ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-680/2023 от 25.07.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД23OS0000-01-2023-000533-02 Дело №3а-680/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Седовой А.О.,

при секретаре судебного заседания Фролова Г.А.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

представителя административного истца МУП

г.Сочи «Водоканал» - Бирюкова Д.В.,

представителя департамента государственного

регулирования тарифов Краснодарского края – Уланова Р.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП г.Сочи «Водоканал» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» (далее по тексту – также МУП г.-к. Сочи «Водоканал») обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит:

1. Признать недействующим с даты его вступления в силу принятый административным ответчиком нормативный правовой акт – приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 16 ноября 2022 года № 293/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.12.2020 № 358/2020-вк «Об изменении (корректировке) тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» в части:

- применения нормы подпункта «б» пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406;

- не применения нормы абзаца пункта 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, дополненного пунктом 7 Приказа ФАС России от 08.10.2020 № 976/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э»;

- не включения в необходимую валовую выручку административного ответчика экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлом периоде.

2. Обязать департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края издать приказ о внесении изменений в приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 16 ноября 2022 года № 293/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.12.2020 № 358/2020-вк «Об изменении (корректировке) тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения»:

- с учетом нормы абзаца пункта 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, дополненного пунктом 7 Приказа ФАС России от 08.10.2020 № 976/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э»;

- с учетом заявленных МУП г.-к. Сочи «Водоканал» экономически обоснованных расходов, необходимых административному истцу для осуществления деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края:

- расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах в размере ................ рублей по водоснабжению, и в размере ................ рублей по водоотведению;

- экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги) в прошлом периоде в размере ................ рублей по водоснабжению, и в размере ................ рубля по водоотведению.

На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2021 № 620 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края» изменено наименование региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края на департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края. Указанное изменение наименование зарегистрировано 01.10.2021 в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов.

В судебном заседании представитель административного истца МУП г.-к. Сочи «Водоканал» - Бирюков А.В. поддержал требования административного искового заявления, которые просил удовлетворить в полном объеме. Полагая, что оспариваемым приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края не учтены в полном объеме расходы на электроэнергию, понесенные административным истцом.

Представитель административного ответчика департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края - Уланов Р.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениям к нему, полагая, что оспариваемые приказы не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции регулирующего органа и с соблюдением соответствующей процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации.

Представителем заинтересованного лица администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края – Лантух А.В. предоставлен в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором изложена правовая позиция по административному делу, полагал административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении указала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалистов Моисеева Д.В. и Алениной Т.А., изучив доводы административного искового заявления, отзывов на него и дополнений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.1 ч.1 ст.5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 16 ноября 2022 года № 293/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.12.2020 № 358/2020-вк «Об изменении (корректировке) тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» принят уполномоченным органом (пункты 1.2, 3.1 Положения о департаменте государственного регулирования тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652) и опубликован в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» на официальном сайте администрации Краснодарского края (https://admkrai.krasnodar.ru/content/1291/) 18 ноября 2022 г.

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемого приказа соблюдена.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии в части оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производился с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Согласно п.74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с п.25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно п.30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Из материалов дела следует, что административный истец оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

Для административного истца тарифы на питьевую воду и услуги водоотведения на 2020 - 2024 годы установлены с использованием метода индексации постановлением администрации города Сочи от 25.11.2019 г. № 1914 «Об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации города Сочи».

На основании заявлений (обращений) административного истца от 28.04.2022, от 07.11.2022 и от 15.11.2022 о корректировке тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, по результатам проведения специалистами тарифного органа заседания правления и экспертизы проверки экономического обоснования тарифов на питьевую воду и водоотведения для административного истца, принят приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 16.11.2022 г. № 293/2022-вк.

Оспариваемым приказом утверждена произведенная административным ответчиком с применением метода индексации корректировка на 2023-2024 гг. тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на 2020 - 2024 гг. для административного истца.

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

В соответствии с п.75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Административный истец считает необоснованным и незаконным исключение из необходимой валовой выручки, учитываемой при расчете тарифов на питьевую воду, расходов на оплату электрической энергии, связанных с приобретением электрической энергии Административным истцом по завышенной цене и в завышенных объемах, установившейся за счет разницы объема фактических потерь воды в системе централизованного водоснабжения административного истца и объема потерь воды в централизованной системе водоснабжения, определяемой на основании уровня потерь воды, утвержденного как долгосрочный параметр регулирования.

Также административный истец считает незаконным и необоснованным исключение из необходимой валовой выручки, учитываемой при расчете тарифов на водоотведение расходов на оплату электрической энергии, связанных с приобретением электрической энергии Административным истцом по завышенной цене и в завышенных объемах, установившейся за счет приема в централизованную систему водоотведения дополнительного притока сточных вод, не обусловленного оказанием услуг водоотведения (поступление поверхностных сточных вод).

Доводы административного истца сводятся к тому, что при определении фактических экономически обоснованных расходов административного истца в части потребления электроэнергии за 2019 и 2021 годы на приобретение электрической энергии, административным ответчиком были незаконно исключены затраты электрической энергии, относимые на потери воды в объеме, превышающие утвержденный в соответствии с Приложением № 22 к постановлению администрации города Сочи от 25.11.2019 № 1914 показатель потерь и расхода воды (47,83 % в 2019 году, 47,79 % - в 2021 году).

Административный истец обосновывал свою позицию тем, что он вынужден приобретать электроэнергию в целях обеспечения подъема воды в фактическом объеме, в том числе и с учетом фактических потерь в полном объеме (в 2019 году – 53,44 %, в 2021 году – 58,67 %).

Оспариваемым приказом с учетом указанного долгосрочного параметра административным ответчиком с применением метода индексации произведена корректировка на 2023 г. тарифов на питьевую воду, установленных на 2020 - 2024 годы для административного истца, путем внесения изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.12.2020 № 358/2020-вк «Об изменении (корректировке) тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения».

Показатели по долгосрочному параметру «уровень потерь воды» после внесения изменения в приказ от 14.12.2020 № 358/2020-вк остались на уровне, утвержденном постановлением администрации города Сочи от 25.11.2019 № 1914 (Приложение № 22)

Судом установлено, что административный истец, обращаясь 28 апреля 2022 года в тарифный орган о корректировке тарифа на питьевую воду на 2023 год, заявил, в том числе о необходимости учета расходов на электрическую энергию, обусловленные превышением фактических потерь воды в системе централизованного водоснабжения над утвержденным уровнем потерь воды, который по собственным расчетам административного истца по факту в 2019 году составил 53,44 %, при утвержденном на 2019 год в соответствии с Приложением № 22 к постановлению администрации города Сочи от 25.11.2019 № 1914 – 47,83 %; по факту 2021 года – 58,67%, при утвержденном на 2021 год – 47,79 %.

Согласно, расчетам, представленным административным истцом, размер расходов, связанный с приобретением электрической энергии по завышенным ценам и в завышенных объемах, обусловленных превышением фактических потерь воды в системе централизованного водоснабжения над утвержденным уровнем потерь воды, не учтенных административным истцом при установлении тарифов на питьевую воду на 2023 год, составил за 2019 год - 37471,74 тыс. руб., за 2021 год – 69 680,37 тыс. руб.

Административный ответчик согласился с выполненным административным истцом расчетом размеров расходов, связанных с приобретением электрической энергии по завышенным ценам и в завышенных объемах, обусловленных превышением фактических потерь воды в системе централизованного водоснабжения над утвержденным уровнем потерь воды, и исключил учет данных затрат при установлении тарифов на питьевую воду на 2023 год, что было отражено в экспертных заключениях административного ответчика на 2021 и 2023 годы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при расчете тарифов в сфере водоснабжения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надёжности, качества, энергетической эффективности.

В соответствии с п.75 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

В соответствии со статьей 39 закона № 416-ФЗ, пунктом 79 Основ ценообразования, пунктом 84 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, к долгосрочным показателям регулирования (показателям энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения) относится уровень потерь воды.

Расчет технологически обоснованных фактических потерь и расходов воды выполняется в соответствии с приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения).

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

Долгосрочные параметры регулирования тарифов административного истца установлены Приложением № 22 к постановлению администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. № 1914 «Об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации города Сочи» в следующих размерах: уровень потерь воды: за 2020 год – 47,80%, за 2021 год – 47,79%, за 2022 год – 47,75%, за 2023 год – 47,70%, в 2024 году – 47,65%.

Постановление администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. №1914 административным истцом не оспаривался, и является действующим.

С учетом указанных долгосрочных параметров регулирования оспариваемым приказом осуществлена корректировка долгосрочных тарифов для административного истца.

Применение при корректировке долгосрочных тарифов значений, отличных от установленных и действующих долгосрочных параметров, является нарушением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе Основ ценообразования.

Соответственно, при расчете тарифов на услуги водоснабжения, оценке экономически и технологически обоснованных затрат необходимо учитывать уровень потерь воды, утвержденный как долгосрочный параметр регулирования в соответствии с Приложением № 22 к постановлению администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. № 1914, и который не подлежит изменению в течение долгосрочного периода регулирования.

Все фактические потери в полном объеме не могут быть признаны технологически обоснованными, поскольку не могут быть в полном объеме обусловлены техническим состоянием объектов централизованного водоснабжения, к числу которых возможно отнести потери из-за неэффективной эксплуатации системы водоснабжения, в том числе по причинам неисполнения мероприятий, утвержденных производственной и инвестиционной программами, расходы на реализацию которых учтены при расчете и установлении тарифов.

Данные потери воды формируют экономически необоснованные затраты, компенсация которых не может быть возложена на потребителей услуг водоснабжения административного истца.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования «необходимая валовая выручка» - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с требованиями пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования установлено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность) определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) на плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Следовательно, объем потребления электрической энергии, связанный с потерями воды сверх объемов плановых значений долгосрочного показателя регулирования, не может быть признаны технологически и технически обоснованным объемом потребления электрической энергии.

Таким образом, расходы на оплату электрической энергии, связанной с подъемом воды, относящейся на потери, превышающие уровень потерь воды, утвержденный в соответствии с Приложением № 22 к постановлению администрации города Сочи от 25 ноября 2019 г. № 1914, являются экономически необоснованными.

Соответственно, затраты регулируемой организации на электрическую энергию, связанные с потерями воды сверх объемов плановых значений долгосрочного показателя регулирования, не могут быть признаны экономически обоснованными.

Соответственно, удовлетворение данных требований приведет к нарушениям принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, определенных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Административный истец, обращаясь в тарифный орган о корректировке тарифа на водоотведение на 2023 год, заявил также о необходимости учета расходов на электрическую энергию, обусловленных превышением фактического притока сточных вод в системе централизованного водоотведения над объемом реализации услуг водоотведения, который по расчетам административного истца в 2019 году составил 38,23 % от общего объема очищаемых сточных вод, в 2021 году – 38,52 % от общего объема очищаемых сточных вод.

Согласно, расчетам, представленным административным истцом, размер расходов, связанный с приобретением электрической энергии по завышенным ценам и в завышенных объемах, обусловленных превышением фактического притока сточных вод в системе централизованного водоотведения над объемом реализации услуг водоотведения, не учтенных административным истцом при установлении тарифов на водоотведение на 2023 год, составил за 2019 год – ................ тыс. руб., за 2021 год – ................ тыс. руб.

Административный ответчик согласился с выполненным административным истцом расчетом размеров расходов, связанных с приобретением электрической энергии по завышенным ценам и в завышенных объемах, обусловленных превышением фактического притока сточных вод в системе централизованного водоотведения над объемом сточных вод по реализации услуг водоотведения, и исключил учет данных затрат при установлении тарифов водоотведение на 2023 год, что было отражено в экспертных заключениях административного ответчика на 2021 и 2023 годы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 5 статьи 32 закона № 416-ФЗ и пунктом 24 Основ ценообразования при расчёте тарифов в сфере водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Действующее законодательство не предусматривает возможность определения каких-либо плановых показателей инвестиционной и производственной программы регулируемой организации, формируемых с учетом объемов дополнительного притока сточных вод в систему централизованного водоснабжения, сверх объемов принятых сточных вод в рамках оказания услуг водоотведения.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входит тариф на водоотведение поверхностных сточных вод.

В силу пункта 11 статьи 20 Закона № 416-ФЗ объем поверхностных сточных вод учитывается при объеме отведенных абонентом сточных вод только в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 20 Методических указаний №1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. №644, установлено, что водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.

Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами (пункт 38 Правил).

В пункте 39 Правил указано, что договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.

Соответственно, водоотведение заключается в принятии сточных вод, их дальнейшей транспортировке и очистке, как услуга, которая оказывается на основании заключенного договора.

Следовательно, прием сточных вод, осуществленный не на основании заключенного договора водоотведения, не может быть признан регулируемой деятельностью в сфере водоотведения.

На основании изложенного, при расчете тарифов на водоотведение учитываются расходы на электроэнергию в доле от общего объема потребления пропорционально доли сточных вод, поступивших в централизованную систему водоотведения в результате оказания услуг водоотведения, от общего объема сточных вод, поступивших в централизованную систему водоотведения, включающий неучтенный (дополнительный) приток сточных вод, не связанных с реализацией услуг водоотведения.

То есть, пунктом 64 Основ ценообразования фактически запрещается учитывать при расчете тарифов на услуги водоотведения расходы, обусловленные дополнительным притоком сточных вод в централизованную систему водоотведения административного истца, не связанных с реализацией услуг водоотведения.

При этом, затраты, обусловленные приемом сточных вод в централизованную систему водоотведения в связи с оказанием услуг водоотведения абонентам административного истца, были учтены при расчете и установлении оспариваемых тарифов.

Положения пункта 95 Методических указаний, на которые ссылается административный истец в обоснование приведенного утверждения аналогичны содержанию пункта 64 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктами 14 и 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций рассчитывается исходя затрат, относимых на регулируемый вид деятельности, то есть исходя из планового объема реализации услуг водоотведения, сформированного на основании тарифной заявки административного истца.

Следует отметить, что административный истец при расчете объема услуг реализации услуг водоотведения не включил в объем услуг водоотведения по приему и отведению объем дополнительного притока сточных вод.

Соответственно, полученные в соответствии с пунктом 20 Методических указаний значения удельных расходов электрической энергии для целей получения технологически обоснованного объема потребления электрической энергии были применены к плановому объему реализации услуг водоотведения, в который не входит объем услуг водоотведения по приему и отведению поверхностных сточных вод.

В соответствии с «Актуализированной схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2015-2032 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 28.02.2022 №459, основная составляющая неорганизованного притока сточных вод – это поверхностные воды (инфильтрационные и дренажные), поступающие через неплотности в соединениях канализационных труб, через трещины и сколы колодцев, которые составляют 70-80% от общего объема неорганизованного притока.

Расчет объемов неорганизованного притока сточных вод, выполненный в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минстроя от 17.10.2014 №639/пр, определяющей порядок коммерческого учета поверхностных сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения отражен в актуальной редакции Схемы водоснабжения и водоотведения МО г. Сочи до 2032 г., утвержденной постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 26.07.2021 № 1481 «О внесении изменений в схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования город курорт Сочи на 2015 - 2032 годы».

Как указал административный ответчик, и подтвердил административный истец, прием поверхностных сточных вод, принятых (отведенных) в централизованную систему водоотведения, соответствующим потребителям в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и приказом Минстроя РФ от 17.10.2014 № 639/пр не предъявляется к оплате, коммерческий учет и договорная работа не организована и не проводится.

При этом соответствующие расходы на транспортировку и очистку поверхностных сточных вод в соответствии с правовой позицией административного истца подлежат возложению на существующих потребителей услуг водоотведения, которые не являются потребителями услуг по приему поверхностных сточных вод.

Административный истец ошибочно полагает, что для целей увеличения тарифов на услуги водоотведения необходимо учитывать расходы на электрическую энергию, использование которой обусловлено поступлением дополнительного притока сточных вод в систему централизованного водоотведения, не связанного с реализацией услуг водоотведения.

При этом, как указывалось выше, в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.

Соответственно, в случае поступления в систему водоотведения дополнительного притока сточных вод, не обусловленного оказанием услуг водоотведения, расходы на оплату электрической энергии, относимые на дополнительный приток сточных вод, не подлежат учету при расчете и установлению тарифов на услуги водоотведения.

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям сторонами не обжалуется решение суда первой инстанции.

Проверив соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Соответственно, отсутствуют законные основания для признания расходов, связанных с приемом и отведением вод, поступающих в централизованную систему водоотведения города Сочи не в связи с оказанием услуг водоотведения, необходимыми для осуществления регулируемых видов деятельности, а также для учета данных расходов при расчете и установлении тарифов на услуги водоотведения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в результате принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

Соответствующие выводы суда подтверждаются анализом материалов, содержащихся в административном деле и тарифном деле. При этом административным истцом не представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, опровергающие данные выводы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления МУП г.-к. Сочи «Водоканал».

Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления МУП г.Сочи «Водоканал» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края о признании не действующим в части с даты его вступления в силу приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 16.11.2022 г. №293/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.12.2020 г. №358/2020-вк «Об изменении (корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 01 августа 2023 года.

Судья Краснодарского краевого суда А.О. Седова