г. Волгоград Дело № 3а-680/2015
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе судьи Кубасова И. Г.,
при секретаре Кердан Л.Н.,
с участием прокурора Фарсяна В.В.
рассмотрев 1 декабря 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» о признании недействующим постановления и.о. Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации»,
у с т а н о в и л :
акционерное общество «Газпром газораспределение Волгоград» (далее - административный истец) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью постановления и.о. Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации».
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на противоречие оспариваемого постановления требованиям ст.17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2011 № 355 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».
В частности, в адресованном на первую инстанцию Волгоградского областного суда административном исковом заявлении приведены доводы о том, что вышеприведенными нормативными правовыми актами федерального уровня органам исполнительной власти с целью финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, предоставлено право введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Вместе с тем в оспариваемом постановлении и.о. Губернатора Волгоградской области орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный на утверждение специальных надбавок, не назван, что вносит неопределенность в толкование нормативного правового акта, так как может послужить основанием для отказа оплачивать специальную надбавку к тарифу на транспортировку газа со стороны его покупателей, обязанных её оплачивать в соответствии с законом и договором (поставки либо транспортировки газа).
Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемое постановление неправомерно содержит ссылку о распространении его действия на ранее возникшие правоотношения (с 01.01.2015 года). Придание обратной силы нормативному правовому акту согласно положениям ч.2 ст.31 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 №169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» не допускается, если нормативный правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или ухудшает положение налогоплательщиков, устанавливает или усиливает ответственность граждан и (или) юридических лиц, устанавливает обязанности граждан и (или) юридических лиц, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Ссылаясь на то, что акционерное общество «Газпром газораспределение Волгоград является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку занимается деятельностью, связанной с транспортировкой газа, и, полагая, что этим актом нарушены законные интересы общества, последнее просило суд признать не действующим полностью постановление и.о. Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Чернова Е.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объёме, пояснив, что отсутствие в оспариваемом постановлении точного наименования органа, уполномоченного на утверждение специальных надбавок на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, создает неопределенность в толковании оспариваемого Постановления и может привести к такому положению, при котором потребители газа смогут отказаться от оплаты поставленного газа по тарифам с учетом специальных надбавок, ссылаясь на то, что эти надбавки установлены неправомочным органом.
Представитель административного ответчика Губернатора Волгоградской области Сучков В.А., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление и.о. Губернатора Волгоградской области от 02.10.2015 г. № 888 «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации» было принято и.о. Губернатора Волгоградской области в пределах его компетенции, положениям федерального законодательства либо иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Фарсяна В.В., полагавшего, что в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать в связи с их необоснованностью, и судебные прения, Волгоградский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении дела судом установлено, что 2 октября 2015 года и.о. Губернатора Волгоградской области принято Постановление №888 «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации».
Постановление было опубликовано в официальном издании Волгоградской области - газете «Волгоградская правда», № 156, 03.10.2015 года.
С учетом положений пункта 2 Постановление вступило в силу со дня официального опубликования и его положения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Пунктом 1 Постановления установлено, что утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, осуществляет орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сферах обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого постановления требованиям ст.17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2011 № 355 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» являются несостоятельными. Положения постановления и.о. Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года основаны на нормах действующего законодательства, по своему содержанию не вызывают неоднозначного толкования и не допускают правовой неопределенности,
Положениями ст. 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О газоснабжении в Российской Федерации» для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотрена возможность введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» установлено, что специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями.
Из статей 11 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что Конституция Российской Федерации не содержит ни исчерпывающего перечня органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, ни ограничения этого перечня лишь высшими органами государственной власти субъекта.
Согласно ч.2 ст.1 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД (ред. от 23.10.2014) «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят: Губернатор Волгоградской области; Администрация Волгоградской области; иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу, согласно приложению к настоящему Закону. В Приложении к названному Закону области приведен перечень органов исполнительной власти Волгоградской области, в числе которых указан Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (пп.24 п.1).
В соответствии с п.1.1 Положения о комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 24.11.2014 № 160 (ред. от 12.08.2015), действующим с 30 января 2015 г., комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Кроме того, на основании п. 1.1. Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее именуется - Министерство), утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области № 1327 от 19.12.2013 года, в период с 01.01.2015 года по 29.01.2015 года Министерство являлось органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
В постановлении Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года определен орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации. Таковым является орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сферах обеспечения функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на осуществление функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
С учетом системного толкования приведенных выше нормативных правовых актов Губернатора Волгоградской области следует, что органом, уполномоченным на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, в 2015 году являлся:
-в период с 01.01.2015 года по 29.01.2015 года Министерство ЖКХ и ТЭК Волгоградской области;
-в период с 30.01.2015 года по настоящее время Комитет ТЭК Волгоградской области.
Содержащееся в Положениях о приведенных органах исполнительной власти Волгоградской области описание полномочий Министерства ЖКХ и ТЭК и Комитета ТЭК совпадает с описанием полномочий такого органа в оспариваемом в настоящем деле постановлении.
Таким образом, постановление Губернатора Волгоградской области №888 от 02.10.2015 года носит уточняющий характер и конкретизирует орган, наделенный полномочиями на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, а доводы административного истца о якобы имеющейся правовой неопределенности являются голословными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что юридическая конструкция оспариваемого нормативного правового акта не предоставляет какого-либо административного простора в правоприменительной практике, а также не позволяет по усмотрению государственных органов и их должностных лиц самостоятельно наделять орган исполнительной власти Волгоградской полномочиями по утверждению специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Давая оценку доводам административного истца о правовой неопределенности оспариваемого акта, суд приходит к выводу, что они основаны на собственном и по своей природе неверном толковании административным истцом нормативного определения компетентного органа исполнительной власти Волгоградской области, содержащегося в постановлении и.о. Губернатора Волгоградской области, взятого в отрыве от иных, действующих в Волгоградской области, нормативных правовых актов.
Что касается доводов о неправомерном распространении действия оспариваемого постановления на ранее возникшие правоотношения с 01.01.2015 года, суд их считает несостоятельными в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Согласно ч.2 ст. 31 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 № 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области» придание обратной силы нормативному правовому акту Волгоградской области не допускается, если нормативный правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или ухудшает положение налогоплательщиков, устанавливает или усиливает ответственность граждан и (или) юридических лиц, устанавливает обязанности граждан и (или) юридических лиц, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Вместе с тем оспариваемое постановление новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет не устанавливает и не ухудшает каким-либо образом положение налогоплательщиков. Наделение органа государственной власти субъекта Российской Федерации правом установления надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации в рамках полномочий, установленных ст.17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2011 № 355 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации», на ответственность граждан и юридических лиц не влияет и каких-либо обязанностей для них не порождает.
Кроме того, указанная норма не является актом гражданского законодательства, а относится к сфере регулирования административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, на нее не распространяются положения гражданского законодательства, а само оспариваемое постановление, в свою очередь, не может влиять на выполнение договорных обязательств участниками гражданского оборота.
В силу п.2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом с достоверностью установлено, что постановление и.о. Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации», оспариваемое акционерным обществом «Газпром газораспределение Волгоград» не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 215-217 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» о признании недействующим постановления и.о. Губернатора Волгоградской области № 888 от 02.10.2015 года «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Судья: /подпись/ И. Г. КУБАСОВ
Верно, судья: И. Г. КУБАСОВ