ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-67/2022 от 18.05.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-67/2022

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 18 мая 2022 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гвоздева Н.А. к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных распоряжениями министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 24.12.2020 № 1418, в части,

установил:

Гвоздев Н.А. обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Кировской области (далее – Министерство, административный ответчик) об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 24.12.2020 № 1418.

В обоснование требований указал, что является собственником нежилого здания - кухни-столовой с кадастровым номером: , площадью 404,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , имеющего разрешенное использование – размещение объектов, предусмотренных в зоне рекреационного назначения. Указанное здание входит в комплекс бывшего спортивно-оздоровительного комплекса. Кроме того, в настоящее время здание находится в полуразрушенном состоянии и длительное время не эксплуатируется. В тоже время указанное имущество требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ не отвечает, в связи с чем не подлежало включению в оспариваемые Перечни. Наличие данного объекта недвижимости в оспариваемых Перечнях возлагает на административного истца повышенную налоговую нагрузку.

С учетом изложенного просит признать недействующим со дня принятия:

пункт 8475 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2019 № 1542,

пункт 9063 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2020 № 1418.

Административный ответчик – министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве указало на соблюдение процедуры принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов. Кроме того, указало на правомерность включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1, абзаца 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исходя из сведений технического паспорта, предусматривающего занятие помещений здания в размере 46,9% от его общей площади для размещения «обеденного зала», а также наименование и назначение спорного объекта – кухня-столовая, что является безусловным основанием для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни (л.д. 43-48).

В отзыве представитель заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову Каракулов Д.Б. указал, что в полномочия налогового органа не входит определение правомерности включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.

В судебное заседание административный истец Гвоздев Н.А., представитель ИФНС России по г. Кирову не явились, имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

При установленных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку материалы дела содержат подтверждение об их надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения настоящего дела. Неявка в судебное заседание данных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Представитель административного истца Гвоздева Н.А. по доверенности Носова Н.Б. в судебном заседании доводы и требования иска поддержала. Дополнительно пояснила, что включенный в оспариваемые Перечни объект недвижимости находится в полуразрушенном состоянии. Наличие здания в оспариваемых Перечнях повлекло увеличение налоговых обязательств административного истца в значительном размере.

Представитель административного ответчика – Некрасова Е.А. в судебном заседании в удовлетворении иска возражала, указала на наличие безусловного основания для включения объекта недвижимости в Перечни исходя из сведений, содержащихся в технической документации.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Гвоздев Н.А. в рассматриваемый период времени являлся собственником нежилого здания - кухни-столовой с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Указанное здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, имеющем категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, предусмотренных в зоне рекреационного назначения (л.д. 57-58).

Распоряжениями министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542 и от 24.12.2020 № 1418 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером , включено в пункты 8475 Перечня и 9063 Перечня, соответственно.

Указывая, что спорное здание включено в оспариваемые Перечни в отсутствие объективных данных о соответствии объекта недвижимости критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, что свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, последний обратился в Кировский областной суд с настоящим иском.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соблюдения требованиям нормативных правовых актов, действующих на момент его принятия и устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления его в силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 62-П, полномочия по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, были возложены на данное министерство.

Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.

В соответствии с пунктом 1.3 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).

Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе «Нормативные правовые акты министерства».

Оспариваемое Распоряжение от 20.12.2019 № 1542 опубликовано на официальном сайте Министерства (www.dgs.kirovreg.ru) – 20.12.2019, а распоряжение от 24.12.2020 № 1418 – 26.12.2020.

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 № 668-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 07.12.2020 № 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий» министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка его принятия и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя нормативные правовые акты в их оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент утверждения Перечней, суд учитывает следующее.

В силу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

С учетом изложенного, нормы Налогового кодекса РФ приводятся в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжений.

Административный истец, как собственник объекта недвижимости, обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).

В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здания, строения, сооружения, помещения (подпункт 6 пункта 1).

Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, обязывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи (подпункт 1), то есть в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее - нежилые помещения).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них признаются объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества.

Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, при этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества закреплено в части 2 статьи 372, части 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

С 01.01.2017 вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО (в редакции от 11.10.2019) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), включая помещения в них, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период (абзац 7 статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО)

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений представителя административного ответчика в ходе судебного разбирательства, спорное здание включено административным ответчиком в Перечни в рамках процедуры осуществления министерством имущественных отношений Кировской области мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) – технического паспорта, выданного Кировским филиалом ФГУП «Ротехинвентаризация».

Порядок мероприятий по формированию и актуализации перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установлен в рассматриваемый период времени Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения».

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 указанного порядка министерство ежегодно на основании сведений об объектах и правах на них, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области проводит анализ представленных данных на предмет выявления объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (далее - критерии).

В соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 Порядка министерство запрашивает у Кировского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» информацию о назначении объектов на основании документов технического учета (инвентаризации).

Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 указанного порядка министерство формирует перечень объектов, подлежащих обследованию на предмет определения вида их фактического использования. В данный перечень включаются объекты, которые соответствуют критериям в части их общей площади, но в отношении которых отсутствует возможность установить вид их фактического использования исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации).

Таким образом, из вышеприведенных норм Порядка следует, что необходимость определения вида фактического использования недвижимого имущества административным ответчиком посредством обследования объекта поставлена в зависимость от возможности установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ целях, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации).

Действительно, согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости здание с кадастровым номером имеет назначение - нежилое, наименование – кухня-столовая (л.д. 57), расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования – для эксплуатации объектов, предусмотренных в зоне рекреационного назначения, категория земель - земли населенных пунктов.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, действующего на момент постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (код 1.2.1); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (код 1.2.2), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.), земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (код 1.2.8) и др.).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «для эксплуатации объектов, предусмотренных в зоне рекреационного назначения», не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, вступившим в силу 24.12.2014, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещать офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2020, 2021 годы включено быть не могло.

Согласно техническому паспорту, выданному Кировским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» нежилое здание с кадастровым номером имеет в своем составе помещения общей площадью 404,5 кв.м (л.д. 21).

Тот факт, что принадлежащее административному истцу здание имеет наименование «кухня-столовая» сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Согласно экспликации к поэтапному плану строения, здание входит в комплекс бывшего спортивно-оздоровительного комплекса, имеет один этаж, который содержит помещения: подсобные, тамбур, склад, туалеты, коридоры, кабинеты, холодильник, кухня, раздаточную, склад посуды, мойки, обеденный зал (л.д. 21).

В соответствии с ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

Предприятие общественного питания (предприятие питания) - это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В пунктах 20 - 40 указанного стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в том числе даны следующие понятия: столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню. При этом стандарт не относит к самостоятельным объектам общественного питания зал обслуживания, обеденный зал, кухню, моечную, раздаточную (подпункт 16 пункта 2 стандарта).

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515, услуги общественного питания - услуги, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой. Столовая - предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

Между тем, из имеющихся в материалах дела фотографий следует, что здание столовой находится в полуразрушенном состоянии, не эксплуатируется долгое время, и не может рассматриваться как предназначенное для использования в целях размещения объектов общественного питания.

Суд принимает во внимание, что согласно технической документации на нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 404,5 кв.м, более 20% общей площади помещения занимает помещение «обеденный зал» (154,5 кв.м), что по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, могло быть основанием для включения спорного нежилого здания в Перечни на 2020 и 2021 года как объекта общественного питания, однако учитывая техническое состояние здания, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером не может рассматриваться как самостоятельный объект предназначенный для использования в целях размещения объектов общественного питания.

Наименование «кухня - столовая» нельзя считать достаточными основаниями для формального включения данного объекта недвижимости в Перечни.

Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрами (комплексами), назначение нежилых помещений в них предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

Оценив вышеуказанные доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости не относится к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 года.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик ссылается на то, что Перечни были определены на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и здание с кадастровым номером было включено в оспариваемые Перечни по совокупности сведений об объекте и земельном участке, на котором оно расположено.

Вместе с тем, указанные доводы не могут повлечь отказ в удовлетворении административного искового заявления, поскольку при представленных в материалы дела доказательствах вышеизложенных выводов суда они не опровергают и не свидетельствуют о том, что объект недвижимости с кадастровым номером является административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), нежилым помещением, назначение которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а равно, что он фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Доводы административного ответчика об отсутствии необходимости фактического обследования имущества исходя из положений утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения, поскольку возможность установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ целях следует в данном случае из сведений ЕГРН и технического паспорта, не могут быть признаны обоснованными с учетом сведений о том, что нежилое здание не эксплуатируется.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, однозначно, достоверно и бесспорно свидетельствующие об использовании спорного объекта недвижимости для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. При формировании оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества министерством не учтены обстоятельства о том, что указанное нежилое здание столовой входило в состав имущественного комплекса ООО Спортивно-оздоровительный центр «Руслан-ВТТ» и представляет собой столовую, которая предназначена для питания пребывающих в данный центр. Столовая в данном случае не относится к помещению для оказания услуг общественного питания.

Доводы административного ответчика о правомерности включения спорного имущества в Перечни документально не подтверждены.

Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ на момент включения помещения в оспариваемые Перечни не проверялось.

С учетом изложенного, доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорного имущества в Перечень в отсутствие фактического обследования имущества заслуживают внимания.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая подлежащие применению нормы материального и процессуального права, суд принимая во внимание следующее из документов технического учета, Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, назначение здания, а также учитывая фактическое использование здания в спорный период, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения имущества в Перечни, в связи с чем оспариваемые положения последних не могут быть признаны соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что влечет удовлетворение исковых требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество за налоговые периоды 2020, 2021 года и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Гвоздева Н.А. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 8475 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542.

Признать недействующим со дня принятия пункт 9063 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья В.И. Стёксов

Решение суда в окончательной форме принято 25 мая 2022 года.

Решение30.05.2022