Дело № 3а-66/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе
председательствующего судьи Можаевой С.Г.,
при секретаре Губаревой А.О.,
с участием представителей административного истца Игнатенко Т.А., представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области Конева В.С., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области Филипповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восток-Запад» к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
ООО «Восток-Запад» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области и Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Требования административного истца мотивированы тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 2750 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, расположенного по адресу: <.......> Участок принадлежит Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 07 августа 2014 года была определена в размере 20 309 410 руб. 00 коп. В настоящее время данная стоимость является архивной. Рыночная стоимость по состоянию на 07 августа 2014 года, согласно отчету независимого оценщика, составляет 11 553 000 руб. Заявление, поданное арендатором в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области, решением от 24 января 2017 года было отклонено.
Административный истец указывает, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, но он имеет право ее оспаривать, так как на дату обращения административного истца в комиссию у него сохранялось право на применение результатов пересмотра для целей, установленных законодательством, а именно – для исчисления арендной платы в меньшем размере. Для защиты своих прав административный истец обратился в суд (л.д. 126-129).
Представитель административного истца Игнатенко Т.А. (л.д. 19, 140) в судебном заседании уточнила исковые требования, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной на период с 07 августа 2014 года по 31 декабря 2016 года (л.д. 201), полностью поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области Конев В.С. (л.д. 171-172) в судебном заседании поддержал письменный отзыв (л.д. 183-186), возражений против заявленных требований не представил.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области Филиппова А.А. (л.д. 199-200) поддержала письменный отзыв (л.д. 188-191), просила исключить управление из числа ответчиков.
Представитель административного ответчика ДИО Тюменской области и представитель административного ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, административный ответчик Правительство Тюменской области представил отзыв (л.д. 180-182).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с нормами ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 1 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, административный истец ООО «Восток-Запад» является действующим юридическим лицом (л.д. 141-166).
ООО «Восток-Запад» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 2750 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, расположенного по адресу: <.......> Арендодателем выступает Департамент имущественных отношений Тюменской области. Участок находится в собственности Российской Федерации.
Эти обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка от 02 сентября 2014 года, из раздела 4 которого, и приложения, следует, что арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 8-14), договором от 17 октября 2014 года уступки прав и обязанностей по договору № 23-30/2040 аренды земельного участка от 02 сентября 2014 года (л.д. 7).
Из кадастровой справки, представленной истцом, усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> на 07 августа 2014 года определена в размере 20 309 410 руб. (л.д. 15).
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту решения - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, административным истцом представлен отчет об оценке от 19 декабря 2016 года, выполненный оценщиком ООО «Бизнес-Аудит» a4 (л.д. 20-94).
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, по состоянию на 07 августа 2014 года составляет 11 553 000 руб.
На указанный отчет экспертным советом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» дано положительное экспертное заключение № 003/2017 от 15 марта 2017 года, в котором сделан вывод о соответствии отчета оценщика a4 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными (л.д. 95-119).
Суд учитывает, что оценщик ООО «Бизнес-Аудит» a4, выполнившая оценку участка, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, гражданская ответственность оценщика застрахована по договору страхования, она прошла соответствующую профессиональную подготовку, на отчет представлено положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в совокупности с другими представленными доказательствами, принимая во внимание отсутствие каких-либо возражений административных ответчиков в отношении отчета, суд признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Достаточных доказательств несоответствия вышеназванного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, суду не представлено.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена с применением метода массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как в отчете оценщика производилась оценка конкретного земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 г. № 0111/16 по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области по состоянию на 01 января 2016 г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> определена в размере 7 568 660 руб., которая согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, изложенным в письменном отзыве, внесена в государственный кадастр недвижимости 13 ноября 2016 года.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из системного толкования вышеуказанных норм права и разъяснений следует, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, поскольку арендатором земельного участка он является с 17 октября 2014 года, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка им подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области 27 декабря 2016 года, и было отклонено решением № 8 от 24 января 2017 года (л.д. 16-17).
Таким образом, требование об установлении кадастровой стоимости на период с 07 августа 2014 года по 31 декабря 2016 года является необоснованным и не подлежит удовлетворению, так как обращение в комиссию имело место в 2016 году.
Суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 2750 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной 11 553 000 руб. 00 коп., по состоянию на 07 августа 2014 года, с указанием в соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в комиссию – 27 декабря 2016 г., исходя из которой кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2016 года и до 13 ноября 2016 г. – даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Восток-Запад» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 2750 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной 11 553 000 руб., по состоянию на 07 августа 2014 года, на период с 01 января 2016 года и до 13 ноября 2016 г. – даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В остальной части иска отказать.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 27 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда.
Решение принято в окончательной форме 16 мая 2017 года
Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Г. Можаева
Копия верна
Судья Тюменского областного суда С.Г. Можаева