ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-66/2023 от 04.10.2023 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2023 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Шевчук М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-66/2023 по административному исковому заявлению Ладнюка В.В. к Правительству Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Ладнюк В.В. обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , утвержденная по состоянию на 14.12.2021 в размере, соответственно, 17 234 453,48 руб., 15 058 993,93 руб., 11 842 029,67 руб., 14 639 740,74 руб., 10 627 382,72 руб., 9 416 539,82 руб., 24 654 785,54 руб., 20 948 365,93 руб., 9 362 821,93 руб., 11 144 734,48 руб., 16 579 694,57 руб., 65 975 836,76 руб., будучи архивной, является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратилась к <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 14.12.2021 составляет соответственно 5 832 000 руб., 5 096 000 руб., 4 007 000 руб., 4 954 000 руб., 3 596 000 руб., 3 186 000 руб., 8 343 000 руб., 7 089 000 руб., 3 168 000 руб., 3 771 000 руб., 5 610 000 руб., 11 163 000 руб.

На основании изложенного Ладнюк В.В. просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами равную их рыночной стоимости в размерах, указанных в отчете <данные изъяты>.

Административный истец Ладнюк В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Ладнюка В.В. по доверенности Грибанов Е.И. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить и установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной отчётом <данные изъяты>.

Представитель административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ» по доверенности Ерохина А.А. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, просила вынести решение на основании выводов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.

Административный ответчик правительство Тульской области; заинтересованные лица Управление Росреестра по Тульской области, ППК «Роскадастр», администрация муниципального образования Заокский район, администрация МО Демидовское Заокского района, УФНС России по Тульской обасти в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ», допросив оценщика ФИО, эксперта ФИО, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ладнюк В.В. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.07.2023 и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», с Постановлением правительства Тульской области от 26.08.2019 № 395 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Тульской области», утверждены Постановлением правительства Тульской области 05.11.2020 № 670 результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2020.

Из сообщения филиала ППК «Роскадастр» по Тульской области от 12.05.2023, установлено следующее.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 17 234 453, 48 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 12 126 593,88 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 15 058 993,93 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 10 595 885,96 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 11 842 029,67 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 8 332 349,19 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 14 639 740,74 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 10 300 888,89 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 10 627 382,72 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 7 477 693,12 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 9 416 539,82 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 6 625 713,68 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023 по 04.05.2023, в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета 04.05.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 24 654 785,54 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 17 347 725,69 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 20 948 365,93 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 14 739 795,86 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 9 362 821,93 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 6 587 916,42 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023 по 10.05.2023, в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета 10.05.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 11 144 734,48 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 7 841 714,8 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023 по 11.05.2023, в связи со снятием земельного участка с кадастрового учёта 11.05.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 16 579 694,57 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 11 665 889,08 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 27.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером была определена по состоянию на 14.12.2021 (дата присвоения кадастрового номера) на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ» и установлена в размере 65 975 836,76 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 25.01.2022 и применялась с 14.12.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2022 на основании постановления правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» и установлена в размере 2 525 701,04 руб. Вышеуказанная стоимость была внесена в ЕГРН 28.12.2022 и применялась с 01.01.2023.

Суд полагает достаточным указания периода применения стоимости в мотивировочной части решения.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к оценщику ЧПО Змеевой Е.С.

В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 14.12.2021 составляет 5 832 000 руб., 5 096 000 руб., 4 007 000 руб., 4 954 000 руб., 3 596 000 руб., 3 186 000 руб., 8 343 000 руб., 7 089 000 руб., 3 168 000 руб., 3 771 000 руб., 5 610 000 руб., 11 163 000 руб.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 14.12.2021, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>

Согласно выводам, содержащимся в заключении <данные изъяты>, отчет об оценке <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, а рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 14.12.2021, определенная в названных отчетах, не подтверждается.

После устранения выявленных замечаний, дополнительных расчетов, эксперт пришел к выводу, что по состоянию на 14.12.2021 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами составляет 10 241 300 руб., 8 948 600 руб., 7 036 900 руб., 8 699 400 руб., 7 098 800 руб., 6 290 000 руб., 14 650 700 руб., 12 448 200 руб., 6 254 100 руб., 7 444 400 руб., 9 852 200 руб., 31 306 800 руб.

Суд полагает, что заключение судебной оценочной экспертизы полностью отвечает требованиям ч.2 ст.82 КАС РФ, поскольку оно является мотивированным и научно обоснованным, содержит подробное описание проведенного исследования и его результаты со ссылкой на использованные нормативные правовые акты, федеральные стандарты оценки и методическую литературу, экспертом даны конкретные ответы на поставленные судом вопросы.

Эксперт ФИО является незаинтересованным по делу лицом, имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы, состоит в саморегулируемой организации оценщиков и по уровню своего образования, квалификации, длительному стажу оценочной работы отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем имеется соответствующая подписка.

Поэтому суд признает заключение судебной экспертизы надлежащим доказательством по делу, в полной мере отвечающим требованиям относимости и допустимости.

С выводами эксперта суд соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела.

Проанализировав содержание заключения судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что данное заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также объективные данные о рыночной стоимости оцениваемого объекта с применением сравнительного подхода. В процессе проведения исследования эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов, а также соответствующих методов оценки, и пришел к обоснованному выводу о возможности применения только сравнительного подхода при определении рыночной стоимости спорного земельного участка. Экспертное заключение содержит источники информации, которыми руководствовался эксперт, подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, проведенные расчеты и подходы, иные сведения, имеющие существенное значение. Объекты-аналоги экспертом подобраны верно, соответствующие корректировки к ним применены правильно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела представителем административного истца по доверенности Грибановым Е.И. были поданы письменные замечания относительно выводов экспертизы <данные изъяты>.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО, поддержал выводы, изложенные в экспертном заключении <данные изъяты>, дал полные, ясные и однозначные ответы на поставленные перед ним вопросы.

Относительно представленных административным истцом замечаний на заключение судебной оценочной экспертизы экспертом ФИО даны исчерпывающие пояснения.

Допрошенный в судебном заседании оценщик ФИО поддержала выводы, изложенные в отчёте <данные изъяты>. Возражала против замечаний эксперта, изложенных в выводах судебной оценочной экспертизы.

Требования к проведению оценки недвижимости определены в частности Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 (далее - ФСО № 7).

Вопреки доводам представителя административного истца эксперт пояснил, что он указал общее количество предложений, которые есть на сайте, поскольку необязательно приводить все предложения. Обратил внимание, что оценщик при анализе фактических данных, подобрал участки только из нижнего диапазона, не указав остальные сопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, тем самым оценщик вводит в заблуждение своим отчетом и занижает итоговую стоимость. Например, оценщик не указал те аналоги, которые есть в его анализе и существовали на дату оценки, они находятся в непосредственной близости от объекта оценки, имеют меньшую площадь, но соседний участок аналогичного вида разрешенного использования будет в приоритете и лучшим аналогом, чем аналоги, разбросанные по всей области, тем более можно применить корректировку на площадь. Тем не менее, оценщик даже не приводит их в своем отчете. Кроме того, не запрещено приводить неограниченное количество объектов аналогов.

Указал, что оценщиком неверно определен сегмент рынка.

Довод представителя административного истца о том, что эксперт необоснованно не осуществил осмотр объектов оценки, несостоятелен, поскольку, как пояснил эксперт ФИО, для производства экспертизы в материалах дела было достаточно предоставлено сведений, необходимости в осмотре не было. То, что в описании объектов оценки написано «асфальтированный подъезд», является технической опечаткой, поскольку в расчетах на стр. 55-62 в графе «Корректировка на наличие и качество подъезда» для объекта оцени указано «подъезд с твердым покрытием не организован» и далее к аналогам, имеющим организованный подъезд, применяются соответствующие корректировки.

Анализ наиболее эффективного использования земельных участков проведен экспертом в соответствии с требованиями раздела VI ФСО N 7.

Необоснованным является и довод административного истца о том, что в нарушение федеральных стандартов оценки в расчетах эксперта отсутствует корректировка на форму земельного участка, поскольку, как пояснил эксперт, административный истец целенаправленно размежевал большой массив на мелкие земельные участки, то есть собственник умышленно ухудшил конфигурацию земельного участка.

Земельные участки, использованные оценщиком в качестве аналогов, присутствуют в заключении эксперта в анализе фактических данных. Они подставлялись в расчеты, но при этом коэффициент вариации превышал допустимое значение. Объяснение причины неиспользования объектов представлено в табл. 2 на стр. 39-41 заключения эксперта <данные изъяты> напротив каждого предложения, в связи с чем доводы административного истца в указанной части необоснованы.

Согласно подпункту «б» пункта 11 ФСО № 7, если рынок недвижимости неразвит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта.

Вопреки доводу о том, что выбор экспертом в качестве объектов-аналогов земельных участков, расположенных в Новомосковском районе и Муниципальном образовании г.Тула является ошибочным, эксперт пояснил, что объекты оценки, в своем роде, немного специфичны, им было подобрано три идентичных предложения (земельный участок категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство) из разных районов и два из Заокского района (земельный участок категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: ИЖС) с корректировкой на вид разрешенного использования. Все отобранные земельные участки расположены в небольших населенных пунктах, поэтому корректировка к ним не применялась.

Иные доводы административного истца сводятся к несогласию с заключением назначенной судом и проведенной по делу судебной экспертизы. Вместе с тем, административным истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, проводившего экспертное исследование.

Выводы эксперта мотивированы, убедительны и соответствуют материалам дела.

Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд не находит.

Выводы судебного эксперта ФИО не опорочены и не опровергнуты.

С учетом изложенного выше, доводы оценщика ФИО суд находит несостоятельными.

Ходатайства о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, не заявлялось. От иных участников процесса возражений на заключение эксперта не поступило. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, опровергающих результат определения экспертом рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представлено.

Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что экспертное заключение возможно взять за основу выводов о величине рыночной стоимости объектов, и полагает, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 14.12.2021 составляла соответственно 10 241 300 руб., 8 948 600 руб., 7 036 900 руб., 8 699 400 руб., 7 098 800 руб., 6 290 000 руб., 14 650 700 руб., 12 448 200 руб., 6 254 100 руб., 7 444 400 руб., 9 852 200 руб., 31 306 800 руб., что ниже внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объекта и затрагивает права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

С учетом ч.4 ст.22 Федерального закона №237-ФЗ, ст.249 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд полагает необходимым указать в судебном решении, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости надлежит считать 04.05.2023 (согласно дате отметки личного приёма).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,

решил:

административное исковое заявление Ладнюка Владислава Викторовича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 10 241 300 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 8 948 600 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 7 036 900 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 8 699 400 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 7 098 800 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 6 290 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 14 650 700 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 12 448 200 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 6 254 100 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 7 444 400 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 9 852 200 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, - по состоянию на 14.12.2021 равной его рыночной стоимости в размере 31 306 800 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного физического лица в суд – 04.05.2023.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий