ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/2022 от 13.04.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело №3а-66/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Калуга 13 апреля 2022 года

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Коротковой И.Д.,

при секретаре Сухоруковой В.А.,

с участием прокурора Бисиркиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Соломиной Ирины Юрьевны к министерству экономического развития и промышленности Калужской области о признании не действующим со дня принятия пункта 394 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года №2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года №1997-п),

УСТАНОВИЛ:

министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2019 года издан приказ №2480-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года №1997-п, в приложение к приказу под пунктом 394 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный приказ с приложением к нему опубликован на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области (Постановлением Правительства Калужской области от 24 августа 2021 года №555 министерство экономического развития Калужской области переименовано в министерство экономического развития и промышленности Калужской области) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.

14 января 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление Соломиной И.Ю., в котором административный истец, уточнив заявленные требования, просила признать не действующим со дня принятия пункт (строку) 394 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года №2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года №1997-п).

В обоснование заявленных требований Соломиной И.Ю. указано, что она является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, выделенного для сдачи в аренду, которое неправомерно включено в Перечень, поскольку является частью принадлежащего ей на праве собственности другого объекта недвижимости – здания с кадастровым номером , включенного в Перечень под самостоятельным пунктом. Включение спорного нежилого помещения в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права и законные интересы, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в двойном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Соломиной И.Ю. Ребенко А.А. поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям с учетом последующих уточнений.

Представитель административного ответчика министерства экономического развития и промышленности Калужской области Матвеева И.А. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления.

Прокурор Бисиркина И.И. в заключении полагала требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.

Административный истец Соломина И.Ю., представители заинтересованных лиц управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калужской области, УФНС России по Калужской области, МИФНС России №5 по Калужской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В силу положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьями 20, 31 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года №12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» (далее по тексту – Закон) приказ является правовым актом функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти и издается министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области.

В силу статьи 34 Закона нормативный правовой акт содержит следующие реквизиты: полное наименование органа, принявшего акт; правовой статус (вид) акта; заголовок, обозначающий предмет регулирования; регистрационный номер; дату подписания, подпись полномочного лица, печать.

Согласно части 2 статьи 60 Закона иные нормативные правовые акты правотворческих органов вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не предусмотрен иной срок вступления в силу.

Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года №511 утверждено Положение о министерстве экономического развития Калужской области (с 1 января 2022 года Положение о министерстве экономического развития и промышленности Калужской области), в соответствии с пунктом 3.75 которого министерство экономического развития является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по осуществлению функций, предусмотренных пунктами 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процедура определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлена Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года №585.

В силу пункта 1.2 Порядка органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов недвижимости, является министерство экономического развития Калужской области.Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в случае, если на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), невозможно установить соответствие объекта недвижимости критериям отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 Порядка).

Таким образом, суд приходит к выводу, что объект недвижимости включен в перечень уполномоченным органом – министерством экономического развития Калужской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Соломина И.Ю. с 26 марта 2007 года является собственником нежилого здания (наименование «здание – магазин») с кадастровым номером , площадью 291,3 кв.м, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания магазина».

С 13 ноября 2015 года за Соломиной И.Ю. также зарегистрировано право собственности на нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 89,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами от 01 декабря 2021 года, в нежилом здании с кадастровым номером расположен объект недвижимости с кадастровым номером .

Из административного искового заявления и данных в судебном заседании объяснений представителя административного истца Соломиной И.Ю. Ребенко А.А. следует, что нежилое помещение с кадастровым номером 40:05:100203:358 выделено для его сдачи в аренду.

Так, 09 октября 2015 года Соломиной И.Ю. заключен договор аренды с обществом с ограниченной ответственностью «Альфа Владимир», согласно которому, с учетом дополнительных соглашений к нему от 07 ноября 2017 года, 20 марта 2018 года, 20 августа 2018 года, 15 марта 2019 года, Соломина И.Ю. передала обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Владимир» за плату во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на срок до 04 июля 2030 года включительно, сведения о чем также содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером от 01 декабря 2021 года.

Налоговым органом Соломиной И.Ю. направлено налоговое уведомление от 01 сентября 2021 года, в котором, в том числе, рассчитан налог на имущество физических лиц за 2020 год за иные строения, помещения и сооружения с кадастровыми номерами , , расположенные по адресам: <адрес>, на сумму 404 553 рубля и 75 100 рублей соответственно со сроком уплаты до 01 декабря 2021 года.

25 октября 2021 года Соломина И.Ю. обратилась в МИФНС России №5 по Калужской области с заявлением, в котором просила произвести перерасчет по налоговому уведомлению от 01 сентября 2021 года, исключив из налоговой базы помещение с кадастровым номером и налог в сумме 75 100 рублей, указав, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером и являющегося частью указанного здания нежилого помещения с кадастровым номером , внесенного в Единый государственный реестр недвижимости как объект аренды, что вопреки действующему законодательству влечет двойное налогообложение.

Согласно сведениям ФНС России от 10 ноября 2021 года, МИФНС России №5 по Калужской области от 08 апреля 2022 года, в соответствии с пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, предоставленных в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации; по представленным Управлением Росеестра по Калужской области данным указанные в заявлении Соломиной И.Ю. объекты недвижимости принадлежат последней на праве собственности. Налоговые органы не могут ставить на кадастровый учет или снимать с него объекты имущества, а также исключать их из налоговой базы. Основания для перерасчета налога отсутствуют; обязательства по уплате за налогоплательщиком остаются.

06 декабря 2021 года Соломина И.Ю. обратилась в министерство экономического развития Калужской области с заявлением, в котором просила внести изменение в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года №2480-п, исключив из Перечня нежилое помещение с кадастровым номером как не соответствующее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и влекущее двойное налогообложение.

Министерством экономического развития Калужской области в письме от 10 декабря 2021 года Соломиной И.Ю. в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что согласно содержащимся в ЕГРН сведениям, объект с кадастровым номером является объектом торговли (магазином), объект с кадастровым номером фактически используется для размещения объекта торговли (магазин «Красное и Белое») и оба объекта включены в перечень как соответствующие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявителю со ссылкой на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2017 года №03-05-01/77887, согласно которому налоговым законодательством Российской Федерации не допускается налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений в этом здании, рекомендовано во избежание двойного налогообложения обратиться в Управление Россеестра по Калужской области за прекращением права собственности на один из указанных объектов и в УФНС России по Калужской области.

Соломина И.Ю. также обращалась с заявлением в Управление Росеестра по Калужской области, в котором просила предоставить в министерство экономического развития Калужской области необходимые и достаточные сведения для исключения помещения с кадастровым номером из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года №2480-п.

29 декабря 2021 года Управлением Росеестра по Калужской области Соломиной И.Ю. дан ответ, из содержания которого следует, что в базе данных ПК ИС ЕГРН содержатся записи о государственной регистрации права собственности Соломиной И.Ю. 26 марта 2007 года на здание с кадастровым номером и 13 ноября 2015 года на помещение с кадастровым номером и во избежание дублирования государственной регистрации права на помещение заявитель вправе обратиться с заявлениями о снятии с кадастрового учета, прекращении прав на помещение и регистрации аренды в здании, либо с заявлениями о постановке на кадастровой учет и регистрации права на оставшиеся в здании помещения.

Указанные выше обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации к основным началам законодательства о налогах и сборах относится то, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации не допускается налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение).

По делу установлено, что принадлежащее Соломиной И.Ю. на праве собственности спорное нежилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположено в принадлежащем также Соломиной И.Ю. на праве собственности здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>, при этом последнее под пунктом 410 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года №2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года №1997-п).

В связи с тем, что нежилое помещение с кадастровым номером само по себе является частью нежилого здания с кадастровым номером , уже включенного в Перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, у административного ответчика отсутствовали предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовые основания для включения спорного нежилого помещения в Перечень, поскольку в сложившейся ситуации фактически создаются условия для двойного налогообложения, возможность которого положениями Налогового кодекса Российской Федерации не допускается.

В свою очередь, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.

Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в перечень на 2020 год, не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Соломиной И.Ю. требований административного искового заявления.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение указанного нормативного правового акта признается не действующим, суд учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, следовательно, оспариваемый пункт Перечня к приказу для достижения цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости возложения на министерство экономического развития и промышленности Калужской области обязанности разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать не действующим со дня принятия пункт 394 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года №2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года №1997-п).

Обязать министерство экономического развития и промышленности Калужской области разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.Д. Короткова

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2022 года.