ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-672/2021 от 20.04.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 3а-672/2021

22ОS0000-01-2021-000469-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2021 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Соболевой С.Л.

при секретаре Кимяевой Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края» о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 30 июля 2014 года № 572-Р о государственной регистрации Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края» 01 августа 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об общественной организации с присвоением основного государственного регистрационного номера ***.

23 марта 2021 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации данной общественной организации с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь в обоснование требований на проведение проверки деятельности организации, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства и устава организации: организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации (статья 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункт 2.1 Устава), 27 января 2021 года от президента общественной организации поступило уведомление о том, что деятельность организации по достижению уставных целей не осуществляется с 2014 года в связи с отсутствием членов в общественной организации, в дальнейшем осуществление деятельности не планируется, заседания общих собраний не проводятся, постоянно действующий коллегиальный руководящий и контрольно-ревизионный органы не действуют, документы не ведутся, мероприятия не проводятся. Ссылаясь на статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», просило ликвидировать названную организацию в судебном порядке с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Сведения о месте и времени рассмотрения дела размещены административным истцом на официальном сайте Управления.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон №82-ФЗ).

Статьей 29 названного Федерального закона №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 22 декабря 2020 года № 40 «О проведении плановой документарной проверки юридического лица» и в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утв. приказом Управления от 22 октября 2020 года №232, в отношении Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края» в период с 01 февраля по 01 марта 2021 года проведена плановая документарная проверка, в ходе которой общественной организации предложено представить документы о деятельности организации, о действительном месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, иные документы, подтверждающие нахождение организации по адресу; сведения о структурных подразделениях; о членах организации, об имуществе; документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей.

В ходе проверки от президента Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края» Колганова Е.В., сведения о котором как о лице, имеющем право действовать без доверенности, содержатся в ЕГРЮЛ и который является одним из учредителей организации, поступило уведомление о том, что в организации не осталось членов, деятельность по достижению Уставных целей не осуществляется с 2014 года, в дальнейшем осуществление деятельности не планируется; заседания общих собраний не проводятся; постоянно действующий коллегиальный руководящий (Президиум) и контрольно-ревизионные органы отсутствуют; в связи с отсутствием фактической деятельности документы не ведутся, мероприятия не проводятся; в связи с отсутствием членов организации решение о ликвидации в добровольном порядке не может быть принято.

По результатам проверки составлен акт от 01 марта 2021 года № 03-17/10, согласно которому деятельность Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края» осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями действующего законодательства и положениями собственного устава, а именно: в нарушение статьи 8 Федерального закона №82-ФЗ, пунктов 2.1, 2.2 Устава организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации, в нарушение статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ, пунктов 4.3, 5.3, 5.5, 5.7-5.7.2 Устава постоянно действующий руководящий орган не избран, свою деятельность не осуществляет, заседания не проводятся; полномочия действующего президента Федерации истекли и не продлялись, новый президент не избирался; ревизор (контрольно-ревизионный орган) в организации не избран, проверки деятельности не проводятся; отсутствуют члены общественной организации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов также предусмотрено в качестве основания для ликвидации общественного объединения (к которым относится общественная организация) и статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

С учетом разъяснений пунктов 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Как следует из пунктов 2.1, 2.2 Устава Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края», утв. решением учредительного собрания от 28 июля 2014 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными решением общего собрания членов 25 августа 2014 года), целями организации являются содействие развитию, поддержке и популязации вида спорта «гольф» в Алтайском крае; организация и проведение спортивных мероприятий; подготовка и повышение технического мастерства спортсменов – членов спортивных сборных команд по гольфу; содействие привлечению детей и подростков к занятию гольфом.

Для осуществления целей общественная организация решает следующие задачи: объединение усилий членов Федерации и всех заинтересованных организаций для развития гольфа на территории Алтайского края; содействие привлечению инвестиций и целевого финансирования, в том числе бюджетного, для развития материально-технической базы гольфа, подготовки спортсменов; размещение информации о гольфе и Информационных порталах субъекта; использование возможностей социальной рекламы (наружные конструкции, ТВ); привлечение Медиа партнеров (печатные, электронные СМИ, ТВ); проведение мероприятий по сбору средств для осуществления программ и проектов Федерации; организация и проведение официальных региональных спортивных соревнований и мероприятий по гольфу, показательных выступлений, спортивных праздников; совершенствование организационно-методических основ подготовки спортивных резервов и высококвалифицированных спортсменов, обеспечение мер по их подготовке и успешному выступлению в общероссийских и международных соревнованиях; участие в подготовке тренерских, судейских кадров; формирование и подготовка сборной команды региона по гольфу, командирование сборной команды региона на официальные спортивные соревнования межрегионального, всероссийского статуса и тренировочные мероприятия; содействие открытию муниципальных отделений гольфа в ДЮСШ на всех гольф-сооружениях и дальнейшее расширение сети объектов гольфа и ДЮСШ по гольфу; строительство регионального центра спортивной подготовки сборной команды региона по гольфу (18 лунок) и открытие УОР; организация и проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов гольфа (семинары, симпозиумы, конференции, лекции, выставки и консультации); создание музыкальных, танцевальных, компьютерных, фото-, видео- и других секций для организации образовательно-информационного досуга членов Федерации, проведение концертов и других культурно-массовых мероприятий, организация встреч с деятелями культуры, спорта и представителями других направлений; установление деловых и партнерских связей с другими спортивными общественными организациями; обеспечение социальной защиты прав и интересов спортсменов, тренеров и других специалистов, забота о ветеранах гольфа; содействие реализации комплекса природоохранных мероприятий в условиях создания и эксплуатации специальных спортивно-оздоровительных сооружений для гольфа; осуществление благотворительной деятельности, направленной на развитие гольфа среди детей и подростков (в том числе распространение гольфа в общеобразовательных школах региона); содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни посредством физкультуры и спорта, развитие муниципальной спортивной инфраструктуры по созданию для граждан реальных условий для занятия гольфом; осуществление других направлений деятельности в рамках программы развития гольфа в Алтайском крае.

В нарушение абзаца 2 статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ, приведенных пунктов Устава общественная организация не выполняет свою основную функцию, не осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, что установлено в ходе проведения проверки Управлением и не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, общественной организацией допущены следующие нарушения положений собственного Устава.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона №82-ФЗ членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.

Согласно пункту 5.1 Устава высшим руководящим органом Федерации является Общее собрание членов Федерации, созываемое не реже одного раза в год.

В силу пункта 5.3 Устава постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Федерации является Президиум, избираемый на Общем собрании членов, сроком на четыре года. Собрания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Председателем Президиума является Президент Федерации, который избирается на Общем собрании членов Федерации сроком на четыре года (пункт 5.5 Устава).

Согласно п.п. 5.7-5.7.2 Устава Ревизор (Контрольно-ревизионный орган) Федерации избирается на Общем собрании сроком на три года. Ревизор вправе в любое время проводить проверки деятельности Федерации и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности Федерации ревизор в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов до их утверждения Президиумом.

Вопрос о приеме новых членов рассматривает Президиум Федерации (п. 4.3 Устава).

В нарушение указанных требований общее собрание членов организации не проводились в связи с отсутствием членов организации, следовательно, органы управления организации не избирались, тогда как срок полномочий ранее избранных органов истек.

Выявленные в ходе проверки Управлением нарушения являются неустранимыми в связи с отсутствием членов организации, что влечет невозможность формирования органов управления организацией и, как следствие, осуществление его деятельности в соответствии с уставными целями, в связи с чем имеются основания для квалификации данных нарушений как грубых.

Сведений об оспаривании организацией результатов проверки не имеется.

В ходе рассмотрения административного дела стороной ответчика факт допущенных нарушений действующего законодательства не оспаривался, доказательств устранения нарушений на дату рассмотрения не представлено.

Более того, президент общественной организации Колганов Е.В. в уведомлении от 22 января 2021 года, направленном в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в ходе проведения документарной поверки, против ликвидации организации в судебном порядке не возражал.

Приведенные выше установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации Региональной Спортивной Общественной организации «Федерация гольфа Алтайского края» (основной государственный регистрационный ***) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 44 Федерального закона №82-ФЗ.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Региональную Спортивную Общественную организацию «Федерация гольфа Алтайского края» (основной государственный регистрационный ***) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья С.Л. Соболева

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2021 года