23-01-99*, а для Лысьвы – Бисер (расчетная температура -36 согласно СНиП 23-01-99*) использование в расчетах температуры -35 повлияло на правильность расчета нормативов.
Для расчета нормативов для 3-4-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки 7 климатического района (Еловский муниципальный округ Пермского края, Куединский муниципальный округ Пермского края административным ответчиком использована расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C) -34. Учитывая, что ближайшая метеостанция для входящих в указанный климатический район населенных пунктов является Ножовка с расчетной температурой -36 согласно СНиП 23-01-99*, использование в расчетах температуры -34 повлияло на правильность расчета нормативов.
Для расчета нормативов для всех категорий жилых домов 14 климатического округа (Чернушинский городской округ, Уинский муниципальный округ Пермского края) административным ответчиком использована расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°C) -34. Учитывая, что ближайшая метеостанция для входящих в указанный климатический район населенных пунктов является Ножовка с расчетной температурой -36 согласно СНиП 23-01-99*, использование в расчетах температуры -34 повлияло на правильность расчета нормативов.
Также при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению административный ответчик неверно определил значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (S), и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов (Sоб).
Информация об общей площади многоквартирных домов, используемой при определении нормативов расчетным методом, как установлено судом, запрашивалась тарифным органом в органах местного самоуправления, при этом технические паспорта на многоквартирные дома самостоятельно не запрашивались и не анализировались.
Так, для многоквартирного дома № 21 по ул. Степана Разина в г. Кунгур (9 климатический район, 5-9-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение S административным ответчиком взято – 4 744,7 кв. м, Sоб - 3 023,7 кв. м. Согласно техническому паспорту на указанный дом площадь жилых помещений составляет 3023,7 кв.м. Однако, в указанном здании расположены помещения судебных участков №№ 1, 2, 3 Кунгурского судебного района, Кунгурский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю. Таким образом, площадь нежилых помещений не была учтена, что также подтверждается информацией ресурсоснабжающей организации ООО «Тимсервис» от 10.05.2023 об общей площади жилых и нежилых помещений в доме 3355,79 кв.м (том 9 л.д. 226-234).
Доводы представителей административного ответчика о том, что при расчете норматива использовались данные технического паспорта на дом № 21 по ул. Степана Разина, отклоняются, поскольку информация о нахождении в доме помещений судебных участков и отдела Росреестра является общеизвестной, в связи с чем данные технического паспорта, составленного в 1980-е гг., подлежали актуализации.
Для многоквартирного дома № 61а по ул. Свободы в г. Кунгур (9 климатический район, 3-4-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение S административным ответчиком взято – 1 387,3 кв. м, Sоб - 1 266,9 кв. м. Согласно техническому паспорту на указанный дом, площадь значения S не определена, помимо площади жилых и нежилых помещений указана площадь лестниц (120,4 кв.м) и площадь подвала (317,1 кв.м), что в совокупности с показателем 1266,9 составляет 1704,4 кв.м. Таким образом, показатель значения S взят для расчета без учета площади лестниц и подвала, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нарушения (то есть использование при расчетах значения показателя S без учета площади подвалов) допущены, как следует из анализа технических паспортов, по домам № 10 по ул. Батальонная и 10в по ул. Транспортная в г. Кунгур (9 климатический район, 3-4-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки), дома № 14 по ул. Луначарского в г. Чернушка (14 климатический район, 5-9-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки).
Для многоквартирного дома по ул. Пятилетки, 185 в г. Березники (4 климатический район, 12-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение S административным ответчиком взято – 4333,5 кв. м, Sоб, - 3846,4 кв. м, однако в техническом паспорте на указанный дом, значение S не указано, при суммировании площадей жилых и нежилых помещений с помещениями, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме, значение 4335,5 кв.м не определяется.
Для многоквартирных домов №№ 48, 71 по ул. Мира в г. Соликамск (6 климатический район, 3-4-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение S административным ответчиком взято 1016,3 кв.м и 1178,5 кв.м соответственно, те же показатели взяты для значения Sоб, однако эти значения не могут совпадать, поскольку в указанных домах не могут отсутствовать места общего пользования. Кроме того, количество лестниц, являющихся местами общего пользования, указано в технических паспортах на указанные дома.
Для многоквартирного дома № 125 по ул. Набережная в г. Соликамск (6 климатический район, 5-9-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение S административным ответчиком взято 3184,9 кв.м, тот же показатель взят для значения Sоб, однако эти значения не могут совпадать, поскольку в указанном доме не могут отсутствовать места общего пользования. Кроме того, количество лестниц, являющихся местами общего пользования, указано в техническом паспорте на дом.
Для многоквартирного дома № 9а по ул. М.Сибиряка в г. Чернушка (14 климатический район, 3-4-этажные дома со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение S административным ответчиком взято – 1146,7 кв. м, Sоб - 1028,7 кв. м, однако в техническом паспорте на указанный дом, значение S не указано, при суммировании площадей жилых и нежилых помещений с помещениями, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме, значение 1146,7 кв.м не определяется.
Для многоквартирного дома № 50г по ул. Голованова в г. Кунгур (9 климатический район, 5-9-этажных многоквартирных (жилых) домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки) значение Sоб административным ответчиком взято 1882,9 кв. м с учетом указанных в техническом паспорте на дом площадей лоджий, балконов, террас, веранд и кладовых. Вместе с тем, согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Аналогичные нарушения по дому № 36 по ул. Свободы в г. Кунгур.
Значения S и Sоб используются при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в формулах 18 и 20 Правил № 306.
Использование недостоверных фактических данных значения S и Sоб, повлияло на размер оспариваемых нормативов. Применение расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг не должно являться произвольным, основанным на недостоверных и недостаточных фактических данных.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения нормативных правовых актов противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам № 306, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующими нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края со стенами из материалов всех категорий до и после 1999 года постройки, расположенных на территории 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16 климатических районов; 2-этажных домов со стенами из панелей, блоков, дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенных на территории 11 климатического района; 2-этажных домов со стенами из кирпича, камня, панелей, блоков, дерева, смешанных и других материалов после 1999 года постройки, расположенных на территории 11 климатического района, утвержденных приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края»; а также нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края всех этажностей и со стенами из материалов всех категорий до и после 1999 года постройки, расположенных на территории 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 климатических районов; 3-4 - этажных многоквартирных домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенных на территории 13 климатического района; 5-9–этажных многоквартирных домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенных на территории 13 климатического района; 1- этажных домов со стенами из камня, кирпича, дерева, смешанных и других материалов после 1999 года постройки, расположенных на территории 13 климатического района; 3-этажных домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных на территории 13 климатического района; 4-5 – этажных домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных на территории 13 климатического района, утвержденные приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия:
- нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края со стенами из материалов всех категорий до и после 1999 года постройки, расположенных на территории 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16 климатических районов; 2-этажных домов со стенами из панелей, блоков, дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенных на территории 11 климатического района; 2-этажных домов со стенами из кирпича, камня, панелей, блоков, дерева, смешанных и других материалов после 1999 года постройки, расположенных на территории 11 климатического района, утвержденные приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 г. № СЭД-24-02-46-133 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края»,
- нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края всех этажностей и со стенами из материалов всех категорий до и после 1999 года постройки, расположенных на территории 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 климатических районов; 3-4 - этажных многоквартирных домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенных на территории 13 климатического района; 5-9 – этажных многоквартирных домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, расположенных на территории 13 климатического района; 1- этажных домов со стенами из камня, кирпича, дерева, смешанных и других материалов после 1999 года постройки, расположенных на территории 13 климатического района; 3-этажных домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных на территории 13 климатического района; 4-5 – этажных домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки, расположенных на территории 13 климатического района, утвержденные приказом Министерства жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 г. № СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода».
Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части, с учетом доводов, изложенных в мотивировочной части решения суда.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись)
Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-73/2023 (3а-667/2022) Пермского краевого суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 сентября 2023 г.