Копия к делу № 3а-66/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2017 года город Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Муращенко М.Д.,
при секретаре судебного заседания Паранук Д.Х.,
с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея Брантовой А.М.,
представителя административного ответчика Регионального отделения в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Бриних В.А.,
представителя заинтересованного лица Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Адыгея Сташ Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Региональному отделению в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» о приостановлении деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея (далее Управление) обратилось с иском о приостановлении деятельности Регионального отделения в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» (далее Региональное отделение, Отделение, Политическая партия) сроком на шесть месяцев на основании пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в нарушение положений пункта 4 статьи 49, пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4, пунктов 4 и 9 статьи 23, пункта 4 статьи 24, статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также требований устава Политической партии, Председатель Совета Регионального отделения Бриних В.А. без согласования с коллегиальным выборным постоянно действующим руководящим органом – Советом Регионального отделения – обращался, начиная с 01 декабря 2016 года в МВД по Республике Адыгее, иные органы и организации о мошеннических действиях с переданным безвозмездно жителям Адыгеи имуществом – овцами в количестве 640 голов.
В связи с указанными нарушениями в адрес руководящего органа Регионального отделения Управлением 06 июля 2017 года вынесено письменное предупреждение, о чем письменное сообщение направлено в адрес политической партии. Однако в установленный срок выявленные нарушения ответчиком не устранены, что в силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» является основанием для приостановления деятельности регионального отделения сроком до шести месяцев.
В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении требования, ссылаясь на то, что проверяемая деятельность Регионального отделения полностью соответствует уставным целям и задачам.
В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея Брантова А.М. поддержала заявленное требование и доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, указала на то, что к представленной выписке из протокола внеочередного заседания от 01 декабря 2016 года, как и к показаниям допрошенных в суде свидетелей следует отнестись критически, поскольку при проведении внеплановой документарной проверки и вынесении предупреждения о данном заседании Управление не было поставлено в известность. Кроме того, в объяснениях членов Совета Регионального отделения, полученных в ходе доследственной проверки КУСП ОМВД России по г.Майкопу №24006, нет сведений о том, что Председатель Совета известил их о публикациях в Сети Интернет и обращениях в правоохранительные органы. В связи с этим считает предупреждение от 06 июля 2017 года неисполненным.
Председатель Совета Регионального отделения в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Бриних В.А. иск не признал. В обоснование указал, что Управление вышло за пределы предмета при проведении внеплановой документарной проверки, заявленного в требовании прокурора г.Майкопа. Кроме того, согласно уставу политической партии он, как Председатель Совета Регионального отделения, может принимать решения оперативного характера с последующим информированием Совета. О том, что 01 декабря 2016 года он обратился с заявлением о возможном хищении в правоохранительные органы, уведомил Совет Регионального отделения в тот же день, что подтверждается протоколом внеочередного заседания. Предупреждение не обжаловано, так как он ждал ответа на свое возражение.
Представитель заинтересованного лица Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Адыгея Сташ Б.К. требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея о приостановлении деятельности политической партии считал обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Чундышко З.Т., Коблева С.П., Куек А.Ю., исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования о приостановлении деятельности подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Региональное отделение в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» (далее Отделение, Политическая партия) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 18 июня 2013 года (учетный номер №).
Запись о государственной регистрации Регионального отделения внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в Единый государственный реестр юридических лиц 18 июня 2013 года за основным государственным регистрационным номером №
Устав Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» (далее - Устав), утвержденный 11 февраля 2012 года на съезде Партии, является действующим.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Уставом Политической партии, на основании которого осуществляет сою деятельность Региональное отделение, такая норма также отнесена к компетенции коллегиального выборного постоянно действующего руководящего органа – Совета Регионального отделения (пункт 8.22.4 устава).
Согласно пункту 8.22 устава Совет Регионального отделения решает все вопросы, относящиеся к деятельности Регионального отделения, кроме вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (конференции) Регионального отделения.
К полномочиям Совета Регионального отделения относятся, в том числе:
- разработка стратегии и тактики деятельности Регионального отделения, выработка позиции Регионального отделения по актуальным проблемам текущей политики (пункт 8.22.5),
- принятие решения по иным вопросам деятельности Регионального отделения в пределах своей компетенции (пункт 8.22.17).
Таким образом, любые решения, связанные с деятельностью Регионального отделения, принимаются его коллегиальным выборным постоянно действующим руководящим органом – Советом Регионального отделения.
Исполнение принятых Советом Регионального отделения решений и представление интересов без доверенности в государственных, судебных, правоохранительных органах и иных организациях осуществляется Председателем Совета Регионального отделения (пункты 8.27.1, 8.27.2, 8.27.3 устава).
По требованию прокуратуры г.Майкопа Республики Адыгея от 26 мая 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея в период с 08 июня 2017 года по 06 июля 2017 года была проведена внеплановая документарная проверка Регионального отделения на предмет соответствия деятельности целям и задачам, предусмотренным уставом Политической партии, в связи с информацией о том, что поступившие в МВД по Республике Адыгея заявления, сообщения и ходатайства Председателя Совета Регионального отделения Бриних В.А. не соответствуют задачам и целям, определенным уставом Политической партии.
В ходе проверки Управлением было установлено, что 01 декабря 2016 года в МВД по Республике Адыгея поступило заявление председателя Совета Регионального отделения Бриних В.А. о мошеннических действиях с переданным безвозмездно жителям Адыгеи имуществом – овцами в количестве 640 голов.
На основании поступившей из прокуратуры г.Майкопа информации, материалов, полученных в рамках контрольных мероприятий из Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Адыгея и Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Адыгея, а также предоставленных Председателем Совета Регионального отделения Бриних В.А. документов, Управление установило, что в действиях Председателя содержатся нарушения норм федерального законодательства.
Из объяснений Бриних В.А. от 02 декабря 2016 года и 07 апреля 2017 года, полученных сотрудниками ЦПЭ МВД по Республике Адыгея в рамках доследственной проверки КУСП ОМВД России по г.Майкопу № 24006 от 01 декабря 2016 года следует, что все действия Бриних В.А., как Председателя Совета Регионального отделения, осуществлялись самостоятельно, без согласования с коллегиальным выборным постоянно действующим органом Регионального отделения – Советом.
Необходимость принятия решения по данным вопросам Советом Регионального отделения вытекает и из положений пункта 9 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях», согласно которому члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.
Таким образом, Управление считает, что все действия Председателя Совета Регионального отделения Бриних В.А. по вышеуказанным фактам осуществлялись им в нарушение положений статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», в соответствии с которой региональные отделения политических партий обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
06 июля 2017 года Управление вынесло Региональному отделению предупреждение № 01/03-1429, обязывающее устранить допущенные нарушения действующего законодательства в срок до 07 августа 2017 года (получено 12 июля 2017 года).
На предупреждение № 01/03-1429 от Председателя Совета Регионального отделения Бриних В.А. поступили возражении от 17 июля 2017 года, в которых Бриних В.А. с ним не согласился. В возражении указал, что Управление вышло за пределы предмета при проведении внеплановой документарной проверки, заявленного в требовании прокурора г.Майкопа. Кроме того, в акте проверки отсутствуют указания на нарушение им, как Председателем, пределов компетенции политической партии. Согласно уставу политической партии он, как Председатель Совета Регионального отделения, может принимать решения оперативного характера с последующим информированием Совета.
Предупреждение Региональным отделением не обжаловано в суд.
Согласно выписке из протокола внеочередного заседания Совета Регионального отделения 01 декабря 2016 года в 18 час. членами Совета Чундышко З.Т., Коблева С.П., Куек А.Ю. принята к сведению информация о том, что Председатель Совета 01 декабря 2016 года обратился в Отдел МВД России по г.Майкопу с сообщением о возможном хищении в сентябре 2016 года жертвенных животных, предоставленных малоимущим жителям Республики Адыгея на праздник Курбан-Байрам Фондом имени Героя России А.Х. Кадырова. Члены Совета решили поручить Бриних В.А. вести мониторинг ситуации с проведением доследственной проверки информации, взаимодействовать с правоохранительными органами и докладывать о продвижении проверки.
В соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Регионального отделения от 17 августа 2017 года те же члены Совета проинформированы Председателем Бриних В.А. о ходе доследственной проверки и предпринятых Председателем Совета действиях оперативного характера, с одобрением таких действий.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Коблев С.П. показал, что в начале декабря 2016 года с 17 до 18 час. на внеочередном заседании члены Совета Регионального отделения в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Чундышко З.Т., Куек А.Ю. и он были проинформированы с последующим одобрением действий о том, что Председатель Совета Бриних В.А. 01 декабря 2016 года обратился в Отдел МВД России по г.Майкопу с сообщением о возможном хищении в сентябре 2016 года жертвенных животных, предоставленных малоимущим жителям Республики Адыгея на праздник Курбан-Байрам Фондом им.Героя России А.Х.Кадырова.
Свидетель Чундышко З.Т. в судебном заседании показал, что 01 декабря 2016 года в 18 час. на внеочередном заседании члены Совета Регионального отделения в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Коблев С.П., Куек А.Ю. и он были проинформированы с последующим одобрением действий о том, что Председатель Совета Бриних В.А. 01 декабря 2016 года обратился в Отдел МВД России по г.Майкопу с сообщением о возможном хищении в сентябре 2016 года жертвенных животных, предоставленных малоимущим жителям Республики Адыгея на праздник Курбан-Байрам Фондом имени Героя России А.Х. Кадырова.
Свидетель Куек А.Ю. в судебном заседании показал, что 01 декабря 2016 года в 18 час. на внеочередном заседании члены Совета Регионального отделения в Республике Адыгея Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Коблев С.П., Куек А.Ю. и он были проинформированы с последующим одобрением действий о том, что Председатель Совета Бриних В.А. 01 декабря 2016 года обратился в Отдел МВД России по г.Майкопу с сообщением о возможном хищении в сентябре 2016 года жертвенных животных, предоставленных малоимущим жителям Республики Адыгея на праздник Курбан-Байрам Фондом имени Героя России А.Х. Кадырова.
В объяснении от 09 декабря 2016 года, отобранном заместителем начальника ЦПЭ МВД по Республике Адыгея в ходе доследственной проверки КУСП ОМВД России по г.Майкопу № 24006, Бриних В.А. указал, что 30 ноября 2016 года разместил информацию о возможном хищении жертвенных животных на своей личной странице в Facebook, а 01 декабря 2016 года он, как Председатель Совета Регионального отделения, обращался в правоохранительные органы.
В объяснении от 07 апреля 2017 года, отобранном начальником отделения №2 ЦПЭ, Бриних В.А. указал, что с марта 2016 года является Председателем Совета Регионального отделения и имеет право без доверенности представлять организацию во всех организациях, самостоятельно обращаться по любым вопросам деятельности организации в любые правоохранительные, надзирающие и судебные структуры. В связи с этим он самостоятельно обратился в правоохранительные органы с сообщением о преступлении, а позже, на ближайшем заседании Совета РЭП «Зеленые», он уведомил членов Совета по факту подачи заявления в ОМВД России по г.Майкопу о возможной краже жертвенных животных.
В объяснении от 10 декабря 2016 года в ЦПЭ МВД по Республике Адыгея Коблев С.П. указал, что 01 декабря 2016 года в помещении Майкопской городской общественной организации «Адыгэ Хасэ – Черкесский Совет» при просмотре социальной сети Facebook узнал о размещении Бриних В.А. публикаций про хищение жертвенных животных. Он не интересовался у Бриних В.А., откуда у него информация и не созванивался с ним в период размещения информации, последний раз он звонил Бриних В.А. примерно 06 ноября 2016 года. К размещению данных материалов он относится положительно. Не давал оценку действиям Бриних В.А. с точки зрения морали, так как информацию получил и обращался в органы государственной власти для проведения проверки правильности распределения жертвенных животных лично сам Бриних В.А.
В объяснении от 04 сентября 2017 года Коблев С.П. показал, что Бриних В.А. сообщил членам Совета Регионального отделения о размещении статьи и обращении в ОМВД России по г.Майкопу по указанному вопросу 01 декабря 2016 года около 18 час. На заседании Совета 17 августа 2017 года обсуждали вопрос о том, что Бриних В.А. получил отказ в возбуждении уголовного дела по ранее поданному им заявлению, с предложением продолжить обращения. Информация о наличии предупреждения Управления Министерства юстиции России по Республике Адыгея о несоответствии деятельности уставным целям и задачам ему не доводилась.
В объяснении от 31 августа 2017 года Коблев С.П. показал, что Бриних В.А. сообщил членам Совета Регионального отделения о размещении статьи и обращении в полицию по указанному вопросу 01 декабря 2016 года. Около двух недель назад Бриних В.А. сообщил об отказе в возбуждении уголовного дела и члены Совета проголосовали за обжалование такого отказа.
Показания свидетелей, данные ими в ходе рассмотрения административного дела о проведении заседания и принятия решения Советом Регионального отделения 01 декабря 2016 года об одобрении действий Председателя Совета Бриних В.А. судом оцениваются критически, поскольку о данном обстоятельстве не упоминается в первоначальных объяснениях Коблева С.П. и самого Бриних В.А., данных ими ЦПЭ МВД по Республике Адыгея в рамках доследственной проверки, а также такая информация не была представлена при проведении документарной проверки и после вынесения предупреждения Управлением Министерства юстиции России по Республике Адыгея.
Таким образом, суд соглашается с административным истцом о том, что по состоянию на 07 августа 2017 года и до настоящего времени выявленные в деятельности Регионального отделения политической партии нарушения действующего законодательства не устранены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
Таким образом, неустранение Региональным отделением политической партией нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, является основанием для приостановления ее деятельности.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о приостановлении деятельности политической партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
Довод административного ответчика о том, что на возражение от 17 июля 2017 года по акту внеплановой проверки Региональным отделением не получен ответ, что повлекло нарушение его прав, на существо рассмотрения дела не влияет.
Кроме того, как указано в ответе Управления от 20 октября 2017 года Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организацией уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организацией, иностранных некоммерческих неправительственных организацией заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456, не содержит положений по информированию некоммерческой организации, в отношении которой проводилась проверка, о результатах рассмотрения представленных возражений в отношении акта проверки и (или) выданного предупреждения об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Региональному отделению в Республике Адыгея политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» о приостановлении деятельности удовлетворить.
Приостановить деятельность Регионального отделения в Республике Адыгея политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» (основной государственный регистрационный номер №) на срок 3 (три) месяца.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение суда составлено 12 ноября 2017 года.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись М.Д. Муращенко
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея М.Д. Муращенко