ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/2022 от 20.07.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-66/2022

10OS0000-01-2022-000111-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2022 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Андреевой О.Н.

с участием прокурора Лахтиной К.А., представителя административных истцов ФИО1, представителя заинтересованного лица – администрации Пряжинского национального муниципального района – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-66/2022 по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании не действующими в части решений Совета Пряжинского национального муниципального района от 30 марта 2021 г. №27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» и от 27 апреля 2021 г. №30 «Об утверждении Генерального плана Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

иск предъявлен по тем основаниям, что административные истцы являются собственниками поставленных ХХ.ХХ.ХХ на кадастровый учет земельных участков: ФИО3 – с кадастровыми номерами , ФИО4 – с кадастровым номером , ФИО5 – с кадастровым номером . Данные земельные участки, наряду с рядом иных, образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером , находившегося в собственности (...). на основании договора купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ. Работы по уточнению границ земельного участка и его разделу проводились в ХХ.ХХ.ХХ. Решением Совета Пряжинского национального муниципального района от 30.03.2021 №27 утверждены Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района (далее – ПЗЗ), решением Совета Пряжинского национального муниципального района от 27.04.2021 №30 – Генеральный план Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района(далее- Генплан). Согласно строке 4 раздела IX материалов по обоснованию Генплана на основании заявлений жителей (.....) часть кадастрового квартала площадью (...) га была исключена из границы населенного пункта (.....), территория отнесена к зоне «СХ. Зона сельскохозяйственного назначения». На основании указанных документов, ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст.14 Федерального зона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую» (далее- Федеральный закон №172-ФЗ), администрацией Пряжинского национального муниципального района принято постановление от 26.01.2022 №49, которым земельные участки административных истцов, а также иные, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером , отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. На момент принятия ПЗЗ и Генплана границы земельного участка с кадастровым номером не были уточнены и поставлены на кадастровый учет, земельный участок частично находился в границах населенного пункта (.....). В настоящее время на территории, ранее входящей в состав населенного пункта и занимаемой частью данного земельного участка, расположены земельные участки административных истцов. Ни прежний собственник земельного участка с кадастровым номером , ни административные истцы не обращались в орган местного самоуправления с заявлением об исключении территории в северо-восточной части кадастрового квартала из границ (.....), также не давали своего согласия на исключение данной территории из границ указанного населенного пункта. Генплан и ПЗЗ препятствуют административным истцам в реализации ими права на использование земельных участков в соответствии с целевым назначением – строительству на них жилых домов. Административные истцы, уточнив исковые требования, просили признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Пряжинского национального муниципального района L заседания от 30 марта 2021 г. №27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» в части исключения из границ населенного пункта деревни Виданы, исключения из границ территориальной зоны «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» территории кадастрового квартала , в пределах которой располагаются земельные участки с кадастровыми номерами ; признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Пряжинского национального муниципального района LI заседания от 27 апреля 2021 г. №30 «Об утверждении Генерального плана Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» в части исключения из границ населенного пункта (.....), исключения из границ функциональной зоны «Зона населенных пунктов» территории кадастрового квартала , в пределах которой располагаются земельные участки с кадастровыми номерами , а также в части отнесения данной категории к функциональной зоне «СХ-Зона сельскохозяйственного назначения».

Административный ответчик в отзыве на иск указал, что ХХ.ХХ.ХХ были назначены публичные слушания по проектам Генплана и ПЗЗ Чалнинского сельского поселения. По итогам публичных слушаний ХХ.ХХ.ХХ проекты одобрены, рекомендованы к утверждению. Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Документы градостроительного зонирования Чалнинского сельского поселения соответствуют утвержденным документам территориального планирования. В иске просят отказать.

Заинтересованное лицо – администрация Пряжинского национального муниципального района – в отзыве на иск доводы административного ответчика поддержала. Дополнили, что граница (.....) была установлена на основании коллективного обращения местных жителей. На момент утверждения Советом Пряжинского национального муниципального района Генплана и ПЗЗ не были установлены в соответствии с действующим законодательством границы земельного участка с кадастровым номером , из которого впоследствии были образованы 10 земельных участков, в том числе, земельные участки административных истцов. Обращают внимание, что земельный участок с кадастровым номером расположен в северо-восточной части кадастрового квартала , в то время как земельные участки административных истцов – в центральной и южной части указанного кадастрового квартала. Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 26.01.2022 №49 земельные участки с кадастровыми номерами отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с действующим Генпланом земельные участки административных истцов расположены в пределах функциональной зоны «СХ.Зона сельскохозяйственного назначения», в соответствии с действующими ПЗЗ не включены в границы населенного пункта (.....). По заявлению ФИО3 от ХХ.ХХ.ХХ начаты работы по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ в части включения в границы населенного пункта дер.Виданы вышеуказанных земельных участков и отнесения их к территориальной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Заинтересованные лица – администрация Чалнинского сельского поселения, министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия – в отзывах на иск разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал. Дополнил, что при принятии оспариваемых Генплана и ПЗЗ предусмотренный Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую» порядок исключение земельных участков из границ населенного пункта не соблюден. Отнесение земельных участков административных истцов к землям сельскохозяйственного назначения лишает из возможности возведения на земельных участках жилых домов, причиняет им убытки.

Представитель заинтересованного лица – администрации Пряжинского национального муниципального района – Глава администрации ФИО2 в судебном заседании по иску возражала по изложенным в отзыве на иск доводам.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании 13.07.2022 допрошен свидетель (...).

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решениями Совета Пряжинского национального муниципального района L заседания от 30.03.2021 №27 утверждены Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района, от 27.04.2021 №30 - Генеральный план Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района. Указанные нормативные правовые акты, размещены на официальном сайте Пряжинского национального муниципального района и опубликованы в газете «Наша жизнь», по этим основаниям не оспариваются.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками земельных участков: ФИО3 – с кадастровыми номерами , ФИО4 – с кадастровым номером , ФИО5 – с кадастровым номером .

Сведения об указанных земельных участках внесены в ЕГРН ХХ.ХХ.ХХ. Данные земельные участки, а также иные 5 земельных участков были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью (...) кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (сведения в ЕГРН были внесены ХХ.ХХ.ХХ). Образованные земельные участки отнесены к той же категории земель и виду разрешенного использования.

Местоположение и границы земельных участков с кадастровыми номерами в установленном законом порядке не оспорены. По результатам проведения государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ нарушений земельного законодательства при выездном обследовании не выявлено.

Согласно утвержденным решением Пряжинского национального муниципального района от 30.03.2021 №27 ПЗЗ земельные участки административных истцов (с кадастровыми номерами - полностью, с кадастровыми номерами – частично) находятся за границами населенного пункта (.....), согласно Генплану, утвержденному решением Пряжинского национального муниципального района от 27.04.2021 №30 - отнесены к функциональной зоне «СХ.Зона сельскохозяйственного назначения».

Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 26.01.2022 №49 земельные участки административных истцов отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. Указанное постановление в порядке гл.22 КАС РФ оспаривается административными истцами в рамках иного административного дела, производство по которому приостановлено до вступления в законную силу судебного постановления по настоящему административному делу.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают интересы административных истцов как собственников земельных участков, суд приходит к выводу о наличии у них права на обращение в суд с настоящим иском.

Частью 4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) определено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с п.20 ч.1, ч.4 ст.14, ч.1 ст.20 Федерального закона № 131-ФЗ, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.

В соответствии с Уставом Пряжинского национального муниципального района (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Пряжинского национального муниципального района.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.

На основании ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

В силу ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно п.6 ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п.8 ст.1 ГрК РФ).

Согласно ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.84 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 06.12.2021) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Статьей 8 ЗК РФ предусмотрено, что при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Частью 1 ст.2 Федерального закона №172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В силу ч.3 ст.2 Федерального закона №172-ФЗ в ходатайстве указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.

Из п.5 ч.4 указанной статьи следует, что к ходатайству в числе других документов прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Как следует из пояснений представителя администрации Пряжинского национального муниципального района, граница (.....) в ХХ.ХХ.ХХ году была установлена на основании коллективного обращения местных жителей. В подтверждение указанного обстоятельства представлено заявление 8 граждан – «(.....) Чалнинского сельского поселения)» (цитата) от ХХ.ХХ.ХХ.

Вместе с тем, требования ч.3 ст.2, п.5 ч.4 ст.2 Федерального закона №172-ФЗ выполнены не были, отсутствовало согласие на перевод правообладателя земельного участка ((...)), орган местного самоуправления нарушил установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую, в связи с чем исключение земельного участка с кадастровым номером (и образованных из него земельных участков административных истцов) из границ населенного пункта дер.Виданы незаконно.

Доводы представителей административного ответчика и администрации Пряжинского национального муниципального района о том, что границы указанного земельного участка не были определены в установленном законом порядке, в связи с чем его местоположение невозможно было определить, судом отклоняются.

Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2015 №14-КГ15-7 указано, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного закона, и земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства; неустановление границ земельных участков, в соответствии с действующим законодательством, не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

Статьей 24 ГрК РФ и ст.ст. 31-35 ГрК РФ регламентирована процедура подготовки, принятия и утверждения генерального плана, правил землепользования и застройки поселения.

Частью 11 ст. 24 ГрК РФ установлена обязанность проведения при подготовке генерального плана, внесения изменений в генеральный план общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.

Суду представлено распоряжение Главы Пряжинского национального муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ, которым по проектам Генплана и ПЗЗ Чалнинского сельского поселения назначено проведение публичных слушаний на ХХ.ХХ.ХХ(...). в здании дома культуры по адресу: (.....); указано на размещение указанного распоряжения, проектов Генплана и ПЗЗ на официальном Интернет-сайте Пряжинского национального муниципального района http//pryazha.karelia.info в разделе: Публичные слушания и на информационном стенде в здании администрации Чалнинского сельского поселения по адресу: (.....).

В силу ч.6 ст.5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать, в том числе, информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций.

Согласно п.1 ч.8 ст.5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.

Частью 3 ст. 53 Устава Пряжинского национального муниципального района установлено, что источником официального опубликования муниципальных правовых актов Пряжинского национального муниципального района является периодическое печатное издание, распространяемое в Пряжинском муниципальном районе и определяемое настоящим Уставом. В силу ч.1 ст.57.1 Устава официальным средством массовой информации Пряжинского национального муниципального района является газета «Наша Жизнь».

Пунктом 2.5 Порядка организации и проведения публичных слушаний в Пряжинском национальном муниципальном районе, утвержденном решением Совета Пряжинского национального муниципального района №33 от 29.05.2018 предусмотрено, что решение Совета, распоряжение Главы района о проведении публичных слушаний должны быть опубликованы в официальном средстве массовой информации Пряжинского национального муниципального района не менее чем за 10 дней до начала проведения слушаний с обязательным опубликованием проекта обсуждаемого документа, указанием места, даты и времени проведения публичных слушаний.

Суду не представлены доказательства размещения оповещения о проведении публичных слушаний от ХХ.ХХ.ХХ на официальном Интернет-сайте Пряжинского национального муниципального района http//pryazha.karelia.info и в газете «Наша Жизнь».

Доводы о том, что в настоящий момент отсутствует техническая возможность подтвердить размещение на официальном сайте Пряжинского национального муниципального района оповещения от ХХ.ХХ.ХХ о проведении публичных слушаний судом отклоняются, учитывая установленные ст.213 КАС РФ положения о распределении бремени доказывания.

Распоряжение Главы Пряжинского национального муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ не содержит сведений о месте, дате открытия экспозиций проектов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках их проведения, о днях и часах возможных их посещений.

Частью 3 ст.28 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период проведения публичных слушаний) предусматривалось, что общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

Из материалов дела следует, что в нарушение требований закона, публичные слушания по проекту Генплана проводились только в (.....), в иных населенных пунктах Чалнинского сельского поселения не проводились.

В п.18 ст.5.1 ГрК РФ содержатся требования к оформлению протокола публичных слушаний. Согласно п.19 ст.5.1 ГрК РФ к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

Как следует из представленных материалов, в списке участников публичных слушаний поименованы 10 человек, при этом под в списке указана только фамилия лица (...), отсутствуют имя, отчество, дата рождения. Из указанного списка также следует, что (...). участвовал в публичных слушаниях не лично (задавал вопрос по телефону).

Принимая во внимание, что п.12 ст.5.1 ГрК РФ предусмотрено представление участниками публичных слушаний документов, подтверждающих сведения об их о фамилии, имени, отчестве дате рождения, адресе места жительства (регистрации), то есть удостоверяющие личность документов, по мнению суда, участие в публичных слушаниях (...) не подтверждено.

В силу ч.23 ст.5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Доказательств выполнения требований указанной нормы закону суду не представлено.

Допрошенный в качестве свидетель (...) показал, что суду представлены все имеющиеся документы по разработке проектов Генплана и ПЗЗ и организации и проведению публичных слушаний.

Выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения в части доведения органами местного самоуправления до участников градостроительной деятельности необходимой информации при проведении публичных слушаний по проекту Генплана в их совокупности суд квалифицирует как существенные нарушения процедуры принятия указанного нормативного правового акта, что является достаточным основанием для признания его недействующим.

Согласно п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд, установив нарушения порядка принятия нормативных правовых актов, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.

При таких обстоятельствах решение Совета Пряжинского национального муниципального района от 27.04.2021 №30 «Об утверждении Генерального плана Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» подлежит признанию полностью недействующим с момента принятия.

Рассматривая требования об оспаривании в части решения Совета Пряжинского национального муниципального района от 30.03.2021 №27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района», суд исходит из следующего.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 28.07.2021 (административное дело №3а-138/2021) установлено отсутствие нарушений процедуры принятия вышеуказанных ПЗЗ, и в силу ч.2 ст.64 КАС РФ указанные обстоятельства не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, являются преюдициально установленными.

Исходя из целей разработки правил землепользования и застройки, указанных в ч.1 ст.30 30 ГрК РФ, задача органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки состоит в согласовании прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, с интересами всего местного сообщества, проживающего на территории конкретного муниципального образования, установлении разумного и справедливого баланса между частными и публичными интересами.

На установление указанного баланса направлены положения ГрК РФ, обязывающие органы местного самоуправления учитывать при разработке правил землепользования и застройки следующее: положения о территориальном планировании, требования технических регламентов, сведения Единого государственного реестра недвижимости, сведения, документы, материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч.3 ст.31), возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом; определенные положениями ГрК территориальные зоны; сложившуюся планировку территории и существующего землепользования; планируемые изменения границ земель различных категорий; предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (ч.1 ст.34),фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон; требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч.2 ст.36).

В этих же целях ч.9 ст.31 ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления осуществить проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений ст.2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Таким образом, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В силу требований ч.9 и 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Из системного толкования положений подпунктов 2, 5, 6, 7 и 8 ст.1, ч.15 ст.35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

На момент принятия административным ответчиком решения от 30.03.2021 №27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» действовал Генеральный план Чалнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Чалнинского сельского поселения от 13.02.2012, согласно которому территория, где расположены земельные участки административных истцов (с кадастровыми номерами – полностью, с кадастровыми номерами – частично), относилась к функциональной зоне «индивидуальная жилая зона с приусадебными участками». Этому соответствовало и установление на Карте градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки территории Чалнинского сельского поселения были утверждены решением СоветаЧалнинского сельского поселения от 17.12.2012) в отношении данной территории территориальной зоны «Ж1.Зона индивидуальной, блокированной и коттеджной застройки».

Таким образом, на момент принятия административным ответчиком решения от 30.03.2021 №27 об утверждении ПЗЗ, которыми спорная территория, на которой расположены земельные участки административных истцов, исключена из границ населенного пункта (.....), указанное не соответствовало Генеральному плану Чалнинского сельского поселения, утвержденному решением Совета Чалнинского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ, согласно которому спорная территория располагалась в границах указанного населенного пункта и была установлена функциональная зона «индивидуальная жилая зона с приусадебными участками».

Данное правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования.

Кроме того, требования градостроительного законодательства об учете интересов правообладателей земельных участков при разработке и утверждении ПЗЗ в оспариваемой части соблюдены не были, поскольку как указано выше, сведения о земельном участке с кадастровым номером были внесены в ЕРГН ХХ.ХХ.ХХ, а доводам об отсутствии информации об указанном земельном участке и его местоположении судом оценка дана выше.

С учетом изложенного, ПЗЗ в части исключения из границ (.....) земельных участков с кадастровыми номерами , частично - с кадастровыми номерами не соответствуют ГрК РФ, и, как указано выше, требованиям Федерального закона №172-ФЗ, в указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения иска о признании недействующим ПЗЗ в части исключения из границ территориальной зоны «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» данной территории, поскольку указанное способом защиты права не является, прав административных истцов не восстановит, в отличие от удовлетворения вышеуказанного требования.

В соответствии с п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений п.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со сот.111 КАС РФ в пользу административных истцов подлежат взысканию с административного ответчика расходы по уплаченной государственной пошлине.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета Пряжинского национального муниципального района от 27 апреля 2021 г. №30 «Об утверждении Генерального плана Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района».

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Пряжинского национального муниципального района от 30 марта 2021 г. №27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» в части исключения из границ населенного пункта (.....), земельных участков с кадастровыми номерами , частично- с кадастровыми номерами , в остальной части требований отказать.

Обязать Совет Пряжинского национального муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе Совета Пряжинского национального муниципального района.

Взыскать с Совета Пряжинского национального муниципального района в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО5 расходы по уплаченной государственной пошлине в размере по 100 рублей в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Иванова

Мотивированное решение составлено 22.07.2022