ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-682/17 от 02.10.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре Рафиковой Е.Д.,

С участием прокурора Кушнирчук А.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-682/2017 по административному исковому заявлению Карякина Ф.Г. к Правительству Самарской области о признании не действующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517, признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25,

У С Т А Н О В И Л:

Карякин В.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Самарской области о признании не действующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517, признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25, просил суд признать не действующим постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 (в редакции от 20.01.2017 года) «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области», в части абзаца 3 пункта 1, признать не действующим постановление Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2018 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является ветераном труда. На ветеранов труда распространяется действие закона Самарской области от 28.12.2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». В соответствии с указанным законом, Правительство Самарской области издало постановление от 10.09.2008 года № 342 «О порядке и сроках индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны – труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области».

Согласно п.1 указанного постановления Правительства Самарской области, размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны – труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области (далее льготополучатели) ежегодно индексируется с применением коэффициента, размер которого определяется исходя из величины среднегодового индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области (далее – коэффициент).

В соответствии с п.2 данного постановления, индексация размеров ежемесячных денежных выплат льготополучателем осуществляется ежегодно с января соответствующего года путем умножения размеров ежемесячных денежных выплат на коэффициент.

Однако действие п.1 и п.2 постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 342 приостановлено до 01.01.2020 года постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» (в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2018 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области).

Административный истец считает абзац 3 п.1 постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 года № 517, а также постановление Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 не действующими, так как они не соответствуют нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административного истца и его законные интересы как ветерана труда. Указанные нормативно-правовые акты противоречат преамбуле и ч.2 ст.153 ФЗ РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также обжалуемые нормативно-правовые акты находятся в противоречии со ст.ст.7, 38 Конституции РФ и ст.ст.22, 25 Всеобщей Декларации прав человека.

В связи с приостановлением действий вышеуказанных пунктов постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 342 до 01.01.2020 года, ухудшилось положение административного истца, так как с приостановлением индексации ежемесячных денежных выплат уменьшился объем получаемых услуг. Полагает, что приостановлением индексации ежемесячных денежных выплат до 01.01.2020 года нарушены его права, просит признать не действующим указанные нормативно-правовые акты.

В судебном заседании административный истец Карякин В.Г. и его представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГ Стародубцев А.В. административные исковые требования поддержали в полном объеме, дополнив, что просят признать не действующими нормативно-правовые акты с 2012 года, с момента приостановления индексации ежемесячных денежных выплат.

Представитель административного ответчика Правительства Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГ Рузанов Д.А. административные исковые требования не признал и пояснил, что оспариваемые постановления приняты в рамках представленных Правительству полномочий. Действующим законодательством за Правительством Самарской области закреплено полномочие по определению порядка получения ежемесячных денежных выплат и полномочие по установлению порядка и сроков индексации ежемесячных денежных выплат. В настоящее время действие постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 342, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 (в редакции от 20.01.2017 года) «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» было приостановлено. Указанное решение принято Правительством Самарской области в целях оптимизации отдельных направлений расходов областного бюджета и обеспечения повышения эффективности бюджетных расходов в рамках предоставленных ему Законов № 169-ФЗ полномочий. В действующей редакции Закона № 169-ГД отсутствует положение об индексации ежемесячных денежных выплат, Правительство Самарской области самостоятельно принимает решение об индексации ежемесячных денежных выплат с учетом повышения уровня инфляции, роста цен на товары и услуги. Считает, что приостановление ежемесячных денежных выплат до 1 января 2020 года не противоречит положениям ФЗ РФ № 122-ФЗ, в связи с чем, считает постановления законными.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГ Климачев Е.Д., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 о приостановке индексации размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, до 1 января 2020 года, принято в соответствии с полномочиями Правительства Самарской области и не противоречит требованиям действующего законодательства. ФЗ РФ от 22.04.2004 года № 122-ФЗ не содержит положений о том, что реализация мер по повышению достигнутого уровня социальной защиты должна осуществляться путем индексации. Указанная норма сформулирована таким образом, что повышение достигнутого уровня необходимо осуществлять при наличии соответствующей возможности, то есть при наличии необходимых условий, средств. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Представитель Министерства управления финансами Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГ Иванов В.Ю., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании пояснил, что учитывая, предусмотренное ст.31 Бюджетного кодекса РФ право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, определение оснований, порядка, размера и условий реализации мер социальной поддержки ветеранов труда относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета. Полагает законным и обоснованным решение Правительства Самарской области, с учетом возможностей областного бюджета, временно приостановить расходное обязательство Самарской области по индексации размеров ЕДВ ветеранам труда, установленное постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2009 года № 342. В результате принятия оспариваемых постановлений Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 и от 20.01.2017 года № 25, размер ЕДВ ветеранам труда снижен не был и составляет 658 рублей. Одновременно совокупный объем средств, направляемый на выплаты ЕДВ, ветеранам труда также не снижался. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить административные исковые требования частично и признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим абз.3 п.1 постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25) «О мерах, направленных на исполнение в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области», которым предусмотрено приостановление индексации размеров ежемесячных денежных выплат льготополучателями до 01.01.2020 года со дня вступления в законную силу решения суда, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.7-9 ст.213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с п. «ж» части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При этом правовое регулирование, в том числе внесение изменений в правовое регулирование по вопросу предоставления социальных льгот, предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретение прав, действенности их государственной защиты.

На основании ст.22 ФЗ РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в соответствии с п.2 ст.10 указанного ФЗ РФ.

Согласно п.2 ст.26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. По данным вопросам органам государственной власти субъекта Российской Федерации представлено право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, проживающих на территории Самарской области, устанавливаются статьей 4 Закона Самарской области от 28.12.2004 года № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», где им в том числе предусмотрена ежемесячная денежная выплата.

Статьей 7 вышеуказанного Закона Самарской области от 28.12.2004 года № 169-ГД (в первоначальной редакции) регулируется порядок предоставления ежемесячных денежных выплат, в соответствии с которым установлено, что порядок получения ежемесячных денежных выплат определяется Правительством Самарской области, а размер ежемесячных денежных выплат подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.

19.01.2005 года Правительством Самарской области принято постановление № 4 «О мерах по реализации Закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политический репрессий», которым утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Согласно п.2.13 Порядка, Правительство Самарской области принимает решение об индексации ежемесячных денежных выплат с учетом повышения уровня инфляции, роста цен на товары и услуги.

Постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 342 «О порядке и сроках индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области» определены порядок и сроки индексации ежемесячных денежных выплат.

Пунктом 1 указанного постановления, установлено, что размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны – труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области (далее – льготополучатели) ежегодно индексируются с применением коэффициента, размер которого определяется исходы из величины среднегодового индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области.

Индексация размеров ежемесячных денежных выплат льготополучателям осуществляется ежегодно с 1 января соответствующего года путем умножения размеров ежемесячных денежных выплат на коэффициент (п.2 постановления).

Согласно абз.3 п.1 постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» (в редакции постановления правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25), в целях эффективного и рационального расходования средств областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области Правительство Самарской области приостановило до 01.01.2020 года действие постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 342 «О порядке и сроках индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области» в части пунктов 1 и 2.

Исходя из изложенного, административный ответчик Правительство Самарской области был наделен полномочиями на принятие оспариваемых нормативно-правовых актов, что не оспаривалось сторонами и вытекает из вышеизложенного.

Форма и вид оспариваемых нормативных правовых актов, а также процедура их принятия была соблюдена, что сторонами также не оспаривалось в судебном заседании.

На основании статьи 10 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», обнародование и вступление в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области».

В силу статьи 4 Закон Самарской области от 10.05.1995 N 3-ГД «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области», официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Волжская коммуна", "Российская газета", "Самарские известия" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Самарской области в подразделе "Официальное опубликование" раздела "Документы" (www.pravo.samregion.ru).

Постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 первоначально было официально опубликовано в газете «Волжская коммуна», N 379(2638) от 14.10.2009 года, постановление Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 было официально опубликовано в газете «Волжская коммуна», N 16(29911) от 24.01.2017 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.01.2017 года, то есть порядок опубликования, а также порядок введения в действие были соблюдены.

Оспариваемые постановления применяются в отношении административного истца, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

Административный истец ссылается на нарушение положений Конституции Российской Федерации, вводной части и ч.2 ст.153 ФЗ РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

На основании п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 5, 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 24 п.2 ст.26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

В силу ст.85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принцип поддержания доверия граждан к закону и государству предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (определение от 01.12.2005 года № 521-О и др.).

Приказом Росстата от 30.12.2014 года № 734 «Об утверждении официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен», инфляция определена как социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения покупательской способности.

В этой связи, применение индексации является необходимым элементом механизма правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом социального пособия.

Таким образом, индексация установленного законом размера социальной выплаты представляет собой неотъемлемую часть меры социальной поддержки, как элемент механизма правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом социального пособия, отказ от которой неизбежно повлечет существенное уменьшение объема социальной помощи, что в условиях ее приостановления на длительный период равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация, как правовое и социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату ежемесячных денежных компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 16.12.1997 года № 20-П, от 24.05.2001 года № 8-П, от 19.06.2002 года № 11-П, от 23.04.2004 года № 9-П, определения от 04.12.2003 года № 415-О, от 15.02.2005 года № 17-О, от 05.07.2005 года № 246-О, № 303-О).

Учитывая вышеизложенное, субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплаты денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Правительство Самарской области, приостанавливая действие постановления в части индексации ежемесячной денежной выплаты, соответствующего механизма компенсации потерь получателем мер социальной поддержки, приведенным выше положениям, не предусмотрел. Внесение оспариваемыми нормами изменений в правовое регулирование вопросов предоставления социальных льгот не согласуется с вышеуказанными конституционными положениями, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и государству.

Отсутствует также надлежащее экономическое обоснование приостановления постановления Правительства Самарской области в части индексации социальных выплат на столь длительный период до 01.01.2020 года.

Ссылка административного ответчика и заинтересованных лиц на отсутствие противоречий федеральному законодательству, является несостоятельной по изложенным выше обстоятельствам.

Доводы административного ответчика о том, что ФЗ РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не содержит положений о том, что реализация мер по повышению достигнутого уровня социальной защиты должна осуществляться именно путем индексации, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года (в редакции от 20.01.2017 года) не содержит указаний на другие механизмы адекватной компенсации потерь для получателей социальных выплат.

Индексация ежемесячной денежной выплаты, составляющей 658 рублей, административному истцу с 01.01.2012 года не производилась, при этом уровень инфляции в стране увеличился, в связи с чем, положение административного истца ухудшилось. Доказательств того, что объем социальных гарантий административного истца, как получателя ежемесячной денежной выплаты, не уменьшился, административным ответчиком не представлено.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемые положения абз.3 п.1 постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 № 25) «О мерах, направленных на исполнение в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области», которым предусмотрено приостановление индексации размеров ежемесячных денежных выплат льготополучателями до 01.01.2020 года противоречат вышеназванным нормам федерального законодательства, в связи с чем, подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.

Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с применением оспариваемых норм, суд полагает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Требование административного истца о признании не действующим постановление Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2018 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» не подлежит удовлетворению, поскольку данное постановление как отдельный нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, а только вносит изменение в редакцию постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 в части продления срока до 01.01.2020 года, которое оспаривается административным истцом самостоятельно в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25, и эти требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, административные исковые требования Карякина Ф.Г. к Правительству Самарской области о признании не действующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517, признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 суд считает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Карякина Ф.Г. к Правительству Самарской области о признании не действующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517, признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25 удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу положения абзаца 3 пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 06.10.2009 года № 517 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 20.01.2017 года № 25) «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области».

Обязать Правительство Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Волжская коммуна».

В остальной части административного иска Карякина В.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 октября 2017 года.

Председательствующий: М.А.Панкова