ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/2021 от 20.08.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2021 года г. Абакан

дело № 3а-66/2021

19OS0000-01-2021-000057-43

Верховный Суд Республики Хакасия,

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Сергеевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия о признании не действующим пункта 5 приложения № 5 приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019-2023 годы» в редакции приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 6 ноября 2020 г. № 27-т в части тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям «Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учета НДС)» на периоды с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.; с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала «Абаканская ТЭЦ» (далее – ТГК-13, общество, предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 5 приложения № 5 приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019-2023 годы» в редакции приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтариэнерго Хакасии, регулирующий орган) от 6 ноября 2020 г. № 27-т в части тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям «Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учета НДС)» на периоды с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.; с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Свои требования общество мотивировало тем, что данный приказ нарушает права и законные интересы истца на получение экономически обоснованного дохода при осуществлении регулируемого вида деятельности по производству тепловой энергии, а также лишает возможности направлять указанные средства на мероприятия по обеспечению надежности теплоснабжения.

Общество обратилось в регулирующий орган с заявлением о корректировке долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» на 2021 год, приложив к нему расчеты и обосновывающие документы. Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия необоснованно исключил из необходимой валовой выручки расходы по сомнительным долгам и уменьшил сумму расходов на сбыт. Полагает, что регулирующий орган нарушил положения статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 2, 7, 22, 25, 47, 62, 71, 73, 93, 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и пункта 11 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.

12 июля 2021 г. общество уточнило основания административного искового заявления, дополнительно указав на необоснованное исключение при расчете тарифов экономически обоснованных расходов предприятия по статье «амортизация» в отношении нового энергоблока Абаканской ТЭЦ. Полагает, что регулирующим органом не было исполнено апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 г. по делу № 55-АПА19-14.

В судебном заседании представитель административного истца ТГК-13 Жукова М.С., действующая на основании доверенности от 25 декабря 2020 г., требования административного искового заявления с учетом уточнения и дополнительных письменных возражений на пояснения Госкомтарифэнерго Хакасии поддержала, приводя изложенные в нём доводы.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Малахова Ж.А., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 г., требования административного искового заявления не признала, указав, что оспариваемый приказ принят в полном соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э, на основе экспертизы представленных административным истцом документов в соответствии с полномочиями Госкомтарифэнерго Хакасии. Расходы предприятия в части расходов по сомнительным долгам не были заявлены для включения в НВВ. Также не были заявлены расходы по статье «амортизация» на новый энергоблок. Полагает, что данные расходы не были заявлены предприятием в связи с необходимостью отнесения муниципального образования г. Абакан к ценовой зоне теплоснабжения, для чего требовалось снизить тариф на тепловую энергию для потребителей. Расходы на сбыт уменьшены с учетом представленных предприятием обосновывающих документов.

Прокурор Сергеева М.Д. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оспариваемый приказ не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе положений Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) и основывается, в том числе, на принципах соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (статьи 3 и 7 Закона о теплоснабжении).

Административным истцом, осуществляющим деятельность по снабжению потребителей на территории Республики Хакасия тепловой энергией и горячим водоснабжением, подлежащей государственному регулированию в соответствии с пунктами 1, 2, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, оспаривается приказ Минэкономразвития Хакасии от 19 декабря 2018 г. № 68-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019 – 2023 годы» в редакции приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 6 ноября 2020 г. № 27-т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019 – 2023 годы» (далее – приказ № 68-т).

В 2018 году государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности), согласно пунктам 1 и 4.15.2 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. № 153 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 5 декабря 2017 г. № 631), являлось Министерство экономического развития Республики Хакасия.

В настоящее время в силу пунктов 1.1 и 2.1.6 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. № 175, указанные полномочия осуществляет Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, выделенный из Министерства экономического развития Республики Хакасия на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. № 21 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2018 г. № 87-ПП «О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия».

Таким образом, приказ № 68-т с учетом изменений принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, направлен на установление и корректировку параметров регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», распространяется на неопределённый круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, то есть отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.

Процедура и форма принятия приказа, установленная пунктами 30 - 35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила) не нарушена, что подтверждается протоколом заседания Правления Госкомтариэнерго Хакасии от 6 ноября 2020 г. № 28, приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 6 декабря 2019 г. № 42-од «Об утверждении состава Правления».

Проект нормативного правового акта прошел в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу.

В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 24 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в газете «Хакасия» от 20 ноября 2020 г. № 223 и вступил в законную силу.

Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту «в» пункта 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования), в качестве одного из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения используется метод индексации установленных тарифов.

На основании заявления ТГК-13 от 27 апреля 2020 г. №№ 5/03-.1-35989/20-0-0 о пересмотре долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения с целью учета корректировки установленных тарифов на 2021 год приказом от 14 мая 2020 г. № 10-т/20 Госкомтарифэнерго Хакасии открыло дело № Т-8/21 об установлении цен (тарифов), определив состав рабочей группы для проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Из содержания пунктов 47, 62, 71, 93, 94 Основ ценообразования следует, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются, в том числе, расходы по сомнительным долгам, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, амортизация основных средств и нематериальных активов.

Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (абзац пятый пункта 73 Основ ценообразования).

Пунктом 11, абзацем первым пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания), предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации (пункт 29 Методических указаний).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата (пункт 13 Основ ценообразования).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил).

Предложенные предприятием для учета в составе необходимой валовой выручки расходы на сбыт в размере 165598,59 тыс. рублей были уменьшены до 40385,21 тыс. рублей. В состав необходимой валовой выручки включены амортизационные отчисления предприятия на сумму 26730,7 тыс. рублей, не включены расходы по сомнительным долгам.

Пунктом 28 Правил предусмотрено проведение органом регулирования экспертизы предложений об установлении цен (тарифов).

Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.

Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 29 Правил).

В нарушение указанного экспертное заключение по делу № Т-8/21 не содержит анализ экономической обоснованности по статье затрат предприятия «расходы на сбыт», а также обоснованный расчет суммы расходов, принятой экспертами.

Как следует из протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 6 ноября 2020 г. № 28 и пояснений свидетеля ФИО7 для расчета расходов на сбыт тепловой энергии на 2021 год экспертами количество абонентов-физических лиц принято 35596, юридических лиц – 233.

Данное решение обосновано ссылкой на приложение № 1 к агентскому договору от 1 апреля 2015 г. № АТЭЦ-15/20, заключенному с ООО «Сибирская теплосбытовая компания», с дополнительными соглашениями.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу пункта 20 Правил в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте «к» пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

Административным истцом не отрицается, что при направлении приложения № 1 к агентскому договору от 1 апреля 2015 г. № АТЭЦ-15/20 допущена техническая ошибка - приложение с указанием абонентов распечатано не в полном объеме.

В то же время, вместе с заявлением о корректировке тарифов на 2021 год были представлены отчёты агента о выполнении поручения за январь-декабрь 2019 года и январь-август 2020 года со счетами-фактурами, подтверждающими заключение на 31 августа 2020 г. 2872 договоров с юридическими лицами и 60682 договоров с физическими лицами на сумму 146276, 95 тыс. рублей без НДС по г. Абакану, что следует из описи документов и материалов для пересмотра тарифов, направленной вместе со скорректированным предложением от 13 октября 2020 г., а также из протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 6 ноября 2020 г. № 28.

В нарушение требований пункта 31 Основ ценообразования, пункта 20 Правил данные документы не получили оценку экспертов, противоречия между документами первичной отчетности и представленным в приложении № 1 к агентскому договору списком не были устранены.

При этом регулирующий орган располагал достоверными сведениями о заключенных ранее договорах: на 31 марта 2018 г. 2395 договоров с юридическими лицами и 1473 договора с физическими лицами, утверждены регулирующим органом на 2019 год расходы в сумме 110191,05 тыс. рублей; на 31 октября 2019 г. 2751 договор с юридическими лицами и 47704 договора с физическими лицами, утверждены регулирующим органом на 2020 год расходы в сумме 120590,73 тыс. рублей.

При таких обстоятельствах утверждение регулирующим органом в составе необходимой валовой выручки предприятия расходов на сбыт в сумме 40385,21 тыс. рублей нельзя признать обоснованным и соответствующим требованиям Основ ценообразования и Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункт 15 Правил).

Подпунктом «д» пункта 16 Правил предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагается расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Для корректировки тарифа на 2021 год ТГК-13 обращалось в регулирующий орган с двумя заявлениями – от 27 апреля 2020 г. и от 13 октября 2020 г., направленного взамен первого заявления.

Оба заявления и прилагаемые к ним обосновывающие документы поданы уполномоченными лицами предприятия.

В соответствии с описями документов, приложенных к заявлениям о пересмотре тарифов, в регулирующий орган и в апреле, и в октябре 2020 года были направлены реестры неподконтрольных расходов (производство теплоэнергии), приложение 5.3, где уполномоченными лицами ТГК-13 дважды указано на отсутствие расходов по сомнительным долгам на 2021 год.

В отсутствие предложения от регулируемой организации у Госкомтарифэнерго Хакасии не было обязанности по анализу иных поступивших от предприятия документов по данной статье расходов, нарушений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в указанной части не допущено.

Кроме того, права и законные интересы ТГК-13 в части расчета необходимой валовой выручки без учета расходов по сомнительным долгам не нарушены, поскольку предприятие вправе заявить данные расходы в следующем периоде регулирования в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 г. по делу № 55-АПА19-14 признан не действующим пункт 3 приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т и приложение № 3 к указанному приказу с даты принятия.

Из апелляционного определения следует, что органом регулирования при установлении тарифов для ТГК-13 на долгосрочный период 2019-2023 гг в нарушение действующего законодательства были исключены амортизационные отчисления предприятия в отношении нового энергоблока Абаканской ТЭЦ и общая сумма расходов по статье амортизация составила 24088,11 тыс. рублей вместо заявленных 141517 тыс. рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

До настоящего времени вступивший в законную силу судебный акт от 30 января 2020 г. по делу № 55-АПА19-14 не исполнен, корректировка тарифов на теплоснабжение для ТГК-13 с учетом включения в необходимую валовую выручку предприятия расходов по статье «амортизация» в полном объеме не осуществлена.

Доводы регулирующего органа об установлении расходов по статье «амортизация» при расчете тарифов на 2021 год по предложению ТГК-13 являются необоснованными.

В экспертном заключении по делу № Т-8/21 и в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 6 ноября 2020 г. № 28 указано, что по предложению предприятия сумма затрат по статье «амортизация» составляет 27463,73 тыс. рублей, принято регулирующим органом 26730,7 тыс. рублей.

Однако предложение ТГК-13 по статье «амортизация» содержалось не только в реестре неподконтрольных расходов, приложение 5.3 к заявлению об установлении тарифов, где в апреле указана сумма расходов на 2021 год 157435 тыс. рублей, а в октябре 27463,73 тыс. рублей, но и в расчете амортизационных отчислений, приложение 4.10, где и в апреле, и в октябре указана сумма амортизационных отчислений с ДПМ в размере 157385,85 тыс. рублей.

Данные расчеты были подтверждены реестром основных средств и инвентарными карточками.

В нарушение пунктов 20, 28, 29 Правил, пунктов 31, 73 Основ ценообразования орган регулирования не осуществил надлежащий анализ данных предложений, не устранил противоречия между ними путем истребования дополнительных документов, а само исключение из состава неподконтрольных расходов амортизационных отчислений на новый энергоблок Абаканской ТЭЦ противоречит выводам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в апелляционном определении от 30 января 2020 г. по делу № 55-АПА19-14, и осуществлено при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 33 Правил.

Ссылка Госкомтарифэнерго Хакасии на обстоятельства, связанные с отнесением муниципального образования города Абакана к ценовой зоне, не свидетельствует о правомерности корректировки тарифа, поскольку ни из совместного обращения администрации г. Абакана и ТГК-13 в Правительство Российской Федерации от 24 сентября 2020 г., ни из последующей переписки между регулирующим органом и ТГК-13 от 29 сентября 2020 г. и от 1 октября 2020 г. не усматривается согласие ТГК-13 на уменьшение в составе необходимой валовой выручки на 2021 год расходов предприятия на сбыт тепловой энергии и исключение расходов на амортизацию нового энергоблока Абаканской ТЭЦ.

Необоснованное уменьшение в составе необходимой валовой выручки расходов на сбыт тепловой энергии и амортизационные отчисления нарушает права предприятия на возмещение экономически обоснованных расходов и обеспечение обоснованной прибыли по регулируемому виду деятельности, а также на обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, гарантированных статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении и пунктом 11 Методических указаний.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим пункта 5 приложения № 5 приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т в редакции приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 6 ноября 2020 г. № 27-т в части тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям «Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учета НДС)» на периоды с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.; с 1 января 2021г. по 31 декабря 2021 г.

Поскольку данный нормативный правовой акт в оспариваемой части имеет ограниченный срок действия на 2021 год и признание отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», он подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Учитывая, что в связи с признанием не действующим Приказа № 68-т в редакции Приказа № 27-т возникает недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, затрагивающая права и законные интересы не только административного истца, но и неопределенного круга лиц, пользующихся или желающих воспользоваться услугами предприятия, цены на которые подлежат государственному регулированию, суд полагает необходимым обязать Госкомтарифэнерго Хакасии в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять новый нормативный правовой акт, регулирующий спорные правоотношения.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия пункт 5 приложения № 5 приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019-2023 годы» в редакции приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 6 ноября 2020 г. № 27-т в части тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям «Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учета НДС)» на периоды с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.; с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

Обязать Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять новый нормативный акт, заменяющий приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19 декабря 2018 г. № 68-т в редакции приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 6 ноября 2020г. № 27-т в части, признанной незаконной.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 25 августа 2021 г.