ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-677/2021 от 29.07.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-677/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 29 июля 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

с участием : представителя административного истца Буракова А.Б. - Аксельрод А.В., представителя административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Гапаровой С.Н., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края - Мамбетова Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Буракова А. Б. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил :

27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан Приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в пункты … Перечня включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641, расположенные по адресу : г. ….

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/parvo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, номер публикации: ….

28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан Приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в пункты … Перечня включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641, расположенные по адресу : г. ….

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/parvo.stavregion.ru 30 декабря 2020 года, номер публикации: ….

Бураков А.Б. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края недействующими в части включения в Перечни нежилых зданий с кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641, находящихся по адресу : г. ….

В обоснование заявленных требований Бураков А.Б. сослался на то, что спорные объекты недвижимости включены в Перечни, утвержденные оспариваемыми приказами, необоснованно, что нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на него как на налогоплательщика налога на имущество физических лиц уплату налога в большем размере. Принадлежащие ему на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, находящиеся по адресу : г. …, не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволяют включить их в Перечни.

В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, представив суду заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие с представлением интересов в лице представителем по доверенности Аксельрод А.В.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц – администрации г. Ставрополя, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, уважительности причин неявки не представили.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Буракова А.Б. – Аксельрод А.В. заявленные в административном иске требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дала аналогичные заявленным в иске пояснения.

Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Гапарова С.Н. поддержала представленные в суд письменные возражения в полном объеме, пояснила, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Нежилые здания с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641 включены в спорные Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, что отвечает критериям, установленным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей сторон по административному делу, исследовав письменные доказательства, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мамбетова Р.Я., полагавшего, что административные исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества - нежилые здания с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, расположенные по адресу : г. …, находятся в собственности административного истца Буракова А.Б., что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти Ставропольского края, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущество рассчитывается из кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества, возлагая на него как налогоплательщика обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021 годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в Перечни в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец Бураков А.Б. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включены находящиеся в собственности Буракова А.Б. нежилые здания с кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641, расположенные по адресу : г. ….

Законом Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с 01 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих : 1) 0,1 % в отношении : жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Ставропольской городской думы от 17 ноября 2014 года № 567 (в ред. решений Ставропольской городской Думы от 09.04.2015 г. № 639, от 25.11.2015 г. № 784, от 22.11.2017 г. № 189, от 31.10.2018 г. № 276, от 29.07.2020 г. № 468) «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края введен налог на имущество физических лиц и определены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах : 1) 2,0 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 2) 0,3 % в отношении : жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий : 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.

Принадлежащий на праве собственности Буракову А.Б. объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером …:594, площадью 1467,0 кв. м., находящийся по адресу : Ставропольский край, г. … имеет назначение : «нежилое здание», наименование : «автосервис с торгово-офисными зданиями, здания салона-магазина – 1-я очередь, поз. 1 по ГП – здание автосервиса», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № ….

Принадлежащий на праве собственности Буракову А.Б. объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером …:595, площадью 1426,9 кв. м., находящийся по адресу : Ставропольский край, г. … имеет назначение : «нежилое здание», наименование : «автосервис с торгово-офисными зданиями, здания салона-магазина – 2-я очередь, поз. 2 по ГП – здание автосервиса», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № ….

Принадлежащий на праве собственности Буракову А.Б. объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером …:641, площадью 2249,7 кв. м., находящийся по адресу : Ставропольский край, г. … имеет назначение : «нежилое здание», наименование : «офисное здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № ….

Как усматривается из наименований объектов недвижимости нежилое здание с кадастровым номером …:594 имеет наименование : «автосервис с торгово-офисными зданиями, здания салона-магазина – 1-я очередь, поз. 1 по ГП – здание автосервиса»; нежилое здание с кадастровым номером …:595 - «автосервис с торгово-офисными зданиями, здания салона-магазина – 2-я очередь, поз. 2 по ГП – здание автосервиса»; нежилое здание с кадастровым номером …:641 - «офисное здание».

Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.

В связи с этим спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Буракову А.Б., не подлежали включению в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о наименовании нежилых зданий - «торгово-офисное», «офисное», поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является. Для такого признания, в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены иные критерии : наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 % от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно : должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 % от общей площади здания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилые здания с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, расположенные по адресу : г. …, не могли быть включены в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о наименовании нежилого здания - «торгово-офисное», «офисное».

Проверяя законность признания нежилые здания с кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641, подлежащим включению в Перечни, на основании подпункта 2 пункта 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для которых требуется наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 % от общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № …, № …, № …, являющиеся надлежащими документами, содержащими сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этих нежилых зданий, следовательно, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилые здания с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641нельзя признать соответствующими подпункту 2 пунктов 3, 4, пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) судом установлено следующее.

Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте, нежилое здание – «Производственное здание», общей площадью 1467,0 кв. м., (объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:594), состоит из следующих нежилых помещений : № 1 – архив склад, площадью 4,4 кв. м., № 2 – котельная, площадью 8,8 кв. м., № 3 – коридор, площадью 2,9 кв. м., № 4 – раздевалка, площадью 14,6 кв. м., № 5 – раздевалка, площадью 9,6 кв. м., № 6 – туалет, площадью 2,5 кв. м., № 7 – кабинет, площадью 13,9 кв. м., № 8 – коридор, площадью 14,5 кв. м., № 9 – кухня, площадью 15,4 кв. м., № 10 – электрощитовая, площадью 2,2 кв. м., № 11 – склад, площадью 1215,1 кв. м., № 12 – склад, площадью 163,1 кв. м.

Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте, нежилое здание – «Производственное здание», общей площадью 1426,9 кв. м., (объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:595), состоит из следующих нежилых помещений : № 1 – архив склад, площадью 28,2 кв. м., № 2 – раздевалка, площадью 4,5 кв. м., № 3 – раздевалка, площадью 4,8 кв. м., № 4 – кабинет, площадью 16,7 кв. м., № 5 – кухня, площадью 9,3 кв. м., № 6 – туалет, площадью 2,7 кв. м., № 7 – рукомойник, площадью 2,5 кв. м., № 8 – котельная, площадью 11,0 кв. м., № 9 – коридор, площадью 3,1 кв. м., № 10 – электрощитовая, площадью 3,5 кв. м., № 11 – склад, площадью 561,5 кв. м, № 12 – склад, площадью 412,5 кв. м., № 13 – туалет, площадью 2,0 кв. м., № 14 – туалет, площадью 2,0 кв. м., № 15 – кабинет, площадью 6,9 кв. м., № 16 – склад, площадью 184,2 кв. м., № 17 – швейная, общей площадью 171,5 кв. м.

Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте, нежилое здание – «Производственно-административное здание», общей площадью 2249,7 кв. м., (объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:641), состоит из следующих нежилых помещений : на 1 этаже: № 1 – холл, площадью 33,6 кв. м., № 2 – коридор, площадью 34,3 кв. м., № 3 – конференц-зал, площадью 121,5 кв. м., № 4 – кабинет, площадью 49,4 кв. м., № 5 – склад, площадью 251,5 кв. м., № 6 – котельная, площадью 18,8 кв. м., № 7 – лестничная клетка, площадью 17,5 кв. м., № 8 – подсобное, площадью 8,5 кв. м., № 9 – коридор, площадью 4,6 кв. м., № 10 – кабинет, площадью 8,4 кв. м., № 11 – кабинет, площадью 64,9 кв. м., № 12 – кабинет, площадью 8,6 кв. м., № 13 – подсобное, площадью 21,1 кв. м., № 14 – подсобное, площадью 10,8 кв. м., № 15 – санузел, площадью 4,8 кв. м., № 16 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 17 – санузел, площадью 1,5 кв. м., № 18 – санузел, площадью 3,0 кв. м., № 19 – санузел, площадью 2,5 кв. м., № 20 – санузел, площадью 2,2 кв. м., № 21 – подсобное, площадью 8,0 кв. м., № 22 – лестничная клетка, площадью 23,0 кв. м., № 23 – подсобное, площадью 5,8 кв. м., № 24 – санузел, площадью 4,0 кв. м., № 25 – подсобное, площадью 20,1 кв. м., № 26 – коридор, площадью 13,6 кв. м., № 27 – подсобное, площадью 2,9 кв. м., № 28 – холл, площадью 22,3 кв. м., № 29 – кабинет, площадью 46,2 кв. м., № 30 – кабинет, площадью 102,9 кв. м., № 31- подсобное, площадью 10,7 кв. м., № 32 – санузел, площадью 2.9 кв. м., № 33 – коридор, площадью 6,8 кв. м., № 34 – кабинет, площадью 37,2 кв. м., № 35 – кабинет, площадью 70,7 кв. м., № 36 – лестничная клетка, площадью 22,6 кв. м.;

на 2 этаже : № 37 – лестничная клетка, площадью 22,6 кв. м., № 38 – кабинет, площадью 11,9 кв. м., № 39 – кабинет, площадью 66,6 кв. м., № 40 – кабинет, площадью 21,1 кв. м., № 41 – кабинет, площадью 17,4 кв. м., № 42 – кабинет, площадью 19,4 кв. м., № 43 – лестничная клетка, площадью 23,0 кв. м., № 44 – подсобное, площадью 6,4 кв. м., № 45 – санузел, площадью 2,6 кв. м., № 46 – санузел, площадью 2,6 кв. м., № 47 – кабинет, площадью 20,6 кв. м., № 48 – кабинет, площадью 17,2 кв. м., № 49 – лестничная клетка, площадью 22,0 кв. м., № 50 – холл, площадью 25,6 кв. м., № 51 – кабинет, площадью 83,9 кв. м., № 52 – кабинет, площадью 15,1 кв. м., № 53 – кабинет, площадью 15,1 кв. м., № 54 – кабинет, площадью 76,8 кв. м., № 55 – кабинет, площадью 47,2 кв. м., № 56 – кабинет, площадью 24,1 кв. м., № 57 – кабинет, площадью 20,5 кв. м., № 58 – санузел, площадью 2,1 кв. м., № 59 – подсобное, площадью 6,2 кв. м., № 60 – кабинет, площадью 12,6 кв. м., № 61 – лестничная клетка, площадью 17,5 кв. м., № 62 – коридор, площадью 134,5 кв. м., № 63 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 64 – санузел, площадью 1,6 кв. м., № 65 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 66 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 67 – кабинет, площадью 17,7 кв. м., № 68 – кабинет, площадью 19,1 кв. м., № 69 – кабинет, площадью 19,3 кв. м., № 70 – кабинет, площадью 9,0 кв. м., № 71 – кабинет, площадью 39,6 кв. м., № 72 – кабинет, площадью 32,2 кв. м., № 73 – кабинет, площадью 9,4 кв. м., № 74 – кабинет, площадью 43,7 кв. м., № 75 – подсобное, площадью 5,2 кв. м., № 76 – подсобное, площадью 1,4 кв. м., № 77 – кабинет, площадью 4,9 кв. м., № 78 – кабинет, площадью 53,6 кв. м., № 79 – кабинет, площадью 10,0 кв. м., № 80 – кабинет, площадью 5,4 кв. м., № 81 – кабинет, площадью 41,4 кв. м., № 82 – подсобное, площадью 22,1 кв. м., № 83 – санузел, площадью 2,2 кв. м.

В экспликациях технических паспортов указано :

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:594 нежилые помещения : № 1 – архив склад, площадью 4,4 кв. м., № 2 – котельная, площадью 8,8 кв. м., № 3 – коридор, площадью 2,9 кв. м., № 4 – раздевалка, площадью 14,6 кв. м., № 5 – раздевалка, площадью 9,6 кв. м., № 6 – туалет, площадью 2,5 кв. м., № 8 – коридор, площадью 14,5 кв. м., № 10 – электрощитовая, площадью 2,2 кв. м., общей площадью 59,5 кв. м.;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:595, нежилые помещения: № 1 – архив склад, площадью 28,2 кв. м., № 2 – раздевалка, площадью 4,5 кв. м., № 3 – раздевалка, площадью 4,8 кв. м., № 6 – туалет, площадью 2,7 кв. м., № 7 – рукомойник, площадью 2,5 кв. м., № 8 – котельная, площадью 11,0 кв. м., № 9 – коридор, площадью 3,1 кв. м., № 10 – электрощитовая, площадью 3,5 кв. м., № 13 – туалет, площадью 2,0 кв. м., № 14 – туалет, площадью 2,0 кв. м., общей площадью 64,3 кв. м;

- объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:641, нежилые помещения на 1 этаже : № 1 – холл, площадью 33,6 кв. м., № 2 – коридор, площадью 34,3 кв. м., № 6 – котельная, площадью 18,8 кв. м., № 7 – лестничная клетка, площадью 17,5 кв. м., № 8 – подсобное, площадью 8,5 кв. м., № 9 – коридор, площадью 4,6 кв. м., № 13 – подсобное, площадью 21,1 кв. м., № 14 – подсобное, площадью 10,8 кв. м., № 15 – санузел, площадью 4,8 кв. м., № 16 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 17 – санузел, площадью 1,5 кв. м., № 18 – санузел, площадью 3,0 кв. м., № 19 – санузел, площадью 2,5 кв. м., № 20 – санузел, площадью 2,2 кв. м., № 21 – подсобное, площадью 8,0 кв. м., № 22 – лестничная клетка, площадью 23,0 кв. м., № 23 – подсобное, площадью 5,8 кв. м., № 24 – санузел, площадью 4,0 кв. м., № 25 – подсобное, площадью 20,1 кв. м., № 26 – коридор, площадью 13,6 кв. м., № 27 – подсобное, площадью 2,9 кв. м., № 28 – холл, площадью 22,3 кв. м., № 31- подсобное, площадью 10,7 кв. м., № 32 – санузел, площадью 2,9 кв. м., № 33 – коридор, площадью 6,8 кв. м., № 36 – лестничная клетка, площадью 22,6 кв. м.;

- на 2 этаже : № 37 – лестничная клетка, площадью 22,6 кв. м., № 43 – лестничная клетка, площадью 23,0 кв. м., № 44 – подсобное, площадью 6,4 кв. м., № 45 – санузел, площадью 2,6 кв. м., № 46 – санузел, площадью 2,6 кв. м., № 49 – лестничная клетка, площадью 22,0 кв. м., № 50 – холл, площадью 25,6 кв. м., № 58 – санузел, площадью 2,1 кв. м., № 59 – подсобное, площадью 6,2 кв. м., № 61 – лестничная клетка, площадью 17,5 кв. м., № 62 – коридор, площадью 134,5 кв. м., № 63 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 64 – санузел, площадью 1,6 кв. м., № 65 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 66 – санузел, площадью 1,7 кв. м., № 75 – подсобное, площадью 5,2 кв. м., № 76 – подсобное, площадью 1,4 кв. м., № 82 – подсобное, площадью 22,1 кв. м., № 83 – санузел, площадью 2,2 кв. м., общей площадью 609,9 кв. м., являются помещениями вспомогательного значения.

Нежилые помещения : объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:594 - № 7 – кабинет, площадью 13,9 кв. м.; объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:595 - № 4 – кабинет, площадью 16,7 кв. м., № 15 – кабинет, площадью 6,9 кв. м., общей площадью 23,6 кв. м.; объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:641 - № 3 – конференц-зал, площадью 121,5 кв. м., № 4 – кабинет, площадью 49,4 кв. м., № 10 – кабинет, площадью 8,4 кв. м., № 11 – кабинет, площадью 64,9 кв. м., № 12 – кабинет, площадью 8,6 кв. м., № 29 – кабинет, площадью 46,2 кв. м., № 30 – кабинет, площадью 102,9 кв. м., № 34 – кабинет, площадью 37,2 кв. м., № 35 – кабинет, площадью 70,7 кв. м., № 38 – кабинет, площадью 11,9 кв. м., № 39 – кабинет, площадью 66,6 кв. м., № 40 – кабинет, площадью 21,1 кв. м., № 41 – кабинет, площадью 17,4 кв. м., № 42 – кабинет, площадью 19,4 кв. м., № 47 – кабинет, площадью 20,6 кв. м., № 48 – кабинет, площадью 17,2 кв. м., № 51 – кабинет, площадью 83,9 кв. м., № 52 – кабинет, площадью 15,1 кв. м., № 53 – кабинет, площадью 15,1 кв. м., № 54 – кабинет, площадью 76,8 кв. м., № 55 – кабинет, площадью 47,2 кв. м., № 56 – кабинет, площадью 24,1 кв. м., № 57 – кабинет, площадью 20,5 кв. м., № 60 – кабинет, площадью 12,6 кв. м., № 67 – кабинет, площадью 17,7 кв. м., № 68 – кабинет, площадью 19,1 кв. м., № 69 – кабинет, площадью 19,3 кв. м., № 70 – кабинет, площадью 9,0 кв. м., № 71 – кабинет, площадью 39,6 кв. м., № 72 – кабинет, площадью 32,2 кв. м., № 73 – кабинет, площадью 9,4 кв. м., № 74 – кабинет, площадью 43,7 кв. м., № 77 – кабинет, площадью 4,9 кв. м., № 78 – кабинет, площадью 53,6 кв. м., № 79 – кабинет, площадью 10,0 кв. м., № 80 – кабинет, площадью 5,4 кв. м., № 81 – кабинет, площадью 41,4 кв. м., общей площадью 1284,6 кв. м, имеют наименование - «кабинеты».

Наименование «кабинеты» не тождественны наименованию «офисы». Наименование «кабинет» предполагает служебные помещения с размещением в них работников предприятия, в данном случае работников производственного предприятия и складов, относящихся к нему.

Служебные помещения, предназначенные для размещения работников производственных, производственно-складских предприятий, являются, согласно приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», производственно-административными и относятся к Группе 7, «Объекты производственного назначения» - 0700, подгруппе 0704 – «Производственные, производственно-складские и производственно-административные здания площадью 100 и более кв. м.».

Помещения с наименованием «кабинеты» по своему предназначению являются служебными для размещения работников предприятия, в материалах дела отсутствуют доказательства о сданных в аренду в качестве офисов помещений в целях делового, коммерческого использования.

Нежилые помещения : объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:594 - № 9 – кухня, площадью 15,4 кв. м.; объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:595 - № 5 – кухня, площадью 9,3 кв. м. предназначены для организации питания работников, не имеют коммерческого назначения по отношению к третьим лицам, находятся внутри закрытой территории предприятия, куда вход посторонним лицам запрещен и свободного беспрепятственного прохода не имеется. Такие помещения не относятся к объектам общественного питания.

Нежилые помещения : объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:594 - № 11 – склад, площадью 1215,1 кв. м., № 12 – склад, площадью 163,1 кв. м., общей площадью 1378,2 кв. м; объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:595 - № 11 – склад, площадью 561,5 кв. м., № 12 – склад, площадью 412,5 кв. м., № 16 – склад, площадью 184,2 кв. м., общей площадью 1158,2 кв. м.; объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:641 - № 5 – склад, площадью 251,5 кв. м., не предусматривают размещение торговых объектов. Указанные складские помещения имеют производственный характер и предназначены для хранения произведенной на предприятии продукции легкой промышленности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 склады относятся к Разделу Н «Транспортировка и хранение», пункту 52 «Складское хозяйство», подпункту 52.1 «Деятельность по складированию и хранению», а не к Разделу G «Торговля оптовая и розничная».

Склады, согласно Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к Группе 7, «Объекты производственного назначения» - 0700, подгруппе 0704 – «Производственные, производственно-складские и производственно-административные здания площадью 100 и более кв. м.», подгруппе 0723 «Складские здания, кроме ангаров».

Нежилые помещения : объект недвижимого имущества с кадастровым номером …:594 - № 17 – швейная, общей площадью 171,5 кв. м., является помещением производственного назначения. Наименование помещения «швейная» предполагает производственное назначение, связанное с легкой промышленностью. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 помещение с наименованием: «швейная» относится к Разделу С «Обрабатывающие производства», пункту 14 «Производство одежды», подпунктам 14.1 «Производство одежды», 14.12 «Производство спецодежды».

Швейный цех, согласно Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к Группе 7, «Объекты производственного назначения» - 0700, подгруппе 0701 «Производственные, производственно-складские и административно-производственные здания площадью до 100 кв. м.», подгруппе 0704 – «Производственные, производственно-складские и производственно-административные здания площадью 100 и более кв. м.».

Как усматривается из приведенных данных технических паспортов в нежилых зданиях с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641 не имеется ни одного нежилого помещения, предназначенного для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как установлено из пояснений представителя административного истца, которые не оспариваются административным ответчиком, представившим аналогичные доказательства из общедоступных источников сети «Интернет», спорные нежилые здания с кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641 представляют собой производственный комплекс легкой промышленности «Блок-пост».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорные нежилые здания не подлежали включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) в указанных нежилых зданиях отсутствуют помещения общей площадью не менее 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Проверяя законность признания спорных нежилых зданий подлежащих включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для признания которого требуется установление фактического использования не менее 20% общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 г. № 54-п утвержден Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу требований части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Из системного толкования пунктов 9, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 г. № 54-п, следует, что единственным документом, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости с целью его включения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, является акт обследования недвижимого имущества, полученный до утверждения Перечней.

Единственно относимые и допустимые в силу закона доказательства – акты обследования нежилых зданий с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641 для их включения в Перечни в оспариваемые периоды административным ответчиком не представлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилых зданий с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641 не подлежали включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Проверяя законность признания нежилых зданий с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены эти нежилые здания, суд установил следующее.

Нежилые здания с кадастровыми номерами …:594, …:595 расположены на земельном участке с кадастровым номером …:657, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № ….

Земельный участок с кадастровым номером …:657, площадью 9198 кв. м., категория земель : «земли населенных пунктов», находящийся по адресу : Ставропольский край, г. …, имеет вид разрешенного использования - «для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № ….

Нежилые здания с кадастровыми номерами …:641 расположено на земельном участке с кадастровым номером …:656, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14.05.2021 г. № ….

Земельный участок с кадастровым номером …:656, площадью 2850 кв. м., категория земель : «земли населенных пунктов», находящийся по адресу : Ставропольский край, г. …, имеет вид разрешенного использования : «деловое управление (4.1)», что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости, содержащимися в публичной кадастровой карте.

Из письменных возражений и пояснений представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что именно вид разрешенного использования земельного участка послужил основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения в Перечни спорных нежилых зданий.

Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:657 - «для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями» следует, что он является смешанным, т.е. имеет более чем один вид разрешенного использования. Данный вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение на земельном участке производственных объектов (автосервиса).

Объекты капитального строительства - станции технического обслуживания (СТО), автосервисы, согласно Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к Группе 7, «Объекты производственного назначения» - 0700, подгруппе 0730 – «Станции технического обслуживания (СТО), автосервисы».

Земельные участки, предназначенные для размещения мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса, согласно Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к сегменту 6 «Производственная деятельность» - 6.0, виду разрешенного использования 4.9.1 «Объекты придорожного сервиса. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, действовавшим на момент включения в Перечни спорных объектов, земельные участки, предназначенные для размещения станций технического обслуживания автомобилей, автосервиса, относятся к дорожному сервису с кодом вида разрешенного использования 4.9.1.4 «Ремонт автомобилей» (размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса), входящих в группу видов разрешенного использования 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса».

Автосервис не относится к объектам бытового обслуживания, к которым, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, от 21 сентября 2020 года № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», ГОСТам 32670-2014, 30592-2014, 30590-2014, 32610-2014, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.

Вид разрешенного использования земельного участка 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» - автосервис не предполагает размещение на таком земельном участке офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то есть объектов, подлежащих включению в Перечни, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:657 - «для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями» в части «…с торгово-офисными зданиями» предполагает размещение на таком земельном участке размещение одновременно как офисов, так и торговых объектов, что предполагает под собой применение пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, который не содержит критерия включения в Перечни объектов по виду разрешенного использования.

Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:657 - «для продолжения строительства автосервиса с торгово-офисными зданиями» в части «…с торгово-офисными зданиями» правового значения не имеет. Поэтому вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:657, на котором расположены спорные нежилые здания с кадастровыми номерами …:594, …:595, не позволяет сделать безусловный и однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом неоднозначности и небезусловности вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:657 размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания должно быть подтверждено только посредством осуществления проверки фактического использования объектов недвижимого имущества - нежилых зданий с кадастровыми номерами - …:594, …:595, которой осуществлено не было.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

С учетом изложенного, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:657 не мог являться основанием для включения в Перечни нежилых зданий с кадастровыми номерами …:594, …:595 в отсутствие установления их фактического использования, подтверждающего законность включения в Перечни с учетом 20% критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:656, на котором расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером …:641, - «деловое управление (4.1)».

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, действовавшему на момент включения в Перечни спорного объекта, вид разрешенного использования земельных участков «Деловое управление» - 4.1 предполагает размещение на земельном участке объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

Из предусмотренного данным Классификатором вида разрешенного использования земельных участков «Деловое управление» - 4.1 не следует, что такой земельный участок предназначен для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно этому же Классификатору к земельным участкам, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, относятся земельные участки с видами разрешенного использования : 3.3 «Бытовое обслуживания» (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», 4.3 «Рынки», 4.4 «Магазины», 4.6 «Общественное питание» (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:656 - «деловое управление (4.1)» предполагает размещение на земельном участке объекта управленческой деятельности, что полностью соответствует виду разрешенного использования 4.1 «Деловое управление», предусмотренному указанным Классификатором.

Размещение на земельном участке с кадастровым номером …:656 объекта управленческой деятельности предполагает размещение административно-производственного здания с кадастровым номером …:641, в котором размещен управленческий коллектив предприятия, что подтверждается документом технического учета (инвентаризации), из которого следует, что основную часть нежилого здания составляют помещения с наименованием «кабинеты».

В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:656 - «деловое управление (4.1)» ни в какой мере не свидетельствует о том, что земельный участок предназначен для размещения на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть объектов поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, нежилые здания с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641 не могли быть включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 годы, на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами …:657, …:656.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что включение министерством имущественных отношений Ставропольского края нежилых зданий с кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, расположенных по адресу : …, в Перечни на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами …:657, …:656 – является необоснованным.

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком – министерством имущественных отношений Ставропольского края таких доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании недействующим со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317, от 28 декабря 2020 года № 1462, в части включения в них нежилых зданий кадастровыми номерами - … :594, …:595, …:641, расположенных по адресу : г. … - подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, суд полагает обоснованными требования о признании их недействующими в оспариваемой части этих нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, включение спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, произведено в целях налогообложения на 2020, 2021 годы, вследствие чего обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, на 2020, 2021 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорные нежилые здания кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, расположенные по адресу: г. …, подлежат исключению из оспариваемых Перечней, поскольку находящиеся в собственности административного истца Буракова А.Б. объекты недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Буракова А. Б. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в пункты … объектов недвижимого имущества - нежилых зданий кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, расположенных по адресу : г. ….

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в пункты … объектов недвижимого имущества - нежилых зданий кадастровыми номерами … :594, …:595, …:641, расположенных по адресу : г. ….

Обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 августа 2021 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.