ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-686/17 от 20.10.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-686/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 20 октября 2017 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,

секретаря судебного заседания Огородник В.Ф.,

с участием представителей :

административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «Южный» - Лигидова А.Х.,

административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещёковой А.Е.,

заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю - Кийковой Е.А.,

заинтересованного лица – администрации города Ставрополя – Шевченко Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «Южный» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «Южный» (ООО «Торговый комплекс «Южный», Общество) обратилось с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков :

- с кадастровым номером , площадью 73 904 кв.м., расположенного по адресу <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 2 246 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером площадью 2 922 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 3 979 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 4 290 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером площадью 16 331 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером площадью 6 834 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что Общество является собственником указанных объектов недвижимости, что подтверждается записями регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1380 от 27 ноября 2015 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском края» утверждены по состоянию на 1 января 2015 года результаты кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков составила :

- с кадастровым номером - 366 535 756,48 рублей;

- с кадастровым номером - 10 959 940,96 рублей;

- с кадастровым номером - 14 565 965,46 рублей;

- с кадастровым номером - 19 487 550,40 рублей;

- с кадастровым номером - 20 998 820,70 рублей;

- с кадастровым номером - 79 744 762,93 рублей;

- с кадастровым номером - 34 660 612,86 рублей.

Не согласившись с утвержденной суммой кадастровой стоимости спорных земельных участков, административный истец обратился в ООО «Деловой партнер» для определения рыночной стоимости указанных земельных участков. Согласно отчета № 01012 от 17 октября 2016 года, который подготовлен оценщиком Ахмадовой М.Ш., рыночная стоимость земельных участков составила :

- с кадастровым номером - 72977 000 рублей;

- с кадастровым номером - 2218 000 рублей;

- с кадастровым номером - 2885 000 рублей;

- с кадастровым номером - 3929 000 рублей;

- с кадастровым номером - 4236 000 рублей;

- с кадастровым номером - 16126 000 рублей;

- с кадастровым номером - 6748 000 рублей.

Отчет оценщика получил положительное экспертное заключение № 6513 от 28 октября 2016 года, которое подготовлено экспертами Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой союз оценщиков» и в соответствии с которым отчет № 01012 от 17 октября 2016 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков НП СРО «Деловой Союз Оценщиков».

2 декабря 2016 года ООО «Торговый комплекс «Южный» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости равной их рыночной по состоянию на 1 января 2015 года, определенной оценщиком ООО «Деловой партнер».

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 22 декабря 2016 года заявление Общества отклонено.

Административный истец, полагая оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права, законные интересы собственника и плательщика земельного налога, просит установить кадастровую стоимость этих объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО «Деловой партнер».

Определением суда от 9 июня 2017 года при подготовке административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (том 1 л.д. 2).

В судебном заседании представитель административного истца - Лигидов А.Х. поддержал заявленные требования административного иска, уточнил их и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости с учётом выводов судебной оценочной экспертизы.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Синещёкова А.Е. просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю – Кийкова Е.А. просила суд вынести законное и обоснованное решение.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Ставрополя - Шевченко Г.Н. возражала в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что изменения кадастровой стоимости заявленных административным истцом объектов недвижимости повлечет за собой уменьшение доходов местного бюджета.

Представитель административного истца - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

При таких обстоятельствах суд, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание административного ответчика.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения эксперта Трофимова А.С., проводившего по настоящему делу судебную оценочную экспертизу, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Торговый комплекс «Южный» является собственником земельных участков :

- с кадастровым номером , площадью 73 904 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером площадью 2 246 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 2 922 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 3 979 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>

- с кадастровым номером 4 290 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 16 331 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - использование под территорией рынка, расположенного по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером площадью 6 834 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под торговым комплексом, расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности административного истца возникло на основании договоров купли-продажи находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности. Право собственности на указанные в иске земельные участки зарегистрировано за ООО «Торговый комплекс «Южный» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о госрегистрации права (том 1 л.д. 38-44).

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1380 от 27 ноября 2015 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском края» утверждены по состоянию на 1 января 2015 года результаты кадастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков, находящихся в собственности административного истца, по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере:

- с кадастровым номером - 366 535 756,48 рублей;

- с кадастровым номером - 10 959 940,96 рублей;

- с кадастровым номером - 14 565 965,46 рублей;

- с кадастровым номером - 19 487 550,40 рублей;

- с кадастровым номером - 20 998 820,70 рублей;

- с кадастровым номером - 79 744 762,93 рублей;

- с кадастровым номером - 4 626 624,51 рублей,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и справками, выданными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (том 1 л.д. 24-36, том 2 л.д. 236).

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона № 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, указанного в иске, ООО «Торговый комплекс «Южный» представило отчет № 01012 об оценке рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу, расположенных по адресу : Ставропольский край, город Ставрополь, проезд 3-й Юго-Западный, выполненный ООО «Деловой партнер», в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков составила :

- с кадастровым номером - 72977 000 рублей;

- с кадастровым номером - 2218000 рублей;

- с кадастровым номером - 2885 000 рублей;

- с кадастровым номером - 3929000 рублей;

- с кадастровым номером - 4236 000 рублей;

- с кадастровым номером - 16126000 рублей;

- с кадастровым номером - 6748 000 рублей

(том 2 л.д. 1-211).

На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой Союз Оценщиков» № 6513 от 28 октября 2016 года, согласно которому расчет рыночной стоимости объектов оценки соответствует федеральному закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (том 1 л.д. 62-86).

Судом установлено, что 2 декабря 2016 года ООО «Торговый комплекс «Южный» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости равной их рыночной по состоянию на 1 января 2015 года, поданном на основании отчетов об установлении рыночной стоимости земельных участков.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 22 декабря 2016 года заявление Общества отклонено (том 1 л.д. 45-61).

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет № 01012 от 17 октября 2016 года об определении рыночной стоимости земельных участков, находящихся в собственности административного истца, указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, не соответствие его требованиям действующего оценочного законодательства.

При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 10 июля 2016 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет» (том 1 л.д. 254-259).

По заключению судебной оценочной экспертизы № 55/07/17Э от 22 сентября 2017 года рыночная стоимость земельных участков составила:

- с кадастровым номером – 216760 000 рублей;

- с кадастровым номером - 7940 000 рублей;

- с кадастровым номером – 14049 000 рублей;

- с кадастровым номером – 14066 000 рублей;

- с кадастровым номером - 15165 000 рублей;

- с кадастровым номером – 42722 000 рублей;

- с кадастровым номером - 22 224 000 рублей,

(том 3 л.д. 9-110).

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 указанного процессуального закона).

Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы № 55/07/17Э от 22 сентября 2017 года Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет» подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Из экспертного заключения следует, что экспертом произведено обследование объектов оценки, с составлением фотоматериалов, отражающих состояние объектов оценки. Экспертом установлено месторасположение земельных участков на карте края, карте города Ставрополя. Установлено, что объектами оценки являются земельные участки расположенные внутри населенного пункта – города Ставрополя, доступ к участкам осуществляется с 1-го Параллельного проезда и улицы Доваторцев. Земельные участки с кадастровыми номерами находятся на второй линии, остальные земельные участки расположены на красной линии. Вокруг объектов оценки расположены объекты жилого и коммерческого назначения, подъезды к земельным участкам круглогодичные, асфальтированные, на участках имеются инженерные коммуникации.

Экспертом в заключении дан анализ рынка объектов исследования, социально-экономической ситуации в Ставропольском крае в 2014 году, анализ фактических данных цен предложений земельных участков коммерческого назначения в городе Ставрополе за период с 1 января по 31 декабря 2014 года, произведен анализ основных ценообразующих факторов.

Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанных земельных участков в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж, для чего был произведен выбор объектов-аналогов, их описание. При сборе аналогов сопоставимых с оцениваемыми объектами по ценообразующим параметрам выявлено 4 объявления о продаже земель коммерческого назначения. В качестве объектов-аналогов для оценки выбраны 4 объекта-аналога, расположенные в юго-западном районе города Ставрополя : по ул. Доваторцев (3 объекта) и ул. 50 лет ВЛКСМ (1 объект), из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для коммерческой застройки, на которых имеется возможность подключения всех необходимых коммуникаций. Все земельные участки находятся в аренде, имеют хорошую транспортную доступность, возможность подключения к коммуникациям. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанных в нем величин рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, с учетом их местоположения, целевого использования - под территорией рынка и для использования под торговым комплексом.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется. Выводы, содержащиеся в отчете № 01012 от 17 октября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, находящихся в собственности административного истца, опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.

Содержание заключения эксперта свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков не является произвольным; при оценке объектов недвижимости эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объектах оценки; описание технических характеристик объектов оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Ставропольскому краю, произведенные на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, объективно отражают рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2015 года; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец представил надлежащие доказательства в обоснование своих требований.

Судом предоставлялась возможность ответчикам и заинтересованным лицам предоставить возражения, доказательства в обоснование обстоятельств, на которых основаны их возражения. Вместе с тем, ответчиками, заинтересованными лицами, не заявлялось суду соответствующих ходатайств, не предоставлялось относимых и допустимых доказательств в обоснование своих возражений.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с расхождением рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке и заключении судебной экспертизы, при определении размера рыночной стоимости земельного участка суд считает необходимым исходить из выводов судебной экспертизы, принимая ее в качестве доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Оснований сомневаться в правильности и обоснованности суждений и выводов эксперта у суда не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты.

При таких обстоятельствах административные исковые требования ООО «Торговый комплекс «Южный», заявленные к Министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению на основании выводов заключения судебной оценочной экспертизы.

Вместе с тем, по мнению суда, в удовлетворении исковых требований, заявленных административным ответчиком Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю надлежит отказать, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» с 1 января 2017 года действует Приказ Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета, к которым заявленные административным истцом требования не относятся.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами :

Доводы возражений представителя заинтересованного лица – администрации города Ставрополя об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков, находящихся в собственности административного истца, со ссылкой на то, что уменьшение кадастровой стоимости недвижимости затрагивает права и интересы муниципального образования, может привести к финансовым потерям муниципального бюджета, пополняемого за счет налоговых платежей, размер которых исчисляется из установленной кадастровой стоимости, по мнению суда, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.

В краевой суд одновременно с экспертным заключением поступило ходатайство Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет» о взыскании расходов по оплате проведенной по делу экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за проведение экспертизы возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.

Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лежит на административном ситце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс «Южный» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 73 904 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>, в размере его рыночной стоимости - 216760000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2246 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес> в размере его рыночной стоимости – 7940000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2922 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>, в размере го рыночной стоимости - 14049000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 3979 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере го рыночной стоимости – 14066000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 4290 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорией рынка, расположенного по адресу : <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 15165000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 16 331 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - использование под территорию рынка, расположенного по адресу : <адрес> в размере его рыночной стоимости - 42722000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 834 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под торговым комплексом, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 22224000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения ООО «Торговый комплекс «Южный» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра – 2 декабря 2016 года.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.

В удовлетворении исковых требований, заявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю – отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Торговый комплекс «Южный» в пользу Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» Юридический институт стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей путем перечисления на банковские реквизиты :

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Судья Задорнева Н.П.