ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-67/2017 от 17.02.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Ш.,

с участием представителей: акционерного общества «Ангарский цементно-горный комбинат» Д., Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ангарский цементно-горный комбинат» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,

установил:

акционерное общество «Ангарский цементно-горный комбинат» (далее – Общество) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере (данные изъяты), исходя из удельного показателя в размере 186 рублей на 1 квадратный метр с 28 января 2016 года, указав в обоснование, что Общество является собственником указанного земельного участка, расположенного по "адрес изъят", площадью 207104 кв.м., который был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым "номер изъят" на два самостоятельных земельных участка.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка "номер изъят" была установлена в размере (данные изъяты) рублей, соответственно удельный показатель кадастровой стоимости его составил за 1 кв.м. по состоянию на 01 января 2012 г. 186 руб/кв.м.. Эта кадастровая стоимость внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в сведения государственного кадастра недвижимости 01 апреля 2015 г.

Вновь образованные в результате раздела земельные участки, в том числе спорный, поставлены на кадастровый учет 15 декабря 2014 г. Однако их кадастровая стоимость была определена не с учетом установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка, а с применением удельного показателя в размере 1292, 87 руб./кв.м. в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" составила (данные изъяты) рублей 48 копеек.

В целях устранения нарушения своих прав, Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, представив отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение на него. 28 января 2016 года Комиссией принято решение об определении размера кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере (данные изъяты) рублей.

Однако в последующем, административный ответчик письмом от 09 февраля 2016 года сообщил Обществу о допущенной технической ошибке при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" на дату постановки его на кадастровый учет 15 декабря 2014 г. После исправления ошибки кадастровая стоимость земельного участка составила (данные изъяты) рубля.

Общество "дата изъята" 2016 г. обратилось с заявлением об отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от "дата изъята" 2016 г., однако орган кадастрового учета сообщил об отсутствии процедуры отмены решения Комиссии.

Таким образом, на сегодняшний день при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу будет применяться кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", установленная названным решением Комиссии.

Полагает, что несвоевременное исправление технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости повлекло для общества существенное увеличение земельного налога, что незаконно возлагает на Общество, как собственника объекта недвижимости, дополнительные финансовые обязательства в виде увеличения ежегодного оплачиваемого в бюджет земельного налога, что негативно сказывается на финансово-экономическом положении Общества.

С учетом уточнения исковых требований просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", установив ее в размере (данные изъяты) рубля, исходя из удельного показателя в размере 186 рублей за 1 квадратный метр с 28 января 2016 года. Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым "номер изъят" с 28 января 2016 года в части установления кадастровой стоимости в размере (данные изъяты) рубля, исходя из удельного показателя в размере 186 рублей за 1 квадратный метр.

В письменном отзыве ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области, возражая против заявленных требований, указало, что в настоящее время обоснованным и актуальным по состоянию на дату образования и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости является решение Комиссии по результатам рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка от 28 января 2016 г..

В отзыве на административное исковое заявление Управление Росреестра по Иркутской области указало, что на момент рассмотрения Комиссией по результатам рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости она не располагала сведениями о наличии технической ошибки при определении кадастровой стоимости образованного в результате раздела спорного земельного участка, а потому в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о его кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии.

В представленном отзыве правительства Иркутской области отсутствуют возражения против заявленных требований общества.

В судебном заседании представитель Общества ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО2, возражала против возложения на учреждение обязанности по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в случае установления новой кадастровой стоимости, поскольку это не входит в полномочия кадастровой палата.

Представители Управления Росреестра, Правительства Иркутской области в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Административный истец обосновывает свои исковые требования тем, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", после его выделения из земельного участка с кадастровым "номер изъят", неверно была установлена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области без учета вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года, установившего кадастровую стоимость земельного участка "номер изъят". Несвоевременное исправление технической ошибки повлекло повторное разрешение вопроса об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной посредством обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Комиссия), что после исправления технической ошибки, привело к нарушению прав Общества.

Суд полагает, что избранный административным истцом способ защиты соответствует требованиям закона, поскольку восстановить нарушенное право путем оспаривания решения Комиссии невозможно.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использования земли в Российской Федерации является платными. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из положений пункта 1 статьи 11.4 и пункта 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе и выделе земельного участка образуются несколько земельных участков, при этом исходным является один участок.

Таким образом, при разделении и выделе преобразуется один земельный участок, удельный показатель кадастровой стоимости которого используется для определения кадастровой стоимости образованных из него земельных участков.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 г., регистрационный номер 8297, и опубликованным 22 сентября 2006 г. в "Российской газете", утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).

Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (пункт 1.2).

Абзацем первым пункта 2.1.17 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят" площадью 207 104 кв.м., расположенного по "адрес изъят", выделенного из земельного участка с кадастровым "номер изъят", кадастровая стоимость которого решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года была установлена в размере рыночной стоимости (данные изъяты) рублей по состоянию на 01 января 2012 г.. То есть удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка за 1 кв.м. составил 186 рублей.

Земельный участок с кадастровым "номер изъят" поставлен на кадастровый учет "дата изъята" 2014 года, его кадастровая стоимость была определена с применением удельного показателя 1 292, 87 рублей в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 г.) и составила (данные изъяты) рублей 48 копеек.

30 марта 2015 года в орган кадастрового учета представлено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" равной рыночной, однако кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" в соответствии с требованиями приведенных выше Методических указаний не была пересмотрена в связи с изменением кадастровой стоимости исходного земельного участка. Указанное подтверждается и ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области от 09.02.2016 ((данные изъяты)).

В связи со значительным увеличением кадастровой стоимости указанного земельного участка – до (данные изъяты) рублей 48 копеек, Общество "дата изъята" 2015 г. обратилось в установленном законом порядке в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости, решением которой от 28 января 2016 г., несмотря на наличие судебного акта, заявление Общества об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (данные изъяты) рублей удовлетворено.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика и подтверждается представленными им документами (в том числе в электронном виде), возможность выявления допущенной технической ошибки в сведениях реестра при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" появилась только в связи с обращением 14 января 2016 г. акционерного общества «Ангарскцемент».

Решение об исправлении технической ошибки принято 04 февраля 2016 г., и кадастровая стоимость спорного земельного участка составила (данные изъяты) рубля.

Однако после этого, в порядке, предусмотренном статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 09 февраля 2016 г. в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области поступило указанное решение Комиссии, на основании которого сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере (данные изъяты) рублей внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, разрешение Комиссией по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области вопроса о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной при наличии сведений о решении Арбитражного суда от 28 августа 2014 г., которым кадастровая стоимость исходного земельного участка была уже пересмотрена и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости уже использованы органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", по существу необоснованно преодолело вступивший в законную силу судебный акт.

Довод представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что Комиссии на момент рассмотрения заявления АО «Ангарскцемент» не было известно о наличии судебного акта, которым кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка с кадастровым "номер изъят" была установлена в размере рыночной стоимости, является несостоятельным, поскольку указанный орган создан в силу закона при Росреестре и Комиссия не могла не обладать информацией о сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе о наличии судебного акта, установившую кадастровую стоимость преобразованного земельного участка с кадастровым "номер изъят" равной рыночной.

Суд соглашается с доводом административного истца, что несвоевременное исправление технической ошибки повлекло повторное разрешение вопроса об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной посредством обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Комиссия), что после исправления технической ошибки, привело к нарушению прав Общества, поскольку кадастровая спорного стоимость земельного участка в размере (данные изъяты) рублей, определенная органом кадастрового учета при исправлении технической ошибки, оказалась ниже кадастровой стоимости, определенной Комиссией.

Суд полагает, что избранный административным истцом способ защиты соответствует требованиям закона, поскольку восстановить нарушенное право путем оспаривания решения Комиссии невозможно. При таких обстоятельствах, суд не может принять во внимание наличие решения Комиссии, которым по существу преодолено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" – преобразованного земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для судебной защиты прав Общества избранным им способом: установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", площадью 207 104 кв.м. в размере (данные изъяты) рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186 рублей за 1 квадратный метр.

Вместе с тем, требования административного истца о возложении обязанности на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым "номер изъят" в части установления кадастровой стоимости в размере (данные изъяты) рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186 рублей за 1 квадратный метр удовлетворению не подлежат, поскольку орган кадастрового учета обязан внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда в соответствии со статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

решил:

административные исковые требования акционерного общества «Ангарский цементно-горный комбинат» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", площадью 207 104 кв.м. в размере (данные изъяты) рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186 рублей за 1 квадратный метр.

Отказать в удовлетворении требований о возложении обязанности на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым "номер изъят" в части установления кадастровой стоимости в размере (данные изъяты) рубля с 28 января 2016 года с применением удельного показателя в размере 186 рублей за 1 квадратный метр.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова