РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-67/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пункта 1022 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором указало, что является собственником одноэтажного нежилого здания (административное) общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200, расположенного на земельном участке площадью 11300 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:84 с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под обслуживание и эксплуатацию нежилых строений по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Лазовское.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 декабря 2016 года № 111 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, в который в пункте 1022 включен объект недвижимости - нежилого здания (административное) общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 ранее утвержденный Перечень фактически изложен в новой редакции и спорное нежилое здание также включено под номером 1022 (приказ от 26 декабря 2016 г. № 111 утратил силу).
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 декабря 2017 года № 161 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, в который в пункте 7742 включен объект недвижимости - нежилого здания (административное) общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200.
В апреле 2018 года наименование «нежилое здания (административное)» с кадастровым номером 39:03:040014:200 изменено на «производственное строение», в связи с чем внесены изменения в ЕГРН.
Решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий, строений сооружений и помещений расположенных на территории Калининградской области для целей налогообложения при Министерстве по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 07 сентября 2018 года исключена позиция № 7742 - нежилое здание (административное) с кадастровым номером 39:03:040014:200 из Перечня объектов недвижимого имущества с 2018 года.
В исключении из Перечня объектов недвижимого имущества с 2017 года - нежилого здания (административное) с кадастровым номером 39:03:040014:200 решением межведомственной комиссии от 15 марта 2019 года отказано.
Уточнив заявленные требования ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» ссылаясь на то, что фактически спорное здание не используется как административное, учитывая его местоположение, просит признать незаконным и не подлежащим применению с 01 января 2017 года пункт 1022 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 июля 2017 года № 86.
В судебном заседании представитель ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» ФИО1 действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области ФИО2 по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что поскольку назначение здания в 2017 году было «административное», что соответствовало критериям и признакам, установленным статьей 378.2 НКРФ, следовательно, оно правильно включено в Перечень. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, судебные прения, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
На территории Калининградской области налог на имущество организаций установлен Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций».
Статьей 1.1 Закона Калининградской области «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества на территории Калининградской области.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется, в частности, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Статьей 1.2 названного Закона установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Калининградской области определяется уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемых с учетом положений пунктов 3,4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Калининградской области.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года № 254 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.
Указом Губернатора Калининградской области от 31 октября 2018 года № 178 «О реорганизации Министерства экономики Калининградской области и Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области» Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области реорганизовано в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области (л.д.85-87).
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 № 330 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области для целей налогообложения» в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 8).
Уполномоченный орган осуществляет формирование перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой Российской Федерации (пункт 9).
Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации (пункт 10).
В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); 2) техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); 3) разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); 4) копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда (пункт 11).
В случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (пункт 13).
В случае изменения вида фактического использования объекта нежилого фонда либо в случае фактического использования по указанному в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации назначению менее 20 процентов общей площади объекта нежилого фонда правообладатель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении объекта нежилого фонда из Перечня. К заявлению в уполномоченный орган правообладатель прилагает документы, указанные в пункте 11 настоящего порядка. Заявление правообладателя объекта нежилого фонда рассматривается комиссией уполномоченного органа в порядке, установленном приказом руководителя уполномоченного органа (пункт 24).
Судом установлено, что приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года № 111 был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 1022 в данный Перечень включено нежилое здание (административное) общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200.
В дальнейшем оспариваемым приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 ранее утвержденный Перечень, фактически изложен в новой редакции, - нежилое здание (административное) общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200 также включено в Перечень под № 1022, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из приказов Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (л.д. 221-226). Приказ Министерства от 26 июля 2017 года № 86, согласно положениям его пункта 5, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Приказ от 26 июля 2017 года № 86 размещен на официальном сайте Министерства http://minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят уполномоченным на то органом - Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (после реорганизации Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области).
Как следует из материалов административного дела, ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» принадлежит на праве собственности одноэтажного нежилого здания (административное) общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200, расположенное на земельном участке площадью 11300 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:84 с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под обслуживание и эксплуатацию нежилых строений по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Лазовское, что подтверждается копиями свидетельства о регистрации права, выписками из ЕГРН (л.д. 10-11, 58-59, 210-220).
Из технического паспорта, составленного ДФГУП «Калининградтехинвентаризация» по состоянию на 2003 год следует, что нежилое (административное) здание общей площадью 357,8 представляет собой нежилое одноэтажное здание, состоящее из: основных помещений, вспомогательных, двух кабинетов, коридоров (л.д.63-74).
Из кадастрового паспорта в отношении спорного нежилого здания, составленного по состоянию на 03 апреля 2018 года следует, что наименование нежилого здания с кадастровым номером 39:03:040014:200 изменено с «нежилое (административное)» на «производственное здание» (л.д. 214).
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения этого здания в Перечень, не представило.
Так, решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения от 07 сентября 2019 года удовлетворено заявление ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед», и исключено из Перечня позиция № 7742 на 2018 год объект – нежилое производственное здание, общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200 (л.д.12-17).
Решением той же межведомственной комиссии от 15 марта 2019 года отказано ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» в исключении спорного объекта недвижимости из Перечня на 2017 год, поскольку в 2017 году нежилое помещение значилось «административным», что соответствовало признакам, установленным статьей 378.2 НК РФ (л.д.19).
На основании решения комиссии от 01 августа 2019 года было проведено обследование нежилого производственного здания, общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200.
Согласно акту о фактическом использовании здания общей площадью 357,8 кв.м с кадастровым номером 39:03:040014:200 от 08 августа 2019 года данный объект расположен на огороженной территории комплекса зданий и сооружений, подходы с улицы ограничены. В результате визуального осмотра установлено, что характеристики здания (внутренняя планировка, площади помещения) не соответствуют характеристикам документа технического учета (инвентаризации). Также установлено наличие пристроек (котельная, компрессорная) не обозначенных в указанном техническом паспорте здания.
На момент обследования часть площадей оборудованы и используются для собственных нужд предприятия, как складские помещения. Площади, оборудованные в производственных целях, не используются. Площади помещений под кабинеты не оборудованы и не используются.
Судом также установлено, что основным видом деятельности ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» является производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 45-57).
Действительно, по сведениям кадастрового учета, содержащиеся в ЕГРН, принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером 39:03:040014:200 на 2016-2017 годы имело наименование – нежилое (административное).
Вместе с тем указанное наименование в силу вышеприведенных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе не свидетельствует о том, что данное здание является административно-деловым центром, предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд исходит из того, что использованные в техническом паспорте термины «кабинет» и «основное» не являются равнозначными термину «офис».
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных в техническом паспорте помещений здания к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалы административного дела не представлено.
Таким образом, при отсутствии документов, достоверно подтверждающих возможность отнесения здания с кадастровым номером 39:03:040014:200 к административно-деловому центру по вышеназванным признакам, данное здание могло быть включено в оспариваемый Перечень на основании его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Относительно фактического использования здания административный истец пояснял, что ранее им в здании использовались помещения площадью 26.7 кв.м (кабинеты), в котором размещались директор и бухгалтер общества, т.е. 7,46 % от общей площади помещения – 357,8 кв.м.
Представленный административным ответчиком акт обследования нежилого помещения и фотоматериалы, указанные сведения административного истца, не опровергают.
Из содержания пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и приведенных положений Порядка следует, что такое обследование объектов проводится до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае до 1 января 2017 года.
Однако в отношении объекта недвижимости административного истца в 2016 году не проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2017 год.
Кроме того, нежилое здание с кадастровым номером 39:03:040014:200 расположено на земельном участке с разрешенным видом использования – для обслуживания и эксплуатации нежилых строений.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение объектов, которые могут быть охарактеризованы, как административно-деловые центры, в связи с чем по признаку вида разрешенного использования земельного участка не подлежали включению в Перечень.
Земельный участок к кадастровым номером 39:03:040014:84 расположен в территориальной зоне – производственная зона (П1) (л.д.104).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для включения объекта с кадастровым номером 39:03:040014:200 по мотиву наличия в его наименовании слова «административное» в Перечень, у административного ответчика, не имелось.
Включением указанного объекта в Перечень нарушены законные права и интересы административного истца в сфере налогообложения, поскольку на него возложены обязанности по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.
Доводы административного ответчика со ссылкой на представленный истцом Отчет об оценке рыночной стоимости спорного здания от 24 ноября 2017 года не может являться доказательством фактического использования спорного здания в целях коммерческой деятельности, поскольку целью данного отчета являлось установление рыночной стоимости нежилого помещение, а не его фактическое использование.
При таких обстоятельствах дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ООО «Френчи Продактс Инкорпорейтед» удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 1022 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86.
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2019 года.
Судья Е.И. Ткач