ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/2022 от 15.07.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

№ 3а-66/2022

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «15» июля 2022 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

при участии прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Б к Правительству Кировской области об оспаривании нормативного правового акта в части.

установил:

Индивидуальный предприниматель Б. обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кировской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.09.2019 г. № 483-П в редакции постановления Правительства Кировской области от 15.11.2021 г. № 616-П в части применения при расчете арендной платы четырех кратного размера земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа «Город Киров». В обоснование иска указал, что является собственником нежилого помещения площадью 192,7 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в здании по адресу: г. <данные изъяты>, находящемся на арендуемом им земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Размер арендной платы за данный земельный участок определяется в соответствии с пунктом 8 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кировской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кировской области, устанавливающего четырех кратный размер земельного налога. Считает, что данное положение не основано на принципе экономической обоснованности, закрепленном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», и в оспариваемой части противоречит положениям статей 39.7, 65 ЗК РФ.

Выслушав представителя административного истца индивидуального предпринимателя Б. - Б., поддержавшего доводы и требования административного искового заявления, представителя Правительства Кировской области А., представителя заинтересованных лиц администрации г. Кирова и департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова – К., указавших на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пункты «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливают, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Подпунктом «м» статьи 10 Закона Кировской области от 26.07.2001 г. № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков в соответствии с федеральным законодательством, отнесено к полномочиям Правительства Кировской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Кировской области от 26.07.2001 г. № 10-ЗО нормативные правовые акты Правительства области, устанавливающие общие, подлежащие многократному применению правила поведения индивидуально не определенных физических и юридических лиц в сфере осуществления государственного управления на территории области, а также устанавливающие общий порядок деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти области, принимаются в форме постановлений и подписываются Председателем Правительства области.

20.09.2019 г. Правительством Кировской области принято постановление № 483-П «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кировской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кировской области».

Указанное постановление 25.09.2019 г. опубликовано на официальном информационном сайте Правительства Кировской области www.kirovreg.ru, являющемся официальным изданием для опубликования правовых актов Кировской области в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Кировской области от 14.10.2013 г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», пунктом 1.6 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2015 г. № 64/639 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области, размещаемой на официальном информационном сайте Правительства Кировской области».

15.11.2021 г. Правительством Кировской области принято постановление № 616-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 20.09.2019 г. № 483-П», которое опубликовано 16.11.2021 г. на официальном информационном сайте Правительства Кировской области www.kirovreg.ru и 27.11.2021 г. вступило в силу.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый административным истцом в части нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

Согласно пункту 8 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кировской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кировской области, годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кировской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кировской области, 4-кратному размеру земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для размещения производственно-складских зданий, строений, сооружений промышленности и коммунального хозяйства, а также для размещения гаражей и автостоянок для коммерческого использования, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также административных и офисных зданий, строений сооружений делового и коммерческого назначения.

Как установлено судом, индивидуальный предприниматель Б. для размещения административного помещения использует земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категории земель – земли населенных пунктов, для иных видов жилой застройки, разрешенное использование – общественное питание, расположенный по адресу: г. <данные изъяты>, плата за фактическое пользование которым рассчитывается по формуле, в которой используется произведение коэффициента 4, предусмотренного пунктом 8 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кировской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кировской области, и ставки земельного налога, установленного в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа «Город Киров».

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582.

К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В обоснование законности установления оспариваемой административным истцом арендной платы, в размере 4-кратного размера земельного налога, административный ответчик указал на то, что данный размер платы за пользование земельным участком основан на результатах анализа рынка недвижимости в муниципальном образовании «Город Киров», проведенного оценщиком П. в рамках государственного контракта от 21.04.2021 г. № К21-2021, и отраженного в соответствующем заключении «Анализ рынка недвижимости муниципального образования «Город Киров» в целях экономического обоснования размера арендной платы на основе кадастровой стоимости».

Из заключения «Анализ рынка недвижимости муниципального образования «Город Киров» в целях экономического обоснования размера арендной платы на основе кадастровой стоимости», следует, что исполнителем определен коэффициент кратности земельного налога 4 в отношении земельных участков, предполагающих размещение производственно-складских зданий, строений, сооружений промышленности и коммунального хозяйства, гаражей и автостоянок для коммерческого использования, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административных и офисных зданий, строений сооружений делового и коммерческого назначения.

В ходе проведенного исследования оценщиком в качестве основного метода расчета коэффициентов доходности использован метод экономического моделирования, в котором в качестве результативного признака выступает рыночная стоимость земли, факторными признаками – оценочные характеристики земли, а в качестве проверочного - метод сопоставления рыночной и кадастровой стоимости, предусматривающий возможность расчета поправочного коэффициента, определяемого как отношение максимального значения кадастровой стоимости для данного вида разрешенного использования к средней кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности.

В данном исследовании оценщиком тщательно проанализирован рынок земельных участков, в целях установления коэффициента кратности земельного налога определены и учтены ценообразующие и иные факторы, влияющие на уровень доходности земельных участков, приведены соответствующие математические расчеты.

Указанный отчет выполнен лицом, компетентным в указанной сфере деятельности, выводы оценщика должным образом мотивированны в исследовательской части данного им заключения, в связи с чем оснований сомневаться в его объективности и достоверности суд не усматривает.

Обоснованных возражений относительно величины коэффициента кратности земельного налога, определенного оценщиком в данном исследовании, подтвержденных соответствующими доказательствами, свидетельствующими о недостоверности выводов оценщика, либо опровергающими выводы оценщика относительно определенного им коэффициента кратности земельного налога и указывающих на иной размер данного коэффициента, административным истцом суду не представлено.

Ссылки административного истца на возросшую финансовую нагрузку, а также снижение уровня его доходов, вызванное пандемией COVID-19, достоверность и обоснованность выводов оценщика не опровергают.

При таком положении, суд, оценив отчет оценщика по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что он может считаться надлежащим экономическим обоснованием оспариваемого административным истцом коэффициента.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при подготовке постановления административным ответчиком, вопреки доводам административного истца, учтены данные о доходности земельных участков с учетом категории земель, к которой они отнесены, что свидетельствует о соблюдении им принципа экономической обоснованности определения арендной платы.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. 00 коп., относятся на него и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Б отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Мотивированное решение суда составлено 22.07.2022 г.

Решение27.07.2022