Дело № 3а-67/2022
УИД: 79OS0000-01-2022-000028-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи суда ЕАО Тимирова Р.В.
при секретаре судебного заседания Князь Т.В.
с участием:
старшего помощника прокурора ЕАО ФИО4
представителя административного истца ФИО5
представителя административного ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО7о признании постановления правительства ЕАО от 28.12.2019 № -пп «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением правительства ЕАО от 28.12.2019 № -пп утверждён Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее – постановление от 28.12.2019 № -пп, Порядок определения размера арендной платы).
В Приложение № 1 к Порядку установлены ставки арендной платы (Спм) за земельные участки с видом разрешённого использования «Растениеводство» (код 1.1) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.1.1) на территории в размере 3,56 руб.
08.07.2020 постановлением правительства ЕАО № -пп в постановление от 28.12.2019 № -пп внесены изменения.
Пунктом 3 Порядка определено, что, если иное не установлено федеральным законодательством, размер арендной платы за земельные участки устанавливается в годовом исчислении и рассчитывается по формуле: A = Спм x K x S, где: A - арендная плата за земельный участок (руб. в год); Спм - ставка арендной платы (руб.); K - размер коэффициента, учитывающего виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке (далее - коэффициент); S - площадь земельного участка.
Постановлением правительства ЕАО от 23.08.2021 № -пп «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № -пп» (далее – постановление от 23.08.2021 № -пп) в Порядок внесены следующие изменения:
В приложении № 1 в пункте 1 строка 1.1 «Растениеводство», строка 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», которыми установлены ставки арендной платы по , , районам, ставки арендной платы с 4,72 руб.; 4,04 руб.; 4,55 руб. соответственно, заменены строкой, в которой по указанным районам указана новая ставка арендной платы - 3,91 руб.
Из пункта 2 указанного постановления следует, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 26.05.2021.
Указанные выше ставки арендной платы по району остались в прежнем размере – 3,56 руб.
Текст постановления от 28.12.2019 № -пп опубликован 30.12.2019 в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте , постановление от 08.07.2020 № -пп, вносящее изменения в первоначальную редакцию, опубликовано в этом же сетевом издании 10.07.2020, постановление от 23.08.2021 № -пп, вносящее изменения в первоначальную редакцию, опубликовано в этом же сетевом издании 25.08.2021, определённым для официального опубликования нормативных правовых актов частью 5 статьи 11 закона ЕАО от 27.06.2012 № -ОЗ «О правительстве ЕАО».
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО7 обратился в суд с административным иском о признании постановления правительства ЕАО от 28.12.2019 № -пп «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» недействующим в части установления:
- в Приложении № 1 к Порядку ставки арендной платы (Спм) в размере 3,56 руб. за земельные участки на территории района (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур»).
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает, что поименованным постановлением № -пп изменена ранее действовавшая методика определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности ЕАО и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Он является субъектом имущественных отношений, к которым подлежит применению закреплённый постановлением № -пп Порядок определения размера арендной платы, так как является стороной договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в пределах муниципального района ЕАО, государственная собственность на которые не разграничена № от 30.05.2011.
Административный истец полагает, что оспариваемое в части постановление от 28.12.2019 № -пп нарушает его права и охраняемые законом интересы, поскольку противоречит принципу определения арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» - экономической обоснованности.
Определением суда от 26.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования « муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация муниципального района ЕАО).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 административные исковые требования поддержал по доводам, указанным в заявлении. Дополнительно пояснил, что оспариваемые ставки арендной платы применялись к административному истцу с 01.01.2020 по 31.12.2021. Административным ответчиком при установлении постановлением № -пп оспариваемых ставок арендной платы нарушен принцип экономической обоснованности.
Суду предоставлены письменные возражения представителя административного ответчика правительства ЕАО ФИО6 на административное исковое заявление, согласно которым с административным иском не согласны. Указывает, что правительство ЕАО принимая оспариваемый правовой акт, действовало в рамках полномочий. На сегодняшний день ставки арендной платы в размере 3,56 руб. не применяются в связи с принятием постановления правительства ЕАО от 22.10.2021 № -пп. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика правительства ЕАО ФИО6 с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Доводы, указанные в письменных возражениях, поддержала. Не отрицала, что оспариваемые ставки арендной платы применялись к административному истцу. На вопрос суда пояснила, что многофакторный анализ и расчёты, при установлении оспариваемых ставок, не проводились.
Суду предоставлен письменный отзыв представителя заинтересованного лица администрации муниципального района ЕАО ФИО1 на административное исковое заявление, согласно которому у администрации района отсутствуют сведения о наличии соответствующих расчётов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. В настоящее время (с 2022 года) расчёт арендной платы за земельные участки, арендатором которых является ФИО7, производится согласно решению Собрания депутатов от 23.12.2021 № .
Административный истец ФИО7, представитель заинтересованного лица администрации муниципального района ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены заблаговременно надлежащим образом, судом их явка в суд обязательной не признавалась, представитель администрации муниципального района ЕАО просил рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с этим на основании статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании из материалов административного дела (договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 30.05.2011 № , дополнительные соглашения к нему, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2022) установлено, что административный истец является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для выращивания зерновых и овощных культур.
Согласно предоставленной суду информации председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района ЕАО от 06.06.2022 № , расчётов арендной платы по договору аренды от 30.05.2011 № арендная плата за земельные участки, переданные в аренду на основании указанного выше договора, рассчитана по формуле, установленной пунктом 3 Порядка определения размера арендной платы, с применением оспариваемых ставок арендной платы (Спм) (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» Приложения № 1 к Порядку).
Таким образом, ставки арендной платы (Спм) за земельные участки с видом разрешённого использования «Растениеводство» (код 1.1) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.1.1) на территории района в размере 3,56 руб. (Приложение № 1 к Порядку определения размера арендной платы) применялись к административному истцу.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании не возражала относительно данного обстоятельства.
В связи с этим глава КФХ ФИО7 вправе на основании части 1 статьи 208 КАС РФ обратиться в суд с настоящим административным иском в части требований об оспаривании ставок арендной платы (Спм) за земельные участки с видом разрешённого использования «Растениеводство» (код 1.1) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.1.1) на территории района (Приложение № 1 к Порядку).
В силу пунктов «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Решением суда ЕАО от 28.12.2020 по административному делу № , объединенному с делом № , по административным искам ИП ФИО2 и ИП - главы КФХ ФИО3 о признании постановления правительства ЕАО от 28.12.2019 № -пп (в редакции от 08.07.2020 № -пп) недействующим в части (далее - решение суда ЕАО от 28.12.2020), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2021, установлено, что оспариваемое постановление от 28.12.2019 № -пп принято административным ответчиком правительством ЕАО в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, вступило в силу.
Данное обстоятельство, установленное вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не доказывается вновь при рассмотрении судом настоящего административного дела, по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № .
К таким принципам определения арендной платы отнесены, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 11.05.2004 № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учётом схожести правового регулирования, данная позиция применятся и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величины базовой ставки.
В обоснование своих доводов установления базовых ставок в оспариваемом размере административный ответчик представил пояснительную записку к проекту постановления, по результатам анализа которой суд приходит к выводу о том, что в ней отсутствует многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представленный представителем административного ответчика экономический расчёт по определению доли аренды за земельные участки в сумме дохода сельхозтоваропроизводителей, получаемого от использования земельного участка, представленного для вида разрешенного использования «Растениеводство» и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур», район ЕАО не содержит, согласно пояснениям представителя правительства ЕАО ФИО6 для района ЕАО не проводился.
Таким образом, административным ответчиком не представлены суду соответствующие расчёты, показывающие доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта оспариваемых ставок арендной платы (Спм) за земельные участки с видом разрешенного использования «Растениеводство» (код 1.1) и «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур» (код 1.1.1) на территории района.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании пояснила, что многофакторный анализ и расчеты, при установлении оспариваемых ставок, не проводились.
При таких обстоятельствах следует признать, что постановление от 28.12.2019 № -пп в оспариваемой части было принято без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением № , а именно принципу экономической обоснованности.
Из постановления правительства ЕАО от 22.10.2021 № -пп «О внесении изменений в постановление правительства от 28.12.2019 № -пп следует, что пункт 4 Порядка, которым установлены размеры ставок арендной платы по видам разрешенного использования (приложение № 1 к Порядку) признан утратившим силу с 01.01.2022.
В разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указано, что производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменён, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Поскольку административному истцу арендная плата рассчитывалась с применением оспариваемых ставок, производство по делу прекращено быть не может.
Суд приходит к убеждению о наличии правовых оснований для признания оспариваемой административным истцом нормы не соответствующей законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание факт применения оспариваемых положений постановления от 28.12.2019 № -пп в отношении административного истца, суд полагает правильным признание указанного положения недействующим со дня принятия постановления от 28.12.2019 № -пп, так как в ином случае не будут достигнуты цели судебной защиты нарушенных прав и законных интересов административного истца.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в течение месяца после вступления настоящего решения суда в законную силу правительство ЕАО обязано опубликовать сообщение о нем в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте .
Руководствуясь статьями 175-180, 194, 195, 213-215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО7о признании постановления правительства ЕАО от 28.12.2019 № -пп «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» недействующим в части – удовлетворить.
Признать ставки арендной платы (Спм) за земельные участки на территории района в размере 3,56 руб. (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур») в Приложении № 1 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утверждённому постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № -пп не действующими со дня принятия постановления правительства Еврейской автономной области от 28.12.2021 № -пп.
Возложить обязанность на правительство опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В.Тимиров
Мотивированное решение по делу составлено 25.07.2022.