Дело № 3а-66/2021
УИД 37ОS0000-01-2021-000088-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
с участием прокурора Гурьевой Е.А.,
при секретаре Жаворонковой Е.А.,
при участии представителя административного истца Ивановского областного отделения политической партии «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - Немоляевой Е.Н.,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии Ивановской области Павлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского областного отделения политической партии «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии Ивановской области о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Ивановское областное отделение политической партии «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – Ивановское областное отделение Политической партии, Политическая партия) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Ивановской области от 03 сентября 2021 года №33/183-7 «О согласовании перечня избирательных участков и адресов (описаний мест) для организации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва дополнительной возможности голосования групп избирателей, проживающих в населённых пунктах или иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено».
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в оспариваемом постановлении незаконно и необоснованно содержатся ссылки на пункт 1.4 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 01 июля 2021 года № 13/103-8. Кроме того, административный истец полагает, что установленное в соответствии с пунктом 2 постановления ЦИК России от 18 июня 2021 года №11/87-8 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года в течение нескольких дней подряд», трехдневное голосование проводится, в том числе для предоставления возможности голосования избирателей, проживающих в населённых пунктах и иных местах, где отсутствует помещение для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, и позволит избирателям при желании проголосовать в помещении для голосования на своем избирательном участке. Вместе с тем, указанные в спорном постановлении дополнительные места не относятся к труднодоступным и отдаленным, в данный список также включены населенные пункты, где количество избирателей незначительно, при этом, по мнению административного истца, будет невозможно обеспечить присутствие необходимого количества членов комиссии с правом решающего голоса на всех дополнительных местах, указанных в оспариваемом постановлении. Административный истец полагает, что оспариваемым постановлением нарушены права Политической партии, выдвинувшей своих кандидатов, ввиду невозможности обеспечения контроля и наблюдения одновременно и избирательного участка, и дополнительного места для голосования, так как количество представителей партии в участковой избирательной комиссии ограничено законом и недостаточно для присутствия одновременно в указанных местах, в связи с чем проведение выборов в соответствии с принципами открытости, гласности и законности становится невозможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного истца с настоящим административным иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца Ивановское областное отделение политической партии «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Немоляева Е.Н., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ивановской области по доверенности Павлов А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований административного истца по основаниям письменных возражений, полагал, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно и прав административного истца не нарушает.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.
Согласно положениям статьи 80.1 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации голосование на выборах депутатов Государственной Думы может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не подлежит пересмотру (часть 1 упомянутой статьи). По решению ЦИК России в период, определенный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, в частности голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено (пункт 2 части 3 упомянутой статьи).
Постановлением ЦИК РФ от 18 июня 2021 года № 11/87-8 голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, назначено провести в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года. Кроме того, постановлено 17 и 18 сентября 2021 года провести на выборах и референдумах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, голосование с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Постановлением ЦИК РФ от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 на Избирательную комиссию Ивановской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва – по одномандатному избирательному округу № 91 «Ивановская область - Ивановский одномандатный избирательный округ» и одномандатному избирательному округу № 92 «Ивановская область - Кинешемский одномандатный избирательный округ».
ЦИК России 24 июля 2021 года приняла постановление № 30/258-8 «О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», которым были от данной Политической партии зарегистрированы 344 человека.
Постановлением Избирательной комиссии Ивановской области от 31 июля 2021 года № 19/114-7 ФИО8, выдвинутая политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 91 «Ивановская область - Ивановский одномандатный избирательный округ».
Право на обращение в суд административного истца – политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидат от которой зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 91 «Ивановская область - Ивановский одномандатный избирательный округ», и полагающей о нарушении своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым постановлением Избирательной комиссией Ивановской области, предусмотрено положениями части 2 статьи 239 КАС РФ.
Согласно пункту 1.4 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 01 июля 2021 года № 13/103-8 (далее – Положение), голосование 17 и 18 сентября 2021 года проводится также с использованием дополнительной возможности голосования - голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено (далее - дополнительная форма голосования).
Избирательные участки и адреса (описания мест) проведения такого голосования определяются по согласованию с соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации территориальными избирательными комиссиями не позднее 10 сентября 2021 года во взаимодействии с органами местного самоуправления. В этот же срок решения территориальных избирательных комиссий вместе с материалами (документами), подтверждающими обоснованность их принятия, направляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При принятии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации указанного решения о согласовании должны учитываться рекомендации ЦИК России по данному вопросу.
Как следует из материалов дела, решениями территориальных избирательных комиссий Ивановской области в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан РФ, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, на основании упомянутого пункта Положения, определен перечень избирательных участков и адресов (описаний мест) голосования групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
После поступления в Избирательную комиссию Ивановской области упомянутых решений территориальных избирательных комиссий Ивановской области вместе с материалами, подтверждающими обоснованность их принятия, в числе которых были представлены обращения граждан, проживающих в населенных пунктах и иных местах Ивановской области, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, с просьбой организации голосования с использованием дополнительной формы голосования, а также обращения органов местного самоуправления с соответствующей просьбой и описанием отдаленных территорий, Избирательной комиссией Ивановской области во исполнение указанного пункта Положения вынесено оспариваемое постановление от 03 сентября 2021 года №33/183-7 «О согласовании перечня избирательных участков и адресов (описаний мест) для организации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва дополнительной возможности голосования групп избирателей, проживающих в населённых пунктах или иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено».
Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства, а также учитывая, что возможность вынесения региональной избирательной комиссией постановления о согласовании перечня избирательных участков прямо предусмотрена пунктом 1.4 Положения, при этом оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то органом, с соблюдением порядка и срока его вынесения, суд приходит к выводу о несостоятельности довода административного истца о незаконности и необоснованности ссылки административного ответчика в оспариваемом постановлении на пункт 1.4 Положения.
В судебном заседании из представленных административным ответчиком материалов следует, что в Избирательную комиссию Ивановской области поступили решения 25 территориальных избирательных комиссий об определении избирательных участков и адресов (описание мест) групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, с приложением сведений, обосновывающих принятие указанных решений. Так, в качестве обоснования представлены сведения от органов местного самоуправления (администраций муниципальных районов, сельских поселений) об отсутствии помещений для голосования в населенных пунктах в месте жительства избирателей, об их удаленности на значительное расстояние - в пределах до 15 км, а в некоторых районах и до 30 км до места нахождения участковой избирательной комиссии, равно как и сведения об отсутствии транспортного сообщения на данных территориях либо больших интервалах движения имеющегося транспорта, что свидетельствует о том, что транспортное сообщение затруднено. Подтверждением данному обстоятельству являются и обращения в органы местного самоуправления граждан – избирателей, возраст которых в большинстве своем превышает 65 лет, старост населенных пунктов об оказании им помощи в организации голосования по месту их жительства.
Из представленных материалов также следует о принятии упомянутых решений территориальными избирательными комиссиями городских округов Иваново, Кинешма, Шуя, где транспортное сообщение в целом организовано. Но вместе с тем, как следует из пояснений представителя административного ответчика и не опровергнуто в судебном заседании, дополнительные места для голосования групп избирателей установлены лишь на небольшом количестве избирательных участков (г.Иваново – 5 мест, г.Шуя – 1 место, г.Кинешма - 9 мест), там где места жительства избирателей находятся на окраинах города и значительно удалены от помещений для голосования, а транспортное сообщение либо отсутствует, либо затруднено, поскольку расстояние до остановок общественного транспорта в пределах 1,5 – 2 км, что подтверждено приложенными картами, транспорт ходит редко. Кроме того, от избирателей данных участков, значительное количество которых составляют лица старше 65 лет, также представлены заявления с просьбой организовать голосование по месту их жительства.
Таким образом, суд считает, что принятие указанных решений направлено, прежде всего, на создание для избирателей удобных условий для голосования, и обоснование таких решений в соответствии с п.1.4 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 01 июля 2021 года № 13/103-8, представлены в Избирательную комиссию Ивановской области, что послужило основанием для принятия оспариваемого решения.
Представленные административным истцом подробные пояснения с приложением Яндекс-карт из общедоступной сети Интернет с расчетами расстояний удаленности мест для дополнительных мест голосования групп избирателей до помещений для голосования в участковых избирательных комиссиях и времени, затрачиваемого пешеходами для преодоления этих расстояний, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления и не опровергают доводы административного ответчика о цели принятого решения для создания удобных условий для голосования избирателей, поскольку в представленных расчетах, с приведением в большинстве своем длительных расстояний по несколько километров, не учтен возраст проживающих там избирателей и отсутствие у них возможности добраться до помещений для голосования при отсутствии общественного транспорта, что также подтверждается и заявлениями избирателей об организации голосования по месту их жительства.
Вместе с тем, суд учитывает, что не все муниципальные образования области обратились с ходатайствами об организации дополнительных мест для голосования групп избирателей, что свидетельствует, по мнению суда, о добровольности волеизъявления избирателей по данному вопросу.
Кроме того, вопреки доводам административного истца предоставление законодательством РФ дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан РФ путем голосования групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения голосования, и транспортное сообщение с которыми затруднено, является дополнительной мерой, направленной на соблюдение прав избирателей, проживающих в указанной местности, создание им максимального удобства для реализации избирательных прав, и не исключает возможности голосования данных избирателей в помещении для голосования на своем избирательном участке, в том числе с учетом утверждения ЦИК России пунктом 1 Постановления от 18 июня 2021 года №11/87-8 проведения голосования в течение трех дней.
Доводы административного истца о том, что указанные в спорном постановлении дополнительные места не относятся к труднодоступным и отдаленным, а в данный список также включены населенные пункты, где количество избирателей незначительно, не могут служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и необоснованным, учитывая, что утвержденный Избирательной комиссией Ивановской области в приложении к оспариваемому постановлению перечень соответствующих избирательных участков и адресов (описаний мест) для организации на предстоящих выборах дополнительной возможности голосования вышеуказанных групп избирателей был сформирован на основании представленных территориальными избирательными комиссиями в Избирательную комиссию Ивановской области решений с приложением списков, которые в свою очередь были подготовлены территориальными комиссиями во взаимодействии с органами местного самоуправления, с учетом поступивших обращений граждан, проживающих в данной местности, которые выразили желание голосовать в месте, наиболее удобном и приближенном к их месту жительства, при этом значительную часть граждан составляют пенсионеры. Оснований не доверять представленным сведениям у административного ответчика не имелось. При этом включение в данный перечень населенных пунктов, где количество избирателей является незначительным, но, вместе с тем в большинстве своем удаленность населенных пунктов, где установлены дополнительные места для голосования, до избирательных участков, является существенной (в пределах до 15 км и более), по мнению суда, напротив, является обоснованным, с учетом целей принимаемых дополнительных мер, направленных на соблюдение прав каждого избирателя.
Довод представителя административного истца о незначительном расстоянии от некоторых установленных мест голосования до избирательного участка (около 450 метров), как основание для признания оспариваемого Постановления незаконным, подлежит отклонению, поскольку, как следует материалов дела, территориальными избирательными комиссиями для принятия Избирательной комиссией Ивановской области оспариваемого решения представлено надлежащее обоснование, в том числе обращения граждан, проживающих в указанных местностях.
Довод о невозможности реализовать УИКам требование закона о выдаче бюллетеней лишь членом избирательной комиссии с правом решающего голоса ввиду невозможности его одновременного присутствия в разных местах голосования, также подлежит отклонению, поскольку из пояснений представителя административного ответчика следует, что участковыми избирательными комиссиями в настоящее время проводится работа по составлению графиков выезда в установленные оспариваемым постановлением адреса голосования указанных групп избирателей в присутствии двух членов УИКа с правом решающего голоса. Информация о датах, времени, избирательных участках и адресах (описаниях мест) проведения дополнительной формы голосования незамедлительно по мере поступления будет размещена на официальном сайте Избирательной комиссии Ивановской области в сети Интернет, а также не позднее 15 сентября 2021 года будет доведена до сведения избирателей соответствующего избирательного участка, в том числе путем размещения объявлений в доступных для всех местах, что соответствует нормам изложенным в п 1.5 Положения. Таким образом, будет обеспечено присутствие членов комиссии с правом решающего голоса на всех определенных оспариваемым постановлением местах для голосования.
Оценивая доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением избирательных прав и свобод Политической партии, выдвинувшей своих кандидатов на предстоящие выборы, ввиду невозможности обеспечения контроля и наблюдения одновременно и избирательного участка, и дополнительного места для голосования, так как количество представителей партии в участковой избирательной комиссии ограничено законом и недостаточно для присутствия одновременно в указанных местах, суд полагает их необоснованными в связи со следующим.
Действительно, частью 5 статьи 33 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено право политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу, назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
Вместе с тем, принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства, предусматривающие дополнительные возможности реализации избирательных прав граждан РФ посредством голосования упомянутых групп избирателей, учитывая, что при реализации данной формы голосования выезд УИКов в места для голосования будет осуществляться по графикам, размещенным на сайте Избирательной комиссии Ивановской области, информация о которых также будет размещена на стендах в доступных для всех местах, суд приходит к выводу, что предусмотренное законом присутствие не менее двух наблюдателей от Политической партии на каждый день голосования позволит обеспечить присутствие наблюдателей как на избирательном участке, так в дополнительных местах для голосования, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного ответчика. В этой связи суд полагает несостоятельными упомянутые доводы административного истца, учитывая, что оспариваемое постановление полностью согласуется с требованиями федерального закона, при этом нарушений прав и законных интересов административного истца административным ответчиком не допущено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения административного искового заявления политической партии «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Ивановского областного отделения политической партии «Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии Ивановской области о признании незаконным и отмене постановления отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения
Председательствующий: Мудрова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года