Дело № 3а-673/2020
32ОS0000-01-2020-000134-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 29 июля 2020 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбарчука С.А.,
при секретаре Ласой А.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Киндирова А.С., представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Щербенко Л.И., представителя административного ответчика – Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности Ребеко О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Мегаполис-Строй» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Мегаполис-Строй» (далее - ООО СЗ «Мегаполис-Строй») обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ему на основании договоров аренды земельных участков от 18 октября 2018 г. №№ 3767, 3766 принадлежат объекты недвижимого имущества:
- земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения школ, общей площадью 48 036 кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 14 904 610 руб. 08 коп.;
- земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения детских садов, общей площадью 11 518 кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 3 573 805 руб. 04 коп.
Согласно отчету об оценке от 31 января 2020 г. № 007985/20/046, выполненному ИП Барменковой М.В., рыночная стоимость данных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
- объекта недвижимости с кадастровым номером № – 3 396 145 руб. 20 коп.;
- объекта недвижимости с кадастровым номером № – 850 949 руб. 84 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются его права, поскольку ООО СЗ «Мегаполис-Строй» при выкупе спорных земельных участков должно заплатить согласно ч. 2 п. 2.1. приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 31 июля 2015 г. № 1375 сумму в размере пятидесяти процентов кадастровой стоимости земельного участка в случае продажи земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, административный истец просит установить кадастровую стоимость:
- земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения школ, общей площадью 48 036 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2019 г., в размере 3 396 145 руб. 20 коп.;
- земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения детских садов, общей площадью 11 518 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2019 г., в размере 850 949 руб. 84 коп.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Киндиров А.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Щербенко Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с представленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области.
Представитель административного ответчика – Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности Ребеко О.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по аналогичным основаниям.
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Брянской области, а также представители заинтересованных лиц – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, Мичуринской сельской администрации в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО СЗ «Мегаполис-Строй» на основании договоров аренды земельных участков от 18 октября 2018 г. №№ 3767, 3766 принадлежат следующие объекты недвижимости:
- земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения школ, общей площадью 48 036 кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения детских садов, общей площадью 11 518 кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая указанных земельных участков была утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
- земельного участка с кадастровым номером № в размере 14 904 610 руб. 08 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером № в размере 3 573 805 руб. 04 коп.
Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 26 января 2020 г.
В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела также усматривается, что ООО СЗ «Мегаполис-Строй» на основании приказов Управления имущественных отношений Брянской области от 19 февраля 2020 г. №№ 239, 238 обладает правом выкупа, при котором должно заплатить согласно ч. 2 п. 2.1. приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 31 июля 2015 г. № 1375 сумму в размере пятидесяти процентов кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости спорного здания затрагивают права и обязанности ООО СЗ «Мегаполис-Строй».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке от 31 января 2020 г. № №, выполненный ИП Барменковой М.В., согласно которому рыночная стоимость данных объектов недвижимости по состоянию на 1 января.2019 г. составляет:
- объекта недвижимости с кадастровым номером № – 3 396 145 руб. 20 коп.;
- объекта недвижимости с кадастровым номером № – 850 949 руб. 84 коп.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайствам представителя административного истца и представителя Управления имущественных отношений Брянской области определением Брянского областного суда от 1 апреля 2020 г. назначена экспертиза для определения соответствия представленного отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Производство экспертизы поручено Автономной некоммерческой организации «Независимая Коллегия Экспертов».
Согласно заключению эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» от 10 июня 2020 г. № 300, отчет об оценке от 31 января 2020 г. № 007985/20/046, выполненный ИП Барменковой М.В., соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. В данном отчете не допущено нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе требований федеральных стадартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов оценки, а также иных нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Оценщиком правильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости. Ошибки при выполнении математических действий не допускались. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.
Оценивая заключение эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» от 10 июня 2020 г. № 300 в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.
Эксперт АНО «Независимая Коллегия Экспертов» Полякова Н.В., проводившая судебную экспертизу, с 28 июня 2017 г. является членом саморегулируемой организации Общероссийской организации оценщиков «Российское общество оценщиков», имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчета, представленного административным истцом, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектов оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г:
земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения школ, общей площадью 48 036 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 3 396 145 руб. 20 коп.;
земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения детских садов, общей площадью 11 518 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 850 949 руб. 84 коп.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Административный истец обратился в Брянский областной суд с настоящим административным иском 18 февраля 2020 г.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Мегаполис-Строй» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения школ, общей площадью 48 036 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 396 145 рублей 20 копеек по состоянию на 1 января 2019 г.;
земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: территория для размещения детских садов, общей площадью 11 518 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 850 949 рублей 84 копеек по состоянию на 1 января 2019 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 февраля 2020 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 июля 2020 г.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.А. Горбарчук