Дело ***а-683/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
******
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре ФИО2
с участием представителя административного истца ФИО5, представителя Администрации ***ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тамбов Смазочные Материалы» к ***, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по *** об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тамбов Смазочные Материалы» обратилось в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на ***, а именно: участка с кадастровым номером *** в размере 1 114 718 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 2 462 393 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 732 588 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 1 386 501 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 1 559 160 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 1 816 524 руб..
В обоснование требований указав, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участков, определенную независимым оценщиком, что влечет нарушение его прав как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований по приведенным в административном иске основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Тамбова возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что в противном случае последует снижение дохода в бюджет муниципального образования.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с этим, с учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В письменных отзывах административные ответчики: Администрация Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее – Управление Росреестра по Тамбовской области) и заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) просили дело рассмотреть в отсутствие своих представителей.
Управление Росреестра по Тамбовской области просило также в удовлетворении предъявленных к нему требований отказать по процессуальным основаниям, считая себя ненадлежащим административным ответчиком. При этом, право административного истца на предъявление административного искового заявления и размер рыночной стоимости участка не оспаривало, как и другие лица, участвующие в деле.
Администрация Тамбовской области в письменном отзыве просила оставить административное исковое заявление без удовлетворения, считая рыночную стоимость, определенную оценщиком в отчете, существенно заниженной.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером ***, площадью 1091 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; под железнодорожный путь необщего пользования лит. IV, расположенный по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, площадью 1357 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –под железнодорожный путь необщего пользования лит. IV, расположенный по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, площадью 2410 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание склада литер Б, используемый для хранения горюче-смазочных материалов, расположенный по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, площадью 717 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание склада литер Б, используемый для хранения горюче-смазочных материалов, расположенный по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, площадью 837 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под автозаправочный комплекс, расположенный по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, площадью 1000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание с офисными помещениями, пунктом замены масла, расположенный по адресу: ***.
Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость этих участков.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Вышеуказанные земельные участки вошли в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области» по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость участков по состоянию на *** определена в следующих размерах: участка с кадастровым номером *** - 4 778 809 руб. 11 коп.; участка с кадастровым номером *** – 10 556 306 руб. 10 коп.; участка с кадастровым номером *** – 3 140 610 руб. 57 коп.; участка с кадастровым номером *** – 5 262 839 руб. 53 коп.; участка с кадастровым номером *** - 5 120 000 руб.; участка с кадастровым номером *** – 3 002 352 руб. 48 коп..
Оспаривая кадастровую стоимость и соблюдая досудебный порядок урегулирования настоящего спора, административный истец *** обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия), представив отчет оценщика ИП ФИО4 об оценке ***-С/1 от ***, в соответствии с которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2014 года составила: участка с кадастровым номером 68:29:0314001:303 в размере 1 114 718 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 2 462 393 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 732 588 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 1 386 501 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 1 559 160 руб.; участка с кадастровым номером *** в размере 1 816 524 руб..
Однако, решением Комиссии №213 от 3 июля 2018 года отклонено заявление административного истца по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ссылаясь на допущенные в нем технические опечатки.
Несмотря на решение Комиссии, которое к тому же в силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не может являться предметом рассмотрения при рассмотрении требований административного истца по настоящему делу, суд, оценив представленный отчет оценщика в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит его соответствующим требованиям действующего законодательства.
Так, оценка осуществлена лицом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим квалификационный аттестат по направлению «Оценка недвижимости», страховой полис обязательного страхования ответственности оценщика, в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков в г.Тамбов, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которым относятся объекты оценки.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимися при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовке, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети «Интернет» с указанием контактных номеров телефона их авторов, наименования Интернет-ресурса и даты ее подготовки, а также сведений, собранных в результате интервью с авторами предложений.
Тем самым требования п.11 Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года №299, оценщиком выполнены.
Достоверность изложенных оценщиком в отчете сведений об объектах-аналогах в ходе судебного разбирательства не опровергнута.
Рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.
Оценщиком были подобраны объекты-аналоги, которые по своим характеристикам сопоставимы с объектами оценки.
При этом оценщиком обоснованно были проведены корректировки цен объектов-аналогов по элементам сравнения, которые отличны от объектов оценки.
В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком, в том числе пояснения относительно перечня ценообразующих факторов, которые в рассматриваемом случае использовались оценщиком при определении стоимости объектов оценки, и применения тех или иных корректирующих данных.
Мотивы отказа от использования при оценке доходного и затратного подходов оценщиком приведены и сомнений у суда не вызывают.
Обстоятельств, которые могли бы существенным образом повлиять на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, участвующими в деле лицами не приведено, таковых не указано и в решении Комиссии, учитывая, что технически описки, допущенные при составлении вышеуказанного отчета оценщика, никоим образом не повлияли на итоговую стоимость объектов оценки, о чем свидетельствует отчет того же оценщика об оценке *** от ***, в котором были устранены допущенные ранее технические описки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной рыночной стоимости объектов оценки в ходе рассмотрения дела суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости участков их рыночной стоимости подтверждены доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости равной рыночной подлежит удовлетворению.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке, несостоятельны и противоречат положениям действующего на момент определения и утверждения оспариваемых результатов кадастровой стоимости законодательства, в частности ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28 октября 2009 года № 327; Приказов Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93, от 12 мая 2015 года № П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 года № П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым указанный государственный орган осуществлял функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком наряду с Администрацией Тамбовской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Тамбов Смазочные Материалы», поданное в Тамбовский областной суд после обращения *** в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на ***, а именно:
участка с кадастровым номером *** в размере 1 114 718 руб.;
участка с кадастровым номером *** в размере 2 462 393 руб.;
участка с кадастровым номером *** в размере 732 588 руб.;
участка с кадастровым номером *** в размере 1 386 501 руб.;
участка с кадастровым номером *** в размере 1 559 160 руб.;
участка с кадастровым номером *** в размере 1 816 524 руб..
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено ***.
Судья Ледовских И.В.