дело № 3а-679/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 06 июля 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
представителя административного истца Морозова О.О. – Бандурина С.Е. и представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова Олега Олеговича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 897),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 февраля 2020 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 897 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 897 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 июня 2020 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 -2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318 и от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218 и от 23 июня 2020 года № 897), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое здание, расположенное по адресу:<адрес>, кадастровый № (Перечень на 2018 год – пункт 223, Перечень на 2019 год – пункт 5907).
Административный истец Морозов О.О. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории <адрес>, в отношении которых в 2018 - 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего ему нежилого здания с кадастровым №, расположенного по адресу:<адрес>, ссылаясь на то, что включение указанного объекта в оспариваемые Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец Морозов О.О. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Морозова О.О.
В судебном заседании представитель административного истца Морозова О.О. – Бандурин С.Е. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив заявленные требования, просил признать не действующими с 01 января 2018 года пункт 223 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218, и с 01 января 2019 года пункт 5907 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 897, в части включения в них нежилого здания с кадастровым №, расположенного по адресу:<адрес>.
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни по подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению в качестве объекта бытового обслуживания. По сведениям из ЕГРН указанный объект имеет назначение: нежилое здание, наименование: ремонтно-механические мастерские. По техническому паспорту ГУП «БТИ», составленному по состоянию на 19 сентября 2005 года, использование здания: ремонтно-механические мастерские, в составе здания имеются помещения с наименованием: «ремонтный цех», «склад» «кузнечный цех». При включении объекта в Перечень на 2019 год управление руководствовалось актом проведения мероприятий от 26 ноября 2018 года, протоколом заседания территориальной комиссии от 27 ноября 2018 года. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца Морозова О.О. - Бандурина С.Е., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Совета народных депутатов города Суража Брянской области от 23 октября 2015 года N 83 «О налоге на имущество физических лиц» на территории муниципального образования «город Сураж» Суражского муниципального района Брянской области установлен и введен в действие с 1 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом
Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218 и от 23 июня 2020 года № 897, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу Морозову О.О. на праве собственности принадлежит нежилое здание, наименование: ремонтно-механические мастерские, площадью 1362,2 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:2, кадастровый №, расположенное по адресу:<адрес>.
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: в Перечень на 2018 год – пункт 223, в Перечень на 2019 год – пункт 5907.
Из возражений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. следует,что спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на 2018 – 2019 годы по предназначению в качестве объекта бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов
объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).
Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое здание, с кадастровым №, расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке, площадью 12 710 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, по адресу: <адрес>, кадастровый №. (свидетельство о государственной регистрации права от 08 ноября 2011 года 32 –АГ № 931982).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В целях подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 и с наименованием «Бытовое обслуживание» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков. Согласно данному описанию указанный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Однако такому описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 и с наименованием «Бытовое обслуживание» вид разрешенного использования земельного участка с наименованием «для производственных целей» не соответствует.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу спорный объект недвижимости относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении административным истцом вида разрешенного использования данного земельного участка в материалах дела не содержится.
Таким образом, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни как объекта бытового обслуживания по критерию его назначения.
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.
Как установлено судом, спорный объект недвижимости является самостоятельным объектом недвижимого имущества и согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости имеет назначение: нежилое здание, наименование: ремонтно-механические мастерские.
В соответствии с техническим паспортом здания (строения), составленным Суражским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 19 сентября 2005 года, назначение и наименование здания: ремонтно-механические мастерские. Согласно экспликации к поэтажному плану здания(строения) в его состав входят следующие помещения:
1 этаж: ремонтный цех – 67,0 кв.м, 651,1 кв.м, склад – 32,2 кв.м, кузнечный цех – 32,2 кв.м, ремонтный цех – 31,4 кв.м, 31,4 кв.м, 31,4 кв.м, склад – 65,8 кв.м, 32,5 кв.м, пункт диспетчера - 65,7 кв.м, токарный цех - 66,8 кв.м;
2 этаж: вентил. – 66,8 кв.м, 24,4 кв.м, 6,5 кв.м, 40,8 кв.м, 5,1 кв.м, класс – 31,4 кв.м, кабинет – 11,3 кв.м, 22,4 кв.м, коридор - 11,5 кв.м, 6,5 кв.м, 7,8 кв.м, подсобное помещение – 20,2 кв.м.
С учетом изложенного, приведенное в технической документации назначение помещений, входящих в состав спорного объекта недвижимости, не свидетельствует об их предназначении для оказания бытовых услуг населению, что не позволяет отнести спорный объект недвижимости к видам объектов, поименованных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Наименование здания «ремонтно-механические мастерские» в данном случае не является безусловным основанием для его включения в Перечень в качестве объекта бытового обслуживания.
Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета нельзя сделать вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, по предназначению является объектом бытового обслуживания.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное здание или помещения в нем на момент включения указанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни использовались для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком не представлено.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, обследование спорного объекта недвижимости на предмет его фактического использования до определения оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества не проводилось. Представленный административным ответчиком акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, составленный по состоянию на 26 ноября 2018 года не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность включения указанного объекта в оспариваемые Перечни, поскольку не свидетельствует о фактическом использовании спорного здания в качестве объекта бытового обслуживания, т.к. в нем не содержится сведений о площадях помещений, используемых под размещение объектов бытового обслуживания, не указано какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения объектов бытового обслуживания, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании спорного здания как объекта бытового обслуживания, в акте и в приложении № 1 к данному акту отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик располагал иными актами обследования спорного здания на момент включения его в оспариваемые Перечни, не представлено.
При этом из справки, выданной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Суражскому району ГУ МЧС России по Брянской области от 25 июня 2020 года следует, что 28 октября 2015 года в 09 час. 30 мин. в кирпичном здании ПТО, находящемся по адресу: <адрес>, принадлежащем Морозову О.О., произошел пожар. В результате возникшего пожара повреждено кирпичное здание по всей площади, также повреждено оборудование (кран балка, электрическая проводка), находившееся в нем. Повреждена мягкая кровля кирпичного здания, повреждены деревянные окна.
Из объяснений представителя административного истца Бандурина С.Е. следует, что после пожара ремонт в указанном здании не производился, до настоящего времени здание не восстановлено и не эксплуатируется, в подтверждение чего представил фотографии спорного объекта недвижимости.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в нем не содержится сведений о видах экономической деятельности ИП Морозова О.О., предоставляющих ему право на осуществление деятельности по оказанию платных услуг населению, коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности относятся к бытовым услугам.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Морозова О.О.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 год и на 2019 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2018 года и с 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Морозова Олега Олеговича удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 223 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1318 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Суражского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 218), в части включения в него нежилого здания, кадастровый №, расположенного по адресу:<адрес>.
Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 5907 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 897), в части включения в него нежилого здания, кадастровый №, расположенного по адресу:<адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская