ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2017 г. № 3а-67/2017
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области от 22 декабря
2016 года № 44 «О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское»,
установил:
решением Совета сельского поселения Девятинское Вятегорского муниципального района Вологодской области от 28 апреля 2009 года № 444 установлен Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Девятинское (т.1 л.д. 15-16).
Решением Совета сельского поселения Девятинское Вятегорского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2016 года № 44 приостановлена с 01 января 2017 года выплата доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское (т.1 л.д. 17).
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного выше решения.
В обосновании исковых требований указала, что в период с 01 августа 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 21 октября 2009 года исполняла полномочия главы муниципального образования сельского поселения Девятинское. С 13 ноября 2009 года ей была назначена и выплачивалась доплата к пенсии в размере ....
Решением Совета сельского поселения Девятинское Вятегорского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2016 года № 44 приостановлена с 01 января 2017 года выплата доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское.
В связи с принятием оспариваемого решения она лишена права на получение гарантированного дополнительного пенсионного обеспечения. Нормативными правовыми актами Вологодской области и муниципального образования не предусмотрено приостановление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в связи с ограниченностью доходных источников бюджета.
По мнению административного истца, оспариваемое решение не соответствует статье 5 Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области», статье 25 Устава сельского поселения Девятинское.
Просила суд признать недействующим с момента принятия решение Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2016 года № 44 «О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское».
Административный истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители административных ответчиков Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области, администрации сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В возражениях на административное исковое заявление просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области
Ивановой Н.Ю., полагавшей исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Устава сельского поселения Девятинское, принятого решением Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области от 26 ноября 2011 года №23 (в редакции решения от 16 июня 2015 года № 25) сельское поселение Девятинское является мунициплаьным образованием Вологодской области и имеет статус сельского поселения (т.1 л.д.142).
В структуру органов местного самоуправления поселения входит Совет поселения, являющийся представительным органом муниципального образования (статья 17 Устава).
Совет поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (статья 18 Устава).
Совет поселения в рамках своих полномочий принимает решения и иные правовые акты. Глава поселения обеспечивает опубликование нормативных правовых актов, принятых Советом поселения (статья 34 Устава).
Как усматривается из материалов дела, 22 декабря 2016 года Советом сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области принято решение № 44 «О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское».
Указанное решение опубликовано в Официальном вестнике муниципальных правовых актов Вытегорского муниципального района и поселений, входящих в его состав от 20 января 2017 года № 3(183).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Совет сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Исходя из разъяснений пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ Законодательным Собранием Вологодской области 26 декабря 2007 года принят Закон Вологодской области № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее - Закон Вологодской области №1728-ОЗ), определяющий условия предоставления отдельных гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований области.
В соответствии с настоящим законом области уставом муниципального образования области может быть установлена доплата к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области (статья 1 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ в редакции от 28 октября 2016 года).
Доплата к пенсии предоставляется в размере, определяемом уставом муниципального образования области. Размер доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, не может быть ниже 30 процентов и не должен превышать 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования. Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования области с учётом положений настоящего закона области (статья 4 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ).
Предоставление гарантий, установленных законом области, финансируется за счёт средств соответствующих местных бюджетов.
Согласно части 10 статьи 25 Устава сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) гарантии осуществления полномочий главы поселения устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами области. Главе поселения в соответствии с Законом Вологодской области № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» устанавливается доплата к пенсии в размере 55% процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы поселения (т.1, л.д.206).
Согласно решению Совета сельского поселения Девятинское Вятегорского муниципального района Вологодской области от 28 апреля 2009 года № 444 установлен Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Девятинское (т.1 л.д. 15-16).
Порядком обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Девятинское установлено, что доплата к пенсии устанавливается со дня обращения при условии прекращения полномочий главы сельского поселения Девятинское только после назначения пенсии по старости. Доплата к пенсии главе сельского поселения Девятинское устанавливается в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы поселения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в период с 01 августа 2005 года по 30 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 21 октября 2009 года замещала выборную должность главы сельского поселения Девятинское.
На основании заявления ФИО1 от 12 ноября 2009 года (т. 1, л.д. 14), Закона Вологодской области №1728-ОЗ, Устава сельского поселения Девятинское, решения Совета сельского поселения Девятинское Вятегорского муниципального района Вологодской области от 28 апреля 2009 года № 444 ФИО1 назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере ....
Решением Совета сельского поселения Девятинское Вятегорского муниципального района Вологодской области от 22 декабря
2016 года № 44 ФИО1 приостановлена с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года выплата доплаты к пенсии.
Из представленных административными ответчиками пояснений следует, что в связи с ограниченностью бюджета сельского поселения муниципальное образование не имеет финансовых средств для выплаты доплаты к пенсии, которая является добровольным расходным обязательством сельского поселения и производится при наличии финансовых средств.
В силу статьи 5 Закона Вологодской области №1728-ОЗ, предусматривающей основания для приостановления доплаты к пенсии, ограниченность доходных источников и дефицит местного бюджета не является основанием для приостановления указанной выплаты. Закон Вологодской области № 1728-ОЗ не связывает реализацию данного права с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты указанной доплаты к пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Решением Совета сельского поселения Девятинское от 22 декабря 2016 года № 50 «О бюджете сельского поселения на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета поселения на 2017 год - общий объём доходов в сумме 9 936,1 тыс.руб., общий объём расходов - 9 936,1 тыс.руб. (т.1, л.д. 35-58). Денежные средства, необходимые для выплаты доплаты к пенсии, лицам, замещавшим должность главы сельского поселения, не запланированы в бюджете на 2017 год.
Таким образом, ответчиком осуществлён произвольный отказ от соблюдения в указанном бюджетном периоде установленной законодательством Вологодской области и предусмотренной муниципальным правовым актом гарантии лицу, замещавшему должность главы муниципального образования, в виде доплаты к пенсии, выплачиваемой за счёт средств местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что возникшее обстоятельство - ограниченность бюджета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области, не могло быть преодолено путём некомпенсируемого в иной форме приостановления выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения, являющейся установленной законодательством Вологодской области социальной гарантией.
При таких обстоятельствах по делу решение Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области
от 22 декабря 2016 года № 44 «О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское» не соответствует положениям Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ, Устава сельского поселения Девятинское, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применён в отношении истца и нарушает права и законные интересы ФИО1, является действующим в настоящее время.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Исходя из положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд применяет норму подпункта 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Признание оспариваемого решения Совета сельского поселения с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в Официальном вестнике муниципальных правовых актов Вытегорского муниципального района и поселений, входящих в его состав в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец ФИО1 кроме того ставит вопрос о возмещении ей понесённых по делу судебных расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины в размере 9300 рублей.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как усматривается из материалов дела, в связи с рассмотрением в Вологодском областном суде административного дела ФИО1 понесла судебные расходы в размере 9 300 рублей, в том числе расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, транспортные расходы на проезд для участия в двух судебных заседаниях 07 августа 2017 года и 21 августа 2017 года по маршруту Д-ны - Вологда - Д-ны в размере 3000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 6 000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 15 июня 2017 года.
Согласно статье 18 Устава сельского поселения Девятинское, Совет поселения не обладает правами юридического лица. В то время как в соответствии со статьёй 28 Устава администрация поселения, являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами области, обладает правами юридического лица.
Разрешая требования административного истца о взыскании судебных расходов, суд учитывает сложность, характер и объём рассматриваемого дела, время, необходимое специалисту в области права на подготовку к нему и затраченное на участие в одном судебном заседании, а также, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с администрации сельского поселения Девятинское в пользу ФИО1 судебных расходов по делу в размере 9300 рублей.
Руководствуясь статьей 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим с момента его принятия решение Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2016 года № 44 «О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения Девятинское и главы сельского поселения Янишевское».
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в Официальном вестнике муниципальных правовых актов Вытегорского муниципального района и поселений, входящих в его состав в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 судебные расходы по административному делу в размере 9 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2017 года