Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2016 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего -Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Административное дело №3а-99/2016 по административному исковому заявлению Прокурора города Новокуйбышевска Самарской области к Думе г.о.Новокуйбышевск о признании статьи 27.1 решения Думы г.о.Новокуйбышевск от 22.11.2012 г. №407 «Об утверждении Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области», утвержденной решением Думы г.о.Новокуйбышевск от 23.04.2015 №83, не действующей со дня вступления решения суда в законную силу,
с участием прокуратуры г.Новокуйбышевск в лице Абрамовой О.А.,
представителя Думы г.о.Новокуйбышевск по доверенности Добиной О.В.,
У с т а н о в и л :
Прокурор города Новокуйбышевска Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения, просил признать недействующими пп. 1, 2,3, 2.12, 2.13, 3, 4 статьи 27.1 Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области», утвержденных решением Думы г.о.Новокуйбышевск от 22.11.2012 №407. Также просил признать недействующими пп. 2.1, 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11 статьи 27.1 в части прилегающих территорий и территорий перед многоквартирным домом.
В обоснование своих доводов прокурор указал, что оспариваемой нормой Дума возложила дополнительные обязанности по содержанию прилегающих территорий на собственников, владельцев, пользователей и иных лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание объектов недвижимости, а также необоснованно установила границы участка, которые необходимо содержать, ущемляя гражданские права, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры г.Новокуйбышевск поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в уточненном иске.
Представитель Думы г.о.Новокуйбышевск возражала против заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования, заявленные прокурором города Новокуйбышевск, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий /включая жилые дома/, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В целях решения вопросов местного значения представительные органы муниципального образования принимают решения, устанавливающие обязательные правила для исполнения на территории муниципального образования / пункт 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации/.
Из материалов дела следует, что на территории г.о. Новокуйбышевск Самарской области действуют Правила благоустройства и озеленения территории городского округа Новокуйбышевск /далее Правила благоустройства/, утвержденные решением Думы г.о.Новокуйбышевск от 22 ноября 2012 года №407.
Решением Думы от 23 апреля 2015 года №83 указанные Правила дополнены статьей 27.1.
Данное Решение издано в установленном порядке управомоченным органом, опубликовано в газете «Вестник» №31 /10137/ от 30.04.2015 года, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование правоотношений, в связи с этим отвечает признакам нормативно-правового акта.
В соответствии с частью 4 статьи 7 ФЗ №131 от 06.10.2003 года муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской федерации, а также конституциям /уставам/, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный правовой акт, не соответствующие закону или иным правовым актом и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Пунктом 1 ст.27.1 Правил регламентирован порядок закрепления территорий с целью обеспечения уборки и санитарно-гигиенического состояния прилегающих территорий за хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Пунктом 2 предусмотрен порядок, возлагающий на организации независимо от их организационно-правовой формы, собственников зданий (строений, сооружений), владельцев жилых домов обязанность по производству работ по уборке, очистке и санитарному содержанию территорий (земельных участков) :
2.1. Управляющие организации - придомовая территория многоквартирных домов, а также перед территорией многоквартирного дома со стороны фасада до тротуара (в случае расположения объекта вдоль дороги);
2.2. Учреждения социальной сферы (школы, дошкольные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта) - территории в границах предоставленного земельного участка, а также перед территорией учреждения до уличного тротуара (в случае расположения объекта вдоль дороги), с других сторон в радиусе 10 м;
2.3. Собственники нежилых помещений в многоквартирных жилых домах осуществляют уборку прилегающей территории, в длину - на протяжении всей длины помещений, в ширину - 10 м или до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги);
2.5 Владельцы жилых домов - территории в границах предоставленного земельного участка (либо по фактически сложившейся границе земельного участка, в случае если земельный участок не оформлен в установленном порядке) и территория перед домовладением до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги);
2.6. Владельцы нестационарных объектов (лотки, киоски, павильоны и другие нестационарные торговые объекты) и сезонных кафе - территория предоставленного под размещение объекта земельного участка и прилегающая территория на расстоянии 10 м от внешней границы места и до проезжей части (в случае расположения объекта вдоль дороги).
2.7. Управляющие компании рынков, организации торговли и общественного питания (рестораны, кафе, магазины) - территории в границах предоставленного земельного участка и прилегающая территория в радиусе 50 м от границ участка или до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги);
2.8. Собственники зданий, сооружений - по периметру здания, сооружения или границы предоставленного земельного участка и прилегающая территория в радиусе 10 м от границ участка или до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги);
2.9. Заправочные станции, расположенные в пределах полосы отвода автомобильной дороги и на других земельных участках, - территории в границах предоставленного земельного участка и прилегающая территория в радиусе 50 м от границ участка и до проезжей части улицы;
2.10. Гаражные кооперативы - территории в границах предоставленного земельного участка, прилегающая территория в радиусе 50 м от границ участка и до проезжей части улицы и подъездные пути к ним;
2.11. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан - территория предоставленного земельного участка и прилегающая территория в радиусе 10 м от границ участка и до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги);
2.12. Владельцы гаражей - территория в радиусе 5 м от гаража;
2.13.Строительные организации - прилегающие территории строительных площадок в радиусе 50 м и подъездные пути к ним в радиусе 50 м.
3.При примыкании здания, строения, сооружения, территории организации и других объектов к тротуару уборка данного тротуара осуществляется собственниками данных объектов или управляющей организацией/при примыкании многоквартирных домов/
4. Уборка парковок в летний и зимний период на улицах и дорогах общего пользования местного значения осуществляется организациями (физическими лицами), в интересах которых используются данные парковки.
Оспариваемые пункты статьи 27.1 Правил благоустройства возлагают на собственников, владельцев, пользователей земельных участков бремя по содержанию не принадлежащего им имущества.
В соответствии со статей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На указанных лиц в силу статьи 42 Земельного кодекса РФ возложена обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и иных правил, нормативов, а также по недопущению загрязнения.
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Действующее федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает.
В рассматриваемом случае обязанность по содержанию собственниками, владельцами и пользователями земли территории, прилегающей к их земельным участкам, установлена при отсутствии необходимых полномочий по наложению таких обязанностей.
Представитель административного ответчика не отрицала, что в оспариваемых пунктах статьи 27.1 Правил благоустройства речь идет о прилегающих территориях, находящихся за пределами границ земельных участков, принадлежащих собственникам или пользователям земельных участков.
Таким образом, возложение Правилами благоустройства на юридических и физических лиц дополнительного бремени по содержанию не принадлежащего им имущества /прилегающей территории/ противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
В связи с изложенным пункт 1 статьи 27.1, закрепляющий за хозяйственными субъектами и физическими лицами территории для их уборки и санитарного содержания в качестве прилегающих территорий ; пункт 2 подпункт 2.3, обязывающий собственников нежилых помещений в многоквартирных домах осуществлять уборку прилегающей территории, подпункт 2.12, обязывающий владельцев гаражей осуществлять уборку и санитарное содержание территории в радиусе 5 м от гаража, подпункт 2.13, закрепляющий за строительными организациями прилегающие территории строительных площадок в радиусе 50м и подъездные пути к ним в радиусе 50м, пункт 3, обязывающий производить уборку тротуара собственниками объектов или управляющей организацией, пункт 4, обязывающий производить уборку парковок на улицах и дорогах общего пользования организациями, физическими лицами, в интересах которых используются данные парковки, противоречат статье 210 ГК РФ, части 4 статьи 7 и ст.16 ФЗ-131 от 06.10.2003 года.
Также противоречат действующему законодательству пункт 2 подпункт 2.1 в части, обязывающей управляющие организации обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание территорий перед территорией многоквартирного дома, подпункт 2.2 в части, обязывающей учреждения социальной сферы обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание перед территорией учреждения до уличного тротуара, подпункт 2.5 в части, обязывающей владельцев жилых домов обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание перед домовладением до проезжей части улицы, подпункт 2.6 в части, обязывающей владельцев нестационарных объектов и сезонных кафе обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории на расстоянии 10м от внешней границы места и до проезжей части, подпункт 2.7 в части, обязывающей управляющие компании рынков, организации торговли и общественного питания обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 50 м от границ участка или до проезжей части улицы, подпункт 2.8 в части, обязывающей собственников зданий, сооружений обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 10 м от границ участка или до проезжей части улицы, подпункт 2.9 в части, обязывающей заправочные станции обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 50 м от границ участка и до проезжей части улицы, подпункт 2.10 в части, обязывающей гаражные кооперативы обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 50 м от границ участка и до проезжей части и подъездные пути к ним, подпункт 2.11 в части, обязывающей садоводческие огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 10 м от границ участка и до проезжей части улицы.
Утверждение Думы городского округа Новокуйбышевск о том, что в оспариваемом нормативно-правовом акте идет речь не о бремени содержания имущества, а о благоустройстве территории городского округа Новокуйбышевск, в связи с чем оспариваемые Правила не могут противоречить ст.210 ГК РФ, является несостоятельным.
Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность по поддержанию имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состояния в соответствии с его назначением, а также уплата возникающих в связи с этим расходов.
Таким образом, предусмотренная оспариваемой статьей обязанность хозяйствующих субъектов и физических лиц по уборке, очистке и санитарному содержанию прилегающих территорий входит в понятие беремени содержания имущества.
Ссылка на то, что при разработке оспариваемой нормы Дума руководствовалась Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №613, не может быть принята судом во внимание в силу того, что судом установлено противоречие оспариваемой нормы федеральному закону. Кроме того, вышеуказанные Методические рекомендации признаны недействующими апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.12.2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Признать недействующими пункт 1, пункт 2 подпункты 2.3, 2.12, 2.13, пункт 3, пункт 4; пункт 2 подпункт 2.1 - в части, обязывающей управляющие организации обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание территорий перед территорией многоквартирного дома, подпункт 2.2 - в части, обязывающей учреждения социальной сферы обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание перед территорией учреждения до уличного тротуара, подпункт 2.5 - в части, обязывающей владельцев жилых домов обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание перед домовладением до проезжей части улицы, подпункт 2.6 - в части, обязывающей владельцев нестационарных объектов и сезонных кафе обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории на расстоянии 10 м от внешней границы места и до проезжей части /, подпункт 2.7 - в части, обязывающей управляющие компании рынков, организации торговли и общественного питания обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 50 м от границ участка или до проезжей части улицы, подпункт 2.8 - в части, обязывающей собственников зданий, сооружений обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 10 м от границ участка или до проезжей части улицы, подпункт 2.9 - в части, обязывающей заправочные станции обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 50 м от границ участка и до проезжей части улицы, подпункт 2.10 - в части, обязывающей гаражные кооперативы обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 50 м от границ участка и до проезжей части и подъездные пути к ним, подпункт 2.11 - в части, обязывающей садоводческие огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан обеспечить уборку, очистку и санитарное содержание прилегающей территории в радиусе 10м от границ участка и до проезжей части улицы, статьи 27.1 Правил благоустройства и озеленения территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области, утвержденных решением Думы г.о.Новокуйбышевск от 22.11.2012 года №407, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина