Дело № 3а-67/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
Председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре Марушевской Т.В.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
прокурора Махини В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Глобус Плюс» к Правительству Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
13 декабря 2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 655-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал» в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя (далее – постановление Правительства Севастополя № 655-ПП от 13.12.2019).
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ – временном исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя ФИО3, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 16.12.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
31.08.2020 года Общество с ограниченной ответственностью «Глобус плюс» (далее – ООО «Глобус Плюс»), в интересах которого действует представитель ФИО1 (по доверенности № 20 от 12.08.2020 года) обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным Постановление Правительства Севастополя № 655-ПП от 13 декабря 2019 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал» в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя с момента его утверждения.
В обоснование исковых требований, административный истец указывает, что оспариваемый нормативно правовой акт препятствует ведению предпринимательской деятельности, так как далее предусматривается раздел арендуемого земельного участка и изъятие для государственных нужд, а именно, предусмотрено изъятие земельных участков для формирования земель общего пользования с видом разрешенного использования «благоустройство территории» код 12.0.2, улично – дорожная сеть код 12.0.1, спорт код 5.1.
Основная часть проекта планировки территории и материалы по обоснованию проекта планировки территории не содержат в себе информации, предусмотренной п.п. 2 п. 3 ст. 42 ГрК РФ, п. 4, п.п. 6 п. 4 ст. 42 ГрК РФ, п.п. 10 п. 4 ст. 42 ГрК РФ, п.п. 13 п. 4 ст. 42 ГрК РФ, п. п. 5 п. 6 ст. 43 ГрК РФ, п. п. 2 п. 7 ст. 43 ГрК РФ, а также не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации № 564 от 12.05.2017 года «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».
Кроме того, в оспариваемом нормативно правовом акте не имеется обоснования разделения, объединения и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Также, принятие (издание) нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не допускается без заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта такого нормативного правового акта, согласно положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В связи с чем, Правительство Севастополя приняло оспариваемый нормативно правовой акт без соблюдения порядка и процедуры его принятие, которые предусмотрены законодательством, он не соответствует требованиям нормативно правовых актов, которые имеют большую юридическую силу.
Так, в обоснование иска административный истец указывает, что между им и Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 27.08.2018 года был заключен договор аренды № земельного участка площадью 6290 +/- 28 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с кадастровым номером № Категория земель: земли населённых пунктов. Разрешенное использование – «для строительства и обслуживания яхт-клуба». Договор заключен сроком на 9 лет 11 месяцев. Дата регистрации договора – 25.10.2019 года.
Арендатор осуществил на земельном участке земляные работы, на основании полученных технических условий проложил новый городской канализационный коллектор, протяженностью 1200 метров, который должен заменить существующий, проложил электрический кабель 1500 метров, построил 199 метровую подводную часть причала, регулярно и своевременно вносит арендные платежи.
При наличии утвержденного проекта планировки территории (далее - ППТ) изменяется назначение земельного участка административного истца. При этом, проект межевания является основанием для формирования нового земельного участка, что исключает ведение предпринимательской деятельности и посягает на права заявителя в части уже имеющихся объектов на земельном участке.
Кроме того, отсутствует обоснование целей изменения в публичных интересах границ территорий общего пользования и расположения линейных объектов, в том числе с планируемым резервированием (изъятием) части или всего земельного участка для государственных (муниципальных) нужд. Из ППТ не ясно, в связи с чем, и для каких целей устанавливается планируемая зона общего пользования, границы которой выделены красными линиями, каким правом следует защитить права собственности и пользования объектами, уже существующих.
Также, принятие (издание) нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не допускается без заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта такого нормативного правового акта, согласно положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного истца - ФИО1 доводы административного иска поддержал в полном объёме.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица в настоящее судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению административного дела. Ранее, исковые требования представитель административного ответчика – ФИО4 не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – ФИО5 с иском не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При обращении в суд с административным иском административный истец указывал, что применением оспариваемого постановления Правительства Севастополя № 655-ПП от 13.12.2019 затрагиваются его права как арендатора земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с кадастровым номером №, а также объектами, расположенными на нем.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (статьи 45 - 47).
Названные нормы дают основание физическим лицам обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения. ООО «Глобус Плюс» имеет право на обращение в суд с настоящим иском, поскольку полагает, что его права нарушены указанным нормативно-правовым актом.
Согласно положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
В соответствии со статьёй 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
Подпунктом 3 п. 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 года № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.
Кроме того, вышеназванная градостроительная документация, утверждённая постановлением Правительства Севастополя № 141-ПП от 18.03.2019 года, разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП).
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ, и в данном случае административным ответчиком исполнена.
Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
Судом проверено соблюдение процедуры проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.
Так, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС, Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 № 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 25.09.2019 № 197 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя состоялись 16.10.2019 года, о чем составлены протокол публичных слушаний № 85 от 24.10.2019 года, а также заключение по результатам данных публичных слушаний, утверждённое заместителем директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя 28.10.2019 года, из которых усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д.169-180).
Согласно части 2 статьи 4 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС публикация оповещения о проведении публичных слушаний осуществляется в срок не позднее пяти дней со дня принятия уполномоченным органом решения о проведении публичных слушаний. Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 25.09.2019 № 197 совместно с проектом опубликовано – 25.09.2019 года на официальном сайте названного Департамента (севархитектура.рф), являющегося структурным подразделением Правительства Севастополя, назначенным в пункте 3 Распоряжения от 25.09.2019 № 197 ответственным за организацию и проведение публичных слушаний по названному проекту планировки (т. 1 л.д. 136).
Названный региональный закон, как и ГрК РФ, не регламентируют требования к форме оповещения о проведении публичных слушаний, в связи с чем, размещённый на официальном сайте текст Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 25.09.2019 года № 197 надлежит признать надлежащим способом такого оповещения, при том, что в нём содержатся все необходимые сведения, которые в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС должно иметь оповещение.
Установленный частью 4 статьи 11 Закона от 10.03.2017 № 325-ЗС срок для проведения собрания участников публичных слушаний соблюдён.
Для ознакомления граждан и всех заинтересованных лиц проектная документация была опубликована на сайте Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, а также представлена на собрании участников публичных слушаний.
По смыслу перечисленных выше правовых норм публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера.
Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществлена подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов планировки и межевания территории, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено. Существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории административным ответчиком не допущено.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Федеральной целевой программой «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 (далее - ФЦП), предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению «прочие нужды» Республика Крым и г. Севастополь получат необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Предельные объемы финансирования Программы по направлению «прочие нужды» приведены в приложении № 6 к ФЦП, где для осуществления подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования г. Севастополя в период 2015-2022 годы предусмотрен объем финансирования в размере всего 50,61 млн. руб., из которых за счет средств федерального бюджета 50,24 млн. руб., за счет средств бюджета субъекта РФ 0,37 млн.руб. То есть, ФЦП предусмотрено финансирование мероприятий на подготовку градостроительной документации по территориальному планированию, к которым относится утвержденный Постановлением № 400-ПП Проект планировки территории градостроительной документации.
В свою очередь, в соответствии с ФЦП Правительством Севастополя постановлением от 20.10.2016 № 1000-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2020 годы», где предусмотрена разработка и утверждение проекта планировки и межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал.
Во исполнение Государственной программы № 1000, с учетом внесенных изменений, Департаментом дано задание ГАУ Севастополя «Научно – исследовательский и проектный институт, градостроительства, архитектуры, изысканий и среды» по разработке и утверждению проекта планировки и межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал.
При проверке доводов административного истца, о том, что проект планировки не содержит обоснования создания на спорном земельном участке территории общего пользования, а также его не соответствия ст. 42, 43 ГрК РФ, в ходе разбирательства по делу установлено следующее.
В соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 года № 3038-IV согласно которому, градостроительная документация – это утвержденные текстовые и графические материалы по вопросам регулирования планировки, застройки и иного использования территорий. Согласно ст. 19 предусмотрен вид градостроительной документации, как дательный план территории, который в пределах населенного пункта уточняет положения Генерального плана населенного пункта и определяет планировочную организацию и развитие части территории.
Детальный план разрабатывается с целью определения планировочной организации и функционального назначения, пространственной композиции и параметров застройки и ландшафтной организации квартала, микрорайона, другой части территории населенного пункта, предназначенных для комплексной застройки и реконструкции.
Детальный план территории за пределами населенных пунктов разрабатывается в соответствии со схемой планировки территории (части территории) района и/или области с учетом государственных и региональных интересов. Разработка детального плана территории за пределами населенных пунктов и внесение изменений в него осуществляется на основании распоряжения соответствующей районной государственной администрации. На основании и с учетом положений утвержденного детального плана территории может разрабатываться проект землеустройства по упорядочению этой территории для градостроительных нужд, который после его утверждения становится неотъемлемой частью детального плана территории.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 1963-О).
Как следует из пояснительной записки к оспариваемому проекту планировки и межевания территории, его подготовка осуществлена с целью, в том числе, выделения элементов планировочной структуры, установление границ территорий общего пользования, установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты регионального и федерального значения, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Архитектурно – планировочная организация территории проектирования учитывает существующие планировочное ограничения, транспортное связи, наличие объектов социального обслуживания населения и благоустройства.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов сального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена текут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В рамках подготовительного этапа разработки проекта межевания территории собрана следующая информация: современное использование территории на основании топографической съемки М1:500, ЦТП ОП Масштаба 1:2000; планировочные ограничения территории проектирования; современное состояние транспортного обслуживания территории; сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН); справочной информации, содержащейся в ИАКОГД города Севастополя.
На земельные участки, расположенные в границах проектирования, посредством Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости получены Выписки об объектах недвижимости (земельных участках). Выписки из ЕГРН об объектах недвижимости в отношении земельных участках, также, включены в исходные материалы проектной документации Том 1-ДПТ-ИД.
С целью формирования нового элемента планировочной структуры – территории общего пользования, проектом планировки территории предлагается раздел, перераспределение, объединение земельных участков, изменение вида их разрешенного использования.
Таким образом, разработчик располагал сведениями о перечисленных выше земельных участках и расположенных на них объектах недвижимости, функциональных зонах, и использовал их при подготовке градостроительной документации, обосновав предлагаемые проектные решения надлежащим образом.
Так, в соответствии с оспариваемым проектом планировки территории (Основная (утверждаемая) часть. Текстовая часть 1; том II.2, материалы по обоснованию) предлагается образование, перераспределение и изъятие ряда земельных участков с целью формирования нового элемента планировочной структуры – территории общего пользования, что также отражено в графической части.
Согласно проекту межевания территории (чертёж проекта планировки территории, основная (утверждаемая) часть; том III.1, земельный участок с кадастровым номером № входит в перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (таблица № 1). В соответствии со ст. 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», категория земель, образуемых земельных участков, определена как «земли населенных пунктов». Изменение категории земель исходных земельных участков данным проектом межевания территории не предусмотрено.
Кроме того, имеются утверждённое красные линии улично – дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 года № 248-ПП, отменяемые документацией по планировке территории «Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал» в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.12.2019 года № 655-ПП, а также ее устанавливаемые, в границах которых находится спорный земельный участок.
Таким образом, анализ оспариваемой проектной документации позволяет сделать вывод о том, что, вопреки доводам административного истца, предлагаемые в нём проектные решения направлены на сохранение существующей территории при обеспечении баланса законных прав правообладателей земельных участков и объектов недвижимости, существовавших как до принятия Генерального плана города Севастополя 2005 года и до 18.03.2014, так и на момент разработки настоящей градостроительной документации города Севастополя, в связи с чем, нарушений положений ст. ст. 42, 43 ГрК РФ, не выявлено, что усматривается из текста и включенных частей оспариваемого нормативно – правого акта.
Вопросы законности формирования в спорном месте земельных участков, возведения на них объектов капитального строительства, осуществленные до принятия оспариваемой градостроительной документации, в предмет деятельности её разработчика не входит.
Относительно довода административного истца о существовании правовой неопределённости в той мере, в которой в обжалуемом нормативно правовом акте определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером 91:02:001017:15, площадью 6290 +/- 28 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ.
В силу положений ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории состоит основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Во исполнение ч. 7 ст. 36 Закона города Севастополя № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оспариваемое постановление, в утверждаемых частях, опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru) - 16.12.2019 года.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в Томе III.1 проекта межевания территории «Основная (утверждаемая) часть» предусмотрен перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы образования. В таблице 3 Тома III.1 проект межевания территории «Основная (утверждаемая) часть» указан перечень земельных участков, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных и (или) муниципальных нужд. В указанной таблице, под № 4 находится земельный участок с кадастровым номером №. Данный земельный участок входит в части образуемых земельных участков № ЗУ:16, ЗУ:3, ЗУ:4, ЗУ:1. (т. № 1, л.д. 60-61).
В соответствии со статьей 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые смотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с ильным законодательством.
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может вводиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества, о чем указанно в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2016, утверждённой Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 49 ЗК РФ.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен гл. VII.1 ЗК РФ.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (ст. 56.2 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования), утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
Согласно нормам статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Согласно ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ, проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2020 года № 5847-РДЗ «О резервировании земель для государственных нужд города Севастополя в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал» указанный земельный участок зарезервирован для государственных нужд сроком на 3 года, с установлением ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (т. № 1, л.д. 216 – 219).
В связи с чем, вышеуказанные доводы административного истца не нашли подтверждения. Кроме того, вопрос о возмещении упущенной выгоды, убытков, компенсационных выгод не может рассматриваться в рамках данного дела.
Доводы административного истца относительно не проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативно правового акта, также не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку исходя из положений части 1 статьи 41, части 1 статьи 42, части 2 статьи 43 ГрК РФ целью подготовки документации по планировке территории является обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установления границ территорий общего пользования, установления, отмены, изменения красных линий. Сформулированные в данной документации по планировке параметры развития территории предполагают реализацию подготовленных планов в долгосрочной перспективе.
Согласно положений ст. 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации. (п.п. 1.1 ч. 1).
В соответствии с Положением о Департаменте экономического развития города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2017 № 870, Департамент экономического развития Севастополя осуществляет разработку и реализацию мероприятий, направленных на развитие института оценки регулирующего действия и института оценки фактического воздействия на территории города Севастополя; организацию методического и информационного сопровождения процедуры оценки регулирующего воздействия; оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизу действующих нормативных правовых актов города Севастополя и оценку фактического воздействия нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности руководствуясь Порядком проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, установленным постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя».
Следовательно, положения в том числе ст. 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» в данном случае административных ответчиком не нарушены, в связи с тем, что проект нормативно правового акта не содержит положений, которыми вводились новые либо изменялись ранее предусмотренные нормативными правовыми актами города Севастополя обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не содержит положений, которыми устанавливалась ответственность за нарушения нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административного истца не имеется. Не установлено судом и нарушений градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Европейский Суд по правам человека также неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Таким образом, постановление Правительства Севастополя № 655-ПП от 13.12.2019 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал» в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя не подлежит признанию не действующим, как об этом просит административный истец, ввиду отсутствия для этого законных оснований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Глобус Плюс» о признании постановления Правительства Севастополя от 13 декабря 2019 года № 655-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания части территории кадастровых кварталов 91:02:001017, 91:02:002012 в районе ул. Щитовая, ул. Адмирала ФИО2, ул. Рыбацкий причал» в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя не действующим - отказать.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2020 года.
Судья С.Н. Исаев