ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/2017 от 24.01.2018 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело №3а-8/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2018 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сычева Ю.В.,

при секретаре Бармашовой Д.А.,

с участием прокурора Тарченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Районному Совету муниципального района «Износковский район» Калужской области, Администрации муниципального района «Износковский район» Калужской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛА:

решением Районного Совета муниципального образования «Износковский район» Калужской области от 22 декабря 2009 года № 267 утверждена схема территориального планирования муниципального района «Износковский район» Калужской области.

Решением Районного Совета муниципального района «Износковский район» Калужской области от 06 апреля 2017 года № 81 утверждены изменения вносимые в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район», заключающиеся в том, что пункт 2 раздела 8 «Результаты комплексного градостроительного анализа территории Износковского района» тома 2 дополнен таблицей «Планируемый перевод земель из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Из данного дополнения Схемы в виде таблицы следует, что планируется перевод земельных участков с кадастровыми номерами , общей площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель «Земли населенных пунктов» в категорию земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

ФИО1, обратившись в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением и уточнив его требования, просил признать незаконным и недействующим пункт 2 раздела 8 «Результаты комплексного градостроительного анализа территории Износковского района» тома 2 в части дополнения его таблицей «Планируемый перевод земель из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», внесенного изменениями в Схему территориального планирования муниципального района «Износковский район» утвержденными решением Районного Совета муниципального района «Износковский район» № 81 от 06 апреля 2017 года.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что оспариваемым дополнением в Схему земельные участки выводятся из категории земель «земли населенных пунктов» в категорию земель «земли промышленности» с целью строительства полигона для твердых бытовых отходов. Таким переводом земель нарушается его право на благоприятную окружающую среду, поскольку полигон ТБО, представляющий собой опасность для экологии, будет размещаться в непосредственной близи от <адрес>, где он проживает с семьей, имеет жилой дом и земельный участок.

Указывает, что оспариваемые им положения Схемы, подготовлены и утверждены с нарушением пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 3 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункта 5 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Представитель административного истца ФИО1 адвокат Ивановская Л.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административных соответчиков - Районного Совета муниципального района «Износковский район», Администрации муниципального района «Износковский район», заинтересованных лиц - Администрации муниципального образования сельского поселения «Деревня Михали», Главы муниципального района «Износковский район», по доверенностям ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица – Управления архитектуры и градостроительства Калужской области, извещавшегося о месте и времени судебного заседания.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Схемы территориального планирования муниципальных районов являются документами территориального планирования муниципальных образований (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схем территориального планирования муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статья 7 Закона № 131-ФЗ).

Содержание схемы территориального планирования муниципального района определено статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Порядок подготовки и утверждения данной схемы, а также внесение в нее изменений определены статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей выполнение требований статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательное согласование проекта этой схемы, учет предложений заинтересованных лиц.

Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение в нее изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального района.

Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района, определены статьей 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В частности, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений (ч.3).

Суд, учитывая, вышеприведенные положения федерального законодательства, в том числе положения статьи 24 Устава муниципального района «Износковский район», предусматривающих, что к компетенции Районного Совета муниципального района «Износковский район» относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления и в пределах своей компетенции.

Данный акт принят в форме решения, что также соответствует положениям статьи 25 Устава муниципального района «Износковский район».

Согласно статье 23 Устава муниципального района «Износковский район» заседание Районного совета муниципального района не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов.

По делу представлена копия протокола № 17 заседания Районного совета муниципального района «Износковский район» от 06 апреля 2017 года (л.д.<данные изъяты>), из которой видно, что вопрос о принятии оспариваемого по настоящему делу решения был включен в повестку дня, необходимый для принятия указанного решения кворум имелся, по соответствующему вопросу проголосовало 13 присутствовавших депутатов (общее количество депутатов – 15).

Частью 3 статьи 47 Закона № 131-ФЗ установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В силу положений статьи 7 Устава муниципального района «Износковский район» муниципальные правовые акты муниципального района, носящие нормативный характер, публикуются в районной газете «Рассвет».

Решение Районного Совета муниципального района «Износковский район» от 06 апреля 2017 года № 81 подписано Главой муниципального района «Износковский район», в пункте 3 которого указано, что указанное решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования (л.д.<данные изъяты>).

Установлено, что решение Районного Совета муниципального района «Износковский район» от 06 апреля 2017 года № 81 (с полным текстовым приложением утвержденных изменений, внесенных в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район») опубликовано в газете «Рассвет» 18 апреля 2017 года № 29 (л.д.<данные изъяты>).

Установлено, что собственником планируемых дополнением Схемы в виде таблицы к переводу земельных участков с кадастровыми номерами является общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Содружество», а земельные участки с кадастровыми номерами относятся к собственности публично-правовых образований.

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений по ним, принятого в целях согласования указанных документов в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 21 и частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 07 марта 2008 года № 92, по представленному проекту изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район» Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, на которое возложена обязанность по подготовке сводных заключений, дано положительное заключение (л.д.<данные изъяты>).

Суд принимает во внимание данное Управлением сводное заключение, подготовленное на основании заключений уполномоченных отраслевых органов Калужской области, из которых следует, что приняты решения о согласовании проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район» без замечаний (л.д.<данные изъяты>).

Также суд учитывает, что проект изменений в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район» был 09 февраля 2017 года согласован с органами местного самоуправления сельских поселений (МО СП «Деревня Михали», МО СП «Деревня Алексеевка», МО СП «Деревня Ивановское», МО СП «Село Извольск», МО СП «Село Износки», МО СП «Село Льнозавод», МО СП «Поселок Мятлево», МО СП «Деревня Ореховня», МО СП «Село Шанский Завод», МО СП «Деревня Хвощи»), входящих в состав МО МР «Износковский район», что подтверждается представленным в дело листом согласований (л.д.<данные изъяты>).

Таким образом, судом не установлено каких-либо существенных нарушений процедуры согласования проекта изменений схемы территориального планирования муниципального района «Износковский район», которые могли бы являться основанием для признания недействительным нормативного правового акта в оспариваемое части.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Утверждения административного истца и его представителя о допущенном нарушении положений пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основаны на том, что МО Сельское поселение «Деревня Михали» не принимало участие в переводе земельных участков из имеющейся категории в иную категорию земель и не давало согласия на такой перевод.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Утверждения о нарушении пункта 3 части 3 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» основаны на том, что фактически отсутствует обоснование перевода земельных участков из имеющейся категории в иную категорию земель.

В силу пункта 5 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую к ходатайству, в числе других документов, прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Утверждения о нарушении пункта 5 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» основаны на том, что не было истребовано согласие ООО «Содружество», являющегося собственником двух переводимых земельных участков, на перевод их земельных участков из имеющейся категории в иную категорию.

Однако с такими утверждениями о нарушении требований законодательства, связанного с осуществлением перевода земельных участков из одной категории в другую, согласиться нельзя в виду следующего.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», других федеральных и региональных законов, нормативно-правовых актов.

В частности, порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается обоснованное ходатайство, к которому прилагаются соответствующие документы, по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст.ст.2, 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В соответствии со статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит положение о территориальном планировании, включающем в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Схема территориального планирования муниципального района является документом территориального планирования, разрабатываемым и принимаемым в порядке ст.ст.9,19-21 Градостроительного кодекса РФ, которыми установлены требования к ее составу и содержанию, а также процедуре ее подготовке и утверждения.

Таким образом, сами по себе оспариваемые изменения и дополнения в Схему, заключающиеся в планируемом переводе земельных участков из одной категории в другую, не регулируют и не решают вопросы фактического перевода земельных участков из одной категории в другую, они регулируют вопросы планирования развития территории муниципального района.

Исходя из этого, доводы административного истца и его представителя о том, что при подготовке и утверждении оспариваемых изменений и дополнений в Схему были нарушены требования пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ, пункта 3 части 3 статьи 2, пункта 5 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», являются необоснованными.

Относительно утверждений о нарушении положений части 5 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то следует учесть, что часть 5 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41- ФЗ, признана утратившей силу.

Установлено, что административный истец ФИО1 владельцем планируемых оспариваемым положением Схемы к переводу земельных участков, не является.

ООО «Содружество» являясь собственником двух планируемых к переводу земельных участков, обращалась в Калужский областной суд с аналогичными требованиями об оспаривании решения Районного Совета муниципального района муниципального района «Износковский район» от 06 апреля 2017 года № 81 «О внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район».

Определением Калужского областного суда от 19 января 2018 года принят отказ ООО «Содружество» от административного иска и прекращено производство в части административного искового заявления ООО «Содружество» об оспаривании решения Районного Совета муниципального района муниципального района «Износковский район» от 06 апреля 2017 года № 81 «О внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район».

Доводы административного истца, сводящиеся к тому, что принятие оспариваемых положений Схемы связано с намечаемым строительством на переводимых земельных участках полигона для твердых бытовых отходов, что может оказать негативное влияние на окружающую природную среду и условия проживания, материалами дела не подтверждены.

Оспариваемые положения схемы территориального планирования МР «Износковский район» не содержат информации о видах, назначении, характеристиках и наименованиях планируемых для размещения объектов на планируемых к переводу земельных участках.

Поскольку принятие оспариваемых изменений и дополнений в схему не устраняет из системы правового регулирования действие соответствующих нормативных правовых актов, а сама Схема определяет возможное развитие территории муниципального района, то сами по себе оспариваемые положения Схемы не могут нарушать прав административного истца в указанных им аспектах. Каких-либо доказательств, подтверждающих доводы административного истца о нарушении его права на благоприятную окружающую среду, не представлено, и обстоятельств, свидетельствующих об этом, судом не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку положения Схемы в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушены, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным и недействующим пункта 2 раздела 8 «Результаты комплексного градостроительного анализа территории Износковского района» тома 2 в части дополнения его таблицей «Планируемый перевод земель из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», внесенного изменениями в схему территориального планирования муниципального района «Износковский район» утвержденными решением Районного Совета муниципального района «Износковский район» № 81 от 06 апреля 2017 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Сычев