Дело № 3А-686/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,
при секретаре Шляхта О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«29» сентября 2016 года
дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-ВК» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сибирь-ВК» обратилось с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что оно является собственником земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес><адрес>;
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> содержащаяся в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2016 года, определена по состоянию на 01 августа 2014 года и составляет <данные изъяты> руб.
Архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2016 года, определена по состоянию на 01 августа 2014 года и составляет <данные изъяты> руб.
Между тем рыночная стоимость земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости.
Согласно отчету оценщика № от 18 марта 2016г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 года составляет <данные изъяты> руб.
Согласно отчету оценщика № от 12 апреля 2016г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 года составляет <данные изъяты> руб.
В настоящее время в связи с уточнением в декабре 2015 года в государственном кадастре недвижимости площадей земельных участков кадастровая стоимость земельных участков изменилась, изменения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости внесены после 01 января 2016 года.
Однако поскольку указанная архивная кадастровая стоимость земельных участков является базой для исчисления земельного налога за 2016 год, ООО «Сибирь-ВК» имеет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с этим, ссылаясь на нормы ст.66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного земельных участков: с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, составляющей <данные изъяты> руб.
Представитель административного истца Кудрявцева Я.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и заинтересованное лицо Администрация г.Новокузнецка своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не оспаривает право истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Администрация г.Новокузнецка в письменной отзыве указала, что просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области возражений по административному иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
В силу положений частей 1 и 5 ст.17.1 указанного Федерального закона экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. При этом в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как следует из материалов дела, ООО «Сибирь-ВК» является собственником земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 01 февраля 2016 года (том 2 л.д.40 оборот), договором купли-продажи недвижимого имущества от 29 декабря 2007 года (том 1 л.д.31-40);
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 29 января 2016 года (том 1 л.д.190 оборот), договором купли-продажи недвижимого имущества от 29 декабря 2007 года (том 1 л.д.31-40).
Из кадастрового паспорта от 11 февраля 2016 года на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> видно, что данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01 декабря 2006 года (том 1 л.д.26-28).
Из кадастрового паспорта от 10 февраля 2016 года на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> видно, что данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 06 апреля 2005 года (том 1 л.д.18-25).
Согласно кадастровой справке от 15 января 2016 года архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года, утвержденная по состоянию на 01 августа 2014 года решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года №, составляет <данные изъяты> руб. (том 1 л.д.30). В связи с тем, что в последующем площадь земельного участка была уточнена и актуальная кадастровая стоимость земельного участка была определена актом определения кадастровой стоимости от 11 февраля 2016 года в соответствии с п. 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №, архивная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 года до 11 февраля 2016 года.
Согласно кадастровой справке от 14 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года, утвержденная по состоянию на 01 августа 2014 года решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года №, составляет <данные изъяты> руб. (том 1 л.д.29). В связи с тем, что в последующем площадь земельного участка была уточнена и актуальная кадастровая стоимость земельного участка была определена актом определения кадастровой стоимости от 10 февраля 2016 года в соответствии с п. 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №, архивная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 года до 10 февраля 2016 года.
Поскольку результаты определения архивной кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения архивной кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.
27 апреля 2016 года ООО «Сибирь-ВК» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (том 1 л.д.107).
18 мая 2016 года ООО «Сибирь-ВК» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (том 1 л.д.108).
Заявления Общества отклонены, о чем предоставлены протокол заседания Комиссии и решение Комиссии от 08 июня 2016 года (том 1 л.д.75-106, 109-150).
Из представленного административным истцом отчета № от 18 марта 2016г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Независимый консалтинговый центр» ФИО5., следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по состоянию на 01 августа 2014 года составляет <данные изъяты> руб. (том 2 л.д.1-49).
Из представленного административным истцом отчета № от 12 апреля 2016г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Независимый консалтинговый центр» ФИО6., следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по состоянию на 01 августа 2014 года составляет <данные изъяты> руб. (том 1 л.д.151-203).
Проверяя относимость и допустимость отчетов оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 августа 2014 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, архивная кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года №, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 1 августа 2014 года.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу, в том числе Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчетах рыночной стоимости спорных земельных участков.
При этом в отношении данных отчетов представлены положительные экспертные заключения № № от 28 июля 2016г., № от 04 мая 2016г., подготовленные экспертом Экспертного совета Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Профессиональных оценщиков и экспертов», членом которой является оценщик ФИО7 составившая отчеты, согласно которым отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков № от 18 марта 2016г., № от 12 апреля 2016г. соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, а проведенная экспертиза отчетов подтверждает итоговую рыночную стоимость объектов оценки, определенную оценщиком в отчетах (том 1 л.д.204-243, том 2 л.д.50-89).
Отчеты оценщика о рыночной стоимости земельных участков, как и положительные экспертные заключения, содержат подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, отказ от применения затратного и доходного подхода обоснован. Для оценки спорных земельных участков оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объектам оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки. Экспертом проведен анализ соответствия используемых оценщиком для расчета стоимости данных на соответствие состоянию рынка, проверена правильность применения оценщиком методов и подходов оценки и дано заключение о том, что расчет стоимости объектов оценки, проведенный оценщиком, соответствует выбранным и обоснованным оценщиком подходам и методам. Отчеты оценщика и экспертные заключения содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельных участков, а у суда не имеется оснований не доверять отчетам оценщика, определившего рыночную стоимость спорных земельных участков, и положительным экспертным заключениям, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельных участков.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчеты оценщика об определении рыночной стоимости спорных земельных участков являются надлежащими доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости земельных участка на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования ООО «Сибирь-ВК» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-ВК» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под промышленные предприятия, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года на период с 01 января 2016 года и до 11 февраля 2016 года.
Дата обращения ООО «Сибирь-ВК» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - 27 апреля 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под промышленные предприятия, в размере <данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года на период с 01 января 2016 года и до 10 февраля 2016 года.
Дата обращения ООО «Сибирь-ВК» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - 18 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04 октября 2016 года.
Председательствующий: Зиновьева К.В.