ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-67/2023 от 12.09.2023 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2023 года г. Абакан

дело № 3а-67/2023

19OS0000-01-2023-000089-76

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при ведении протокола секретарем Киричек О.Ю.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» о признании не действующей статьи 1 Закона Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления»,

установил:

ООО «АЭРОСИТИ-2000» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующей статьи 1 Закона Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ), мотивируя свои требования тем, что в указанной части Закон противоречит абзацу шестому пункта 2 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881, пункту 21 части 2 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2008 г. № 03-ЗРХ «Об отходах производства и потребления», части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 50 Конституции Республики Хакасия, статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, пункту 65 Постановления Верховного Совета Республики Хакасия от 29 октября 1997 г. № 83-5 «О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия» и нарушает права административного истца, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку нарушает условия действующих соглашений с ним, передает полномочия по утверждению порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора Правительству Республики Хакасия, которые ранее были закреплены за Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, приведет к увеличению стоимости услуг ООО «АЭРОСИТИ-2000», вводит ответственность для регионального оператора, которая ранее не была предусмотрена соглашениями с ним, а решение данных вопросов не входит в полномочия субъектов Российской Федерации. Кроме того, Закон был принят без уведомления регионального оператора.

В судебном заседании представитель ООО «АЭРОСИТИ-2000» Патачаков А.А., действующий на основании доверенности, поддержал административное исковое заявление, приводя изложенные в нем доводы.

Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Русинская Е.Н., действующая на основании доверенности, требования административного искового заявления не признала, указывая на то, что Закон Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ принят в соответствии с полномочиями Верховного Совета Республики Хакасия в полном соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Представители Правительства Республики Хакасия Бобров С.С., Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Тихонова З.А., действующие на основании доверенностей, поддержали доводы представителя Верховного Совета Республики Хакасия, полагали административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, статьей 73 Конституции Российской Федерации природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ), абзацами пятым и восемнадцатым статьи 6 которого предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе: принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2008 г. № 03-ЗРХ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Верховного Совета Республики Хакасия в области обращения с отходами относятся принятие законов Республики Хакасия в области обращения с отходами, контроль за их исполнением.

Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия (статья 72 Конституции Республики Хакасия).

На пятидесятой сессии Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, состоявшейся 5 июля 2023 г., принят Закон Республики Хакасия «О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 74 Постановления Верховного Совета Республики Хакасия от 29 октября 1997 г. № 83-5 «О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Регламент), статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» оспариваемый Закон подписан Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия 12 июля 2023 г. за № 53-ЗРХ, опубликован 12 июля 2023 г. в издании «Вестник Хакасии», № 50, и вступил в силу.

Закон Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ принят уполномоченным органом государственной власти Республики Хакасия, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, то есть отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, процедура принятия, порядок опубликования и введения в действие не нарушены.

Довод о том, что ООО «АЭРОСИТИ-2000», являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Республики Хакасия в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия от 20 июня 2018 г. №№ 1, 3, 5 и от 17 июля 2018 г. №№ 2, 4 (далее – Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО), было лишено возможности представить возражения на проект указанного Закона, не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 65 Регламента замечания, предложения и заключения по законопроекту, поступающие в ответственный комитет (комиссию), обобщаются им (составляется таблица поправок) и рассматриваются на его заседании с участием членов рабочей группы по подготовке законопроекта, представителей государственных и общественных организаций, внесших данные предложения и заключения. Члены рабочей группы по подготовке законопроекта, представители государственных и общественных организаций участвуют при обсуждении законопроекта на заседаниях ответственного комитета (комиссии) с правом совещательного голоса.

Проект закона Республики Хакасия № 15-37/62-7 «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления» был размещен 15 июня 2023 г. на официальном сайте Верховного Совета Республики Хакасия в полном соответствии с постановлениями Верховного Совета Республики Хакасия от 25 января 2023г. № 1405-45 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Верховного Совета Республики Хакасия»; от 18 мая 2011 г. № 920-22 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Верховном Совете Республики Хакасия». Замечания на проект, в том числе и от ООО «АЭРОСИТИ-2000», не поступили, в связи с чем рабочая группа по рассмотрению замечаний не создавалась.

Согласно оспариваемой статье 1 Закона Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ в часть 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2008 г. № 03-ЗРХ «Об отходах производства и потребления», устанавливающую полномочия Правительства Республики Хакасия в области обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством, внесено изменение, она дополнена пунктом 6(6) следующего содержания: «6(6) утверждение порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В оспариваемой части Закон Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ является определенным и не вызывает неоднозначное толкование, наделяя Правительство Республики Хакасия, являющееся в силу статьи 93 Конституции Республики Хакасия высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия, дополнительным полномочием в области обращения с отходами.

Доказательства того, что наделение Правительства Республики Хакасия дополнительным полномочием нарушает права и законные интересы административного истца, суду не представлены.

Пунктами 4.3 Соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО предусмотрена обязанность Уполномоченного органа, которым является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, по регулированию деятельности Регионального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 (далее – Правила), «соглашение» - соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурсного отбора, устанавливающее права и обязанности сторон по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 21 части 2 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2008 г. № 03-ЗРХ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов исполнительной власти Республики Хакасия в области обращения с отходами относится регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

Соглашения не являются нормативными правовыми актами, на соответствие которым подлежит проверке оспариваемый Закон.

Кроме того, пункт 2 Правил, пункт 21 части 2 статьи 6 Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления» также не содержат ограничений по наделению полномочиями высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации полномочиями по регулированию указанной деятельности.

Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не регулирует спорные правоотношения по наделению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и оспариваемая норма Закона Республики Хакасия ей не противоречит.

Статьей 50 Конституции Республики Хакасия предусмотрено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 1 Закона Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ не вводит ответственность за какое либо правонарушение и не противоречит положениям статьи 50 Конституции Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания не соответствующей иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующей статьи 1 Закона Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» о признании не действующей статьи 1 Закона Республики Хакасия от 12 июля 2023 г. № 53-ЗРХ «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления» - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Хакасия».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.

Председательствующий Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 15 сентября 2023 г.