ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-67/2016 от 16.05.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 16 мая 2016 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стоян Е. В.

с участием прокурора Бойкачевой О.А.

при секретаре Сонькиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории государственного округа «город Клинцы Брянской области», утвержденного Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-187 от 30 сентября 2015 года,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2015года №6-187 утверждено Положение «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» (далее Положение). Решение и утвержденное им Положение опубликованы в Клинцовской городской газете «Труд» №80 от 6 октября 2015года.

Прокурор Брянской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим указанного Положения, полагая, что оно противоречит требованиям федерального законодательства и принято Клинцовским городским Советом народных депутатов с превышением полномочий, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Постановлением Правительства РФ №1074 от 08 октября 2015года утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому город Клинцы входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, что свидетельствует о загрязнении всей территории городского округа «город Клинцы Брянской области» радиоактивными веществами. В соответствии с правилами определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №582 от 16 июля 2009года, арендная плата в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, устанавливается в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.

Однако оспариваемое Положение не устанавливает арендную плату в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка в случае предоставления его в аренду без проведения торгов. Вместо этого оспариваемым нормативным правовым актом предусмотрен дифференцированный порядок определения размера арендной платы, в зависимости от вида разрешенного использования земель, что приводит к превышению допустимо установленного процента арендной платы в отношении земельных участков, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами. Считает, что утвердив размеры арендной платы за использование земельных участков выше допустимого уровня, Клинцовский городской Совет народных депутатов лишил граждан компенсационных гарантий, установленных государством для неопределенного круга лиц, проживающих в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании прокурор Бойкачева О.А. поддержала административные исковые требования по изложенным основаниям, просила суд признать оспариваемое Положение недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика Клинцовского городского Совета народных депутатов Качуро М.В., действующая по доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что при принятии оспариваемого Положения и утверждении процентных ставок для расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа, учтены все нормы земельного законодательства и основные принципы определения арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16 июля 2009года. При разработке и утверждении оспариваемого Положения, учитывались требования статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 Налогового Кодекса Российской Федерации, также части 2 статьи 3 Федерального Закона №137-ФЗ от 25 октября 2001года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», также Постановления администрации Брянской области от 7 декабря 2007 года №973 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Оспариваемым Положением устанавливается размер арендной платы не только на земли, государственная собственность на которые разграничена, но и на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, что соответствует требованиям земельного законодательства. Считает, что Постановление Правительства РФ №582 не подлежит применению в отношении муниципальных земель и земель, государственная собственность на которые не разграничена, а применяется только в части утвержденных указанным постановлением основных принципов определения размера арендной платы.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Клинцы Ершов Р.Л., действующий по доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что оспариваемое Положение разрабатывалось на основании статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающей, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать указанных в данной норме значений. В целях недопущения снижения доходов бюджета от арендной платы за землю в 2015-2016годах, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения устанавливались в целях определения рыночно обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры и при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов городского округа и арендаторов земельных участков.

Представитель Правительства Брянской области Корнюшина Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству. Постановление Правительства РФ №582 регулирует правоотношения, связанные с землями, находящимися в федеральной собственности и не содержит запрета установления иных ставок, отличающихся от ставок, установленных для земель, находящихся в федеральной собственности.

На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области, извещенного надлежащим образом, представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В связи с тем, что оспариваемое Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории государственного округа «город Клинцы Брянской области», утвержденное Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-187 от 30 сентября 2015года, возлагает на граждан муниципального образования обязанность уплаты арендной платы за земельные участки в повышенном размере, суд находит, что обращение прокурора с настоящим административным исковым заявлением в суд правомерно.

В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 и статьи 29 Устава г.Клинцы, утвержденного решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 7 ноября 2008года N3-1/595, представительным органом местного самоуправления города Клинцы является Клинцовский городской Совет народных депутатов.

Пункт 3 части 1 статьи 30 Устава определяет, что в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 12, 23, 27 части 2 статьи 30 Устава Клинцовский городской Совет народных депутатов также: - устанавливает правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, по вопросам местного значения; - утверждает генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки города в соответствии с федеральным законодательством; - осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Брянской области, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами городского Совета народных депутатов к компетенции представительных органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 52 Устава по вопросам местного значения населением города Клинцы непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Статьей 49.1 Устава определено, что источником официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации городского округа является Клинцовская объединенная газета "Труд" и официальный сайт Клинцовской городской администрации в сети Интернет.

30 сентября 2015года на заседании Клинцовского городского Совета народных депутатов принято Решение №6-187 об утверждении Положения «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа «город Клинцы Брянской области».

Решение №6-187 от 30 сентября 2015года и утвержденное им Положение в установленном порядке опубликовано в официальном печатном издании в Клинцовской городской газете «Труд» №80 от 6 октября 2015года.

Таким образом, оспариваемое административным истцом Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа "город Клинцы Брянской области", утвержденное Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2015года N6-187 принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен.

В соответствии с пунктом 1.2. оспариваемого Положения, оно подлежит применению в случаях, когда предметом договоров аренды являются земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, а также земельные участки, передаваемые в аренду под садоводческую, огородную деятельность и иную не связанную со строительством деятельность, для строительства новых и реконструкции существующих объектов, а также земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформляется на право аренды в порядке, определенном Федеральным законом от 25 октября 2001года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Пунктом 1.7. оспариваемого Положения определено, что расчет размера арендной платы для каждого земельного участка осуществляется с применением коэффициента по виду разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014года N540.

Согласно пункту 1.8 в соответствии с принципом предсказуемости расчета арендной платы настоящее Положение предусматривает, что изменение размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя осуществляется в следующих случаях: - при изменении кадастровой стоимости земельного участка; - при изменении вида разрешенного использования земельного участка; - при внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Брянской области, регулирующее порядок определения размера арендной платы за землю.

В соответствии с пунктом 2.1. Положения расчет годовой арендной платы Ап производится путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент по виду разрешенного использования земельного участка К1 и величину ставки земельного налога, установленного в отношении земельных участков действующим законодательством.

При этом в соответствии с пунктом 2.2. Положения величина коэффициента по видам разрешенного использования К1 устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункту 2.3. Положения установлено, что величина ставки земельного налога применяется в размере:

- 0,3% в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

- 1,5% в отношении всех прочих земельных участков.

Пункт 2.4. Положения определяет пределы годового размера арендной платы в соответствии с принципом недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей в случае переоформления юридическими лицами (за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации) права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков.

Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет соответствия действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009года N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N582).

В силу разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем действие утвержденных Постановлением Правительства РФ N582 Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Вместе с тем, в соответствии с положениями п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ Постановление Правительства РФ N582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, и другие принципы.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ N582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Как следует из установленной оспариваемым Положением формулы расчета годового размера арендной платы (Ап), коэффициент по виду разрешенного использования земельного участка (К1), устанавливаемый в размере от 1 до 2, а также величина ставки земельного налога, установленного в отношении земельных участков действующим законодательством, применяемая в размере от 0,3% до 1,5 %, в отношении соответствующих земельных участков, являются составными частями вышеприведенной формулы, которые влияют на размер арендной платы, в связи с чем, установление и изменение их также должно соответствовать вышеназванным принципам определения арендной платы за земельные участки.

Исследовав представленное административным ответчиком Заключение об экономически обоснованном размере арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» по состоянию на 27 сентября 2015года, суд находит, что данное заключение не содержит экспертной оценки и надлежащего экономического обоснования установленных Положением для применения при расчете по формуле на основе кадастровой стоимости земельного участка: коэффициентов по виду разрешенного использования земельного участка (К1) и величин ставки земельного налога, для установления арендной платы земельных участков в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что депутаты при принятии оспариваемого акта, руководствовались представленным в суд Заключением, а в протоколе заседания Клинцовского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2015года N6-187 обсуждение данного Заключения не отражено.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста директор ООО Брянского городского «Центра оценки и консалтинга» Аршинов И.Е. суду пояснил, что по просьбе администрации города Клинцы, в сентябре 2015года было подготовлено Заключение об экономически обоснованном размере арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа «город Клинцы Брянской области». Величина размера арендной платы за земельные участки определена в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о том, что заказчик своевременно забрал подготовленное Заключение отсутствуют. Повторно администрация города Клинцы обратилась за Заключением 12 мая 2016года.

Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что какой-либо порядок (методика) определения значения коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка (К1), а также применяемой величины ставки земельного налога, отсутствует.

Установленные величины коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка (К1), а также применяемой величины ставки земельного налога, не подтверждены никакими расчетами.

Сам оспариваемый нормативный правовой акт экономического обоснования не содержит.

Из представленного административным ответчиком протокола заседания Клинцовского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2015года усматривается, что соответствие принимаемых коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка (К1), а также величины ставки земельного налога, принципу экономической обоснованности, предметом обсуждения не являлось.

Изложенное свидетельствует о том, что при принятии оспариваемого Положения, которым при расчете арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка по приведенной формуле установлены коэффициент по виду разрешенного использования земельного участка (К1), а также применяемая для соответствующих земельных участков величина ставки земельного налога, не проводился анализ и экономическая оценка факторов, влияющих на установление размера арендной платы в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов, что не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

При этом, приведенные административным ответчиком доводы о необходимости увеличения доходной части бюджета муниципального образования не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание, поскольку изменение ставок арендной платы произведено не на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной в том числе на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального района.

Вместе с тем, установление Положением посредством применения формулы расчета повышенного размера арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков, в связи с чем является неправомерным.

Суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1074 от 8 октября 2015года "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", город Клинцы включен в перечень территорий, находящихся в зоне проживания с правом на отселение.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с правом на отселение - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. В населенных пунктах этой зоны среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр).

На момент принятия оспариваемого Положения и в настоящее время на федеральном уровне не установлено методики определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории, загрязненной радиоактивными веществами.

В соответствии с абзацем 6 подпункта "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009года N582 закреплено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота, определяется в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Брянской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 11 декабря 2015года N595-п, в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента.

Таким образом, законодателем на федеральном и региональном уровне земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся загрязнению, заражению и деградации, выделены в отдельную группу и для них установлены в исключительном порядке самые низкие ставки арендной платы.

В соответствии с обязательным установленным Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009года N582 принципом предсказуемости расчета арендной платы, в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть определены порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

С учетом того, что территория городского округа «город Клинцы Брянской области» отнесена к зоне проживания с правом на отселение, предполагается, пока не доказано иное, что расположенные на данной территории земельные участки могут иметь плотность загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км, то есть территория городского округа содержит земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся загрязнению, заражению и деградации.

При изложенных выше обстоятельствах, свидетельствующих о нахождении территории муниципального образования в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» должно предусматривать возможность пересмотра размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, в случае, если арендуемый земельный участок является загрязненным опасными отходами, радиоактивными веществами.

Однако оспариваемым Положением, в том числе, пунктом 1.8 Положения, где приведен перечень случаев изменения размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя в соответствии с принципом предсказуемости расчета арендной платы, для расположенных на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» земельных участков, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся загрязнению, заражению и деградации, не предусмотрено установление в исключительном порядке размера арендной платы (в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка или в ином размере), что противоречит подлежащему применению принципу предсказуемости расчета арендной платы за подвергшиеся загрязнению земельные участки.

Суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что оспариваемое Положение может привести к снижению компенсационных гарантий, установленных государством для неопределенного круга лиц, проживающих в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В нарушение положений части 2 ст. 62 КАС РФ представитель административного ответчика не представил доказательств в обоснование доводов о соответствии оспариваемого нормативного правового акта правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» не были учтены вышеприведенные нормы действующего федерального законодательства.

Доводы административного ответчика о том, что оспариваемое Положение не противоречит Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 являются необоснованными, поскольку при установлении соответствующими компетентными органами размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основные принципы определения арендной платы являются общеобязательными, хотя они и не содержат запрета установления ставок арендной платы выше ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории государственного округа «город Клинцы Брянской области», утвержденное Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-187 от 30 сентября 2015 года, противоречит принципу экономической обоснованности и принципу предсказуемости расчета арендной платы, то есть основным принципам определения арендной платы за земельные участки, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 582, имеющим большую юридическую силу, принимая во внимание, что оспариваемое Положение нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не предусматривает для граждан, проживающих на территории городского округа, находящегося в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установления в исключительном порядке размера арендной платы за земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Брянской области.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории государственного округа «город Клинцы Брянской области», утвержденное Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-187 от 30 сентября 2015 года, применялись длительное время и в соответствии с его положениями были реализованы права субъектов земельных отношений. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории государственного округа «город Клинцы Брянской области», утвержденного Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-187 от 30 сентября 2015года, удовлетворить.

Признать Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории государственного округа «город Клинцы Брянской области», утвержденного Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-187 от 30 сентября 2015года, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в печатном издании, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Клинцовского городского Совета народных депутатов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян