ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-670/2023 от 24.07.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело №3а-670/2023

22OS0000-01-2023-000525-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.

при секретаре Чумовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации НКО

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации НКО (далее также – общественная организация) с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано на неоднократные, грубые нарушения общественной организацией федерального законодательства, а именно статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», выражающиеся в отсутствии деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами с сентября 2022 года. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещены о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик НКО извещенная о дате и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание своего представителя не направила, в материалах дела имеется уведомление руководителя общественной организации Г. о согласии с ликвидацией организации в судебном порядке.

На основании статьи 150, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

В силу части 1 статьи 8 указанного Федерального закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Обязанности общественной организации содержатся в статье 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». В соответствии с абзацем 2 части 1 данной статьи Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Основания ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности указаны в статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях». Так, основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 части 1).

Аналогичные основания ликвидации юридического лица предусмотрены абзацем вторым пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено право на предъявление такого требования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судом при рассмотрении дела установлено, что 1 февраля 2017 года учредительным собранием НКО учреждена данная общественная организация, утвержден ее Устав, председателем Совета общественной организации избран Г., избраны члены Совета и ревизор (протокол № 1 собрания учредителей НКО - л.д.15).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 6 марта 2017 года принято решение о государственной регистрации НКО (л.д.16).

13 марта 2017 года сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1172225010121 (л.д.17).

Согласно Уставу НКО, утвержденному решением учредительного собрания 1 февраля 2017 года, данная организация создана в результате добровольного объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (пункт 1 Устава).

Организация осуществляет свою деятельность на территории Алтайского края (пункт 1.4 Устава).

Целями организации являются военно-патриотическое воспитание молодежи и возрождение российского казачества, защиты его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, уважение к национальным и религиозным традициям, укрепление дружбы между народами Российской Федерации, содействие развитию и популяризации физической культуры и массового спорта (пункт 2.1 Устава).

Предмет деятельности общественной организации изложен в пункте 2.2 Устава, в том числе: взаимодействие с казачьими обществами в интересах возрождения российского казачества; культурное, духовное и нравственное воспитание казаков, сохранение и развитие казачьих традиций и обычаев; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовой и спортивной работе; проведение мероприятий по охране и содержанию зданий, объектов и территорий, имеющих историческую, культовую культурную или заповедную значимость, мест захоронения защитников Отечества; проведение мероприятий по защите и охране окружающей среды; содействие развитию здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, искусства, просвещения, физической культуры и спорта; развитие дружбы и сотрудничества, поддержание межнационального мира и согласия между народами Российской Федерации; взаимодействие с казачьими обществами, общественными объединениями казаков в интересах объединения и развития российского казачества; обеспечение информационной открытости деятельности организации; услуги в области физической культуры и массового спорта; пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни; организация и проведение официальных спортивных мероприятий; участие в организации официальных спортивных мероприятий; организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий; обеспечение доступа к спортивным объектам; организация и проведение мероприятий по военно-прикладным видам спорта; организация и проведение мероприятий по служебно-прикладным видам спорта; инициация, разработка и реализация международных, региональных и муниципальных программ, направленных патриотическое и духовно- нравственное воспитание граждан Российской Федерации, на увековечение памяти погибших при защите Отечества, профилактику экстремизма и защиту традиционных ценностей России; организация и проведение, участие в мероприятиях героико-патриотической, военно-исторической направленности, в том числе соревнованиях, конкурсах, семинарах, сборах, фестивалях, выставках, конференциях, оздоровительных лагерях и других тематических мероприятиях; организация и проведение, участие в спортивных, туристских мероприятиях, а также мероприятиях, направленных на подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах, в том числе в соревнованиях, конкурсах, семинарах, сборах, фестивалях, выставках, конференциях, оздоровительных лагерях, тематических мероприятиях; научно-методическая деятельность; сотрудничество с археологическими и музейными учреждениями; сохранение исторического наследия; содействие в создании музеев и открытых коллекций; осуществление публикаций в средствах массовой информации материалов по тематике патриотического воспитания и увековечения памяти погибших при защите Отечества; установление деловых контактов, сотрудничество, обмен опытом с другими общественными объединениями, организациями и с целью реализации задач Организации, определенных настоящим Уставом; разработка и реализация программ Организации в рамках достижения целей и задач, определенных настоящим Уставом; взаимодействие с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, федеральной службой безопасности, войсковыми частями, учреждениями образования, общественными объединениями и организациями, творческими коллективами, а также с юридическими лицами и гражданами иных государств по вопросам, относящимся к достижению целей по предмету деятельности Организации.

Регламентация деятельности общественной организации установлена статьей 4 Устава, которым определено, что высшим руководящим органом общественной организации является общее собрание членов организации, созываемое не реже одного раза в год, не позднее трех месяцев после окончания финансового года. Оно правомочно при наличии более половины от общего числа членов общественной организации, решения принимаются простым большинством голосов. Коллегиальным исполнительным органом является Совет со сроком полномочий пять лет. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, принимает решение большинством голосов, правомочно при присутствии на нем более половины членов Совета. Контрольно-ревизионным органом является Ревизионная комиссия (Ревизор), который избирается сроком на пять лет.

Согласно представленному в материалы дела протоколу общего собрания учредителей НКО от 1 февраля 2017 года председателем Совета общественной организации избран Г. (л.д.15).

12 мая 2023 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю поступило уведомление от председателя Совета НКОГ. о том, что с сентября 2022 года деятельность общественная организация по достижению уставных целей не осуществляет, в связи с чем членов в общественной организации не осталось. Общие собрания членов организации и заседания постоянного действующего руководящего органа (Совет) не проводились с января 2022 года. 1 февраля 2022 года истек срок ранее избранных руководящих и контрольных органов: Совета, председателя Совета и Ревизора. Общественная организация с сентября 2022 года не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Во избежание штрафных санкций организацией в государственные органы сдаются нулевые отчеты (л.д.18).

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что общественная организация не имеет членов, то есть не может быть достигнута основная цель ее деятельности. Кроме того, в нарушение статьи 29 указанного закона, а также положений Устава организации в период с 2022 года по настоящее время не проводятся Общие собрания членов организации, не проводились проверки ревизором.

При рассмотрении настоящего административного дела представителем НКО не представлены доказательства, опровергающие указанные нарушения уставной деятельности организации, напротив, административный ответчик не возражает против удовлетворения требований административного искового заявления.

Таким образом, общественной организацией не соблюдаются положения действующего законодательства и Устава. Вышеуказанные нарушения действующего законодательства являются грубыми, в связи с чем имеются основания для ликвидации НКО с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать НКО (основной государственный регистрационный номер ***) с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня вынесения решения в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В. Гончарова