Дело № 3а-66/2016
Решение
Именем Российской Федерации
19 февраля 2016 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. З.,
с участием представителя административного истца И.Н.А., действующей по доверенности от 20 января 2016 года (диплом <данные изъяты> регистрационный № от 25 апреля 2014 года)
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Развитие» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Развитие» (далее по тексту – ООО «ИП «Развитие») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость земельного участка по адресу: Удмуртская Республик, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 13354000,00 руб.; обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 13354000,00 руб.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 15833 кв.м., кадастровым номером <данные изъяты>, установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 28229332,39 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2007 года в размере 13354000,00 руб., определенную Отчетом независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит» об оценке рыночной стоимости земельного участка № ОКА180217/ЗУ от 13 ноября 2015 года. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Письменным заявлением административным истцом устранена техническая ошибка в части указания кадастрового номера земельного участка, просит считать кадастровый номер земельного участка <данные изъяты> указанный в описательной и просительной части административного искового заявления ошибочным, и читать кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца И.Н.А. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала. Поддержала ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем предоставил письменное заявление.
Согласно поступивших в суд пояснений по заявлению не возражают против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебное заседание представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства имущественный отношений Удмуртской Республики не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Город Ижевск» не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем предоставил письменное заявление.
Согласно поступивших в суд пояснений по заявлению не возражают против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебное заседание заинтересованное лицо Индивидуальный предприниматель Р.М.В., заинтересованное лицо С.Н.Ю., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Парк», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Курс», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «ПК Строительная промышленная компания», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Уралпромстрой», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Перфект», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Промспецстрой», заинтересованное лицо Д.А.А., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Добрячок», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Адгезив-Ижевск», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртский республиканский центр субконтрактации», заинтересованное лицо И.Е.П., заинтересованное лицо Щ.Д.В., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Дентофлекс», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Партнер групп», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Пожарное оборудование», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью производственное предприятие «Энергетические технологии», заинтересованное лицо К.Р.Ф., заинтересованное лицо Ш.С.Н., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Партнер Плюс» не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что 11 марта 2007 года между Администрацией города Ижевска (арендодатель) и Открытым акционерным обществом «Ижсталь» (арендатор) заключен договор аренды №. Предметом договора является земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 15833 кв.м, с адресом: <адрес> в <адрес>, участок предоставлен для эксплуатаций и обслуживания производственного здания волочильного цеха, сроком до 23 мая 2010 года (л. д. 14-28 том 1).
Пунктом 6.4 договора предусмотрено, что дополнения и изменения, вносимые договор, оформляются дополнительными соглашениями сторон, кроме случая, предусмотренного пунктом 2.7 договора.
Стороны согласны на вступление в договор на стороне арендатора иных правообладателей помещений, расположенных на участке. При этом соглашение о вступлении в договор заключается между арендодателем, стороной, вступающей в договор, а также арендатором, у которого изменяется доля в обязательственном праве об уплате арендных платежей (пункт 8.2 договора).
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 21 мая 2007 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 20 декабря 2007 года, Администрация города Ижевска и Открытое акционерное общество «Ижсталь» пришли к соглашению о том, что ОАО «Ижсталь» выбывает из договора аренды № от 11 марта 2007 года, а Р.М.В. вступает в договор аренды № от 11 марта 2007 года (л. д. 46-51 том 1)
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 14 февраля 2008 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 24 мая 2011 года, Администрация города Ижевска и Индивидуальный предприниматель Р.М.В. пришли к соглашению о том, что С.Н.Ю., ООО «Парк», ООО «Курс», ООО ПК «Строительно-промышленная компания», ООО «Уралпромстрой», ООО «Промспецстрой» вступают в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года. Пункт 2.1 договора читать в следующей редакции « 2.1. Настоящий договор заключен сроком до 08 апреля 2016 года и вступает в силу с момента государственной регистрации» (л. д. 29-38 том 1)
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 31 мая 2011 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 14 июля 2011 года, Администрация города Ижевска и Индивидуальный предприниматель Р.М.В. пришли к соглашению о том, что Д.А.А., ООО «Перфект» вступают в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 39-45 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 21 июля 2011 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 28 мая 2012 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Добрячок» пришли к соглашению о том, что ООО «Добрячок» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 52-55 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 09 июня 2012 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № 3728/6 от 21 августа 2012 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Адгезив-Ижевск» пришли к соглашению о том, что ООО «Адгезив-Ижевск» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 56 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 14 сентября 2012 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 25 сентября 2012 2012 года, Администрация города Ижевска и Н.Т.А. пришли к соглашению о том, что Н.Т.А. вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 90-91 том 2).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 24 октября 2012 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 12 октября 2012 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртский региональный центр субконтрактации» пришли к соглашению о том, что ООО «УРЦС» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 57-64 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 24 октября 2012 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 06 ноября 2012 года, Администрация города Ижевска и И.Е.П. пришли к соглашению о том, что И.Е.П. вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 65-67 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 30 ноября 2012 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 07 декабря 2012 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Дентофлекс» пришли к соглашению о том, что ООО НПФ «Дентофлекс» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 68-69 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 18 декабря 2012 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 12 марта 2013 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Партнер Групп» пришли к соглашению о том, что ООО «Партнер Групп» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 92 том 2).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 28 марта 2013 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 30 апреля 2013 года, Администрация города Ижевска и Щ.Д.В. пришли к соглашению о том, что Щ.Д.В. вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 70-71 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 13 сентября 2012 года.
Соглашением № от 12 августа 2013 года Администрации города Ижевска и Индивидуальный предприниматель Р.М.В.С.Н.Ю. Общество с ограниченной ответственностью «Парк», Общество с ограниченной ответственностью «Курс», Общество с ограниченной ответственностью ПК «Строительно-промышленная компания», Общество с ограниченной ответственностью «Адгезив-Ижевск», Н.Т.А., И.Е.П., Щ.Д.В., Д.А.А., Общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Дентофлекс», Общество с ограниченной ответственностью «Партнер Групп», Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртский региональный центр субконтрактации», Общество с ограниченной ответственностью «Добрячок», Общество с ограниченной ответственностью «Перфект» пришли к соглашению «пункт 2.1 договора читать в следующей редакции «2.1. Настоящий договор заключен сроком до 15 мая 2062 года и вступает в силу с момента его государственной регистрации» (л. д. 72-81 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 24 декабря 2013 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 10 октября 2013 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Пожарное оборудование» пришли к соглашению о том, что ООО «Пожарное оборудование» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 84 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 23 октября 2013 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 06 ноября 2013 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Энергетические технологии» пришли к соглашению о том, что ООО НПП «Энергетические технологии» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 93-96 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 27 ноября 2013 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 07 ноября 2013 года, Администрация города Ижевска и К.Р.Ф. пришли к соглашению о том, что К.Р.Ф. вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 97-100 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 27 ноября 2013 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 10 декабря 2013 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Партнер Плюс» пришли к соглашению о том, что ООО «Партнер Плюс» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 88-89 том 2).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 12 февраля 2014 года.Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 11 апреля 2014 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Парк» пришли к соглашению о том, что ООО НПФ «Дентофлекс» выбывает из договора аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 101-104 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 24 апреля 2014 года.
Соглашением о внесении изменений в договор аренды земли № от 31 июля 2014 года, Администрация города Ижевска и Общество с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Развитие» пришли к соглашению о том, что ООО «Индустриальный парк «Развитие» вступает в договор аренды земли № от 11 марта 2007 года (л. д. 105-108 том 1).
Соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 15 августа 2014 года.
Из уведомление о проведении регистрации ограничения (обременения) права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 05 сентября 2013 года за № следует, что по заявлению Ш.С.Н. проведена государственная регистрация Соглашения о внесении изменений в договор аренды земли от 16 августа 2013 года №, дата регистрации 05 сентября 2013 года на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание производственного здания волочильного цеха, общая площадь 15883 кв. м., адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый № (л. д. 93 том 2).
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным.
Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.
Уведомлением об отказе в принятии заявления к рассмотрению от 25 декабря 2015 года за № Комиссия уведомила ООО «ИП «Развитие» о том, что их заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости, поступившее в Комиссию 18 декабря 2015 года, не принято к рассмотрению в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л. д. 109, 110 том 1).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона № 135-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – Постановление № 275).
В приложении № 2 отражены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года, отражен кадастровой квартал <данные изъяты>, относящийся к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования которого – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09 ноября 2015 года №, сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в государственный кадастр недвижимости 10 октября 2005 года (л. д. 179 оборотная сторона том 1).
При рассмотрении дела установлено, что в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик спорного земельного участка, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, не вносилось. Кадастровая стоимость земельного до настоящего времени не изменялась и остаётся прежней.
В судебном заседании установлено, что расчет арендных платежей по договору аренды производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора, ООО «ИП «Развитие» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит» об оценке рыночной стоимости земельного участка № ОКА180217/ЗУ от 13 ноября 2015 года следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 января 2007 года составила 13354000,00 руб. (л. д. 112-188 том 1).
Согласно положительного экспертного заключения на данный отчет, выполненного экспертом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Свободный оценочный департамент» № от 04 декабря 2015 года, экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (л. д. 189-204 том 1).
В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности отчета об оценке не представлено, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит» об оценке рыночной стоимости земельного участка № ОКА180217/ЗУ от 13 ноября 2015 года по состоянию на 01 января 2007 года в размере 13354000,00 руб.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» утверждены очередные результаты удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2015 года (в том числе кадастровой квартал <данные изъяты>, относящийся к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>).
Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».
Суд не находит правовых оснований для удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости в размере 13354000,00 руб., поскольку согласно статье 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом и в порядке, установленном указанной нормой.
Рассматривая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд исходит из следующего.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 10 октября 2005 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд административный истец обратился 11 января 2016 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока.
Поскольку статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации – 15 сентября 2015 года, а в ранее действовавшем законодательстве не был установлен срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок – подлежащим восстановлению.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Развитие» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> в размере его рыночной стоимости 13354000,00 рублей, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Развитие» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 13354000,00 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 февраля 2016 года.
Судья Н. Ф. Машкина