Дело № 3а-686/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 01 сентября 2021 года
Нижегородский областной суд в составе: председательствующего судьи Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Дубик М.С.,
с участием прокурора Четайкина А.В., представителя административного истца Территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) ФИО1, административного ответчика ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) об отмене регистрации ФИО16 в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер],
У С Т А Н О В И Л :
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 июня 2021 года №1832-VI «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) (далее ТИК) от [дата] года №[номер]ФИО8 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области.
Территориальная избирательная комиссия [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) от [дата] года №[номер] о регистрации ФИО15 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер].
В ходе судебного разбирательства административный истец изменил административные исковые требования, просит отменить регистрацию ФИО7 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер].
В обосновании административного искового заявления административный истец указал, что [дата] года ФИО2 обратился в Территориальную избирательную комиссию [адрес] с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты с приложением документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер].
В сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата ФИО2 в графе «ценные бумаги» не указаны сведения о каких-либо имеющихся в наличии акций и иных ценных бумаг, при этом, в графе доходы за [дата] год указан доход от ФИО9 в сумме <данные изъяты> рублей.
[дата] года ФИО2 представил в территориальную избирательную комиссию [адрес] документы на регистрацию, в том числе Уведомление об отсутствии счетом (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также в отсутствии во владении и использовании иностранных финансовых инструментов.
В ходе проверки сведений, предоставленных кандидатом в депутаты ФИО2, [дата] года было выявлено наличие у кандидата в депутаты ФИО2 иностранных финансовых инструментов, а именно акций иностранных компаний: <данные изъяты>
[дата] года кандидат в депутаты ФИО2 предоставил в ТИК объяснительную записку, в которой ФИО2 подтверждает тот факт, что на дату подачи документов в ТИК у него имелись ценные бумаги иностранных компаний. ФИО2 указал, что на данный момент на счетах какие-либо ценные бумаги, в том числе вышеуказанных компаний отсутствуют, при этом проинформировал, что на счетах имеются денежные средства в общей сумме <данные изъяты> долларов США.
[дата] года ФИО2 представил в ТИК дополнительную объяснительную записку, в которой указал, что в настоящее время он не владеет какими-либо ценными бумагами, в том числе иностранных компаний, однако на данном счету имеются денежные средства в размере <данные изъяты> долларов США, приложив Справку об активах, стоимость которых определена в соответствии с Порядком расчета стоимости чистых активов на клиентском счету №[номер] от [дата] года.
По мнению административного истца, в связи с выявленными фактами имеются основания об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер]ФИО17, выдвинутого <данные изъяты>
В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) ФИО1 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что не знал о наличии в его пользовании иностранных финансовых инструментов (акций иностранных компаний), не оспаривал тот факт, что на дату подачи документов для регистрации у него имелись на счетах ценные бумаги (акции) иностранных компаний.
В судебное заседание представители Избирательной комиссии Нижегородской области, <данные изъяты> не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Четайкина А.В., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне. Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года №1742-О).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом №67-ФЗ, который предусматривает возможность отмены регистрации кандидата, установив самостоятельные основания для этого в пункте 7 статьи 76.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпунктам «а», «а.1», «а.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации; при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, будет установлен факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 указанного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (пункт 1); кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (п.1.6).
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу предписаний пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», согласно части 2 статьи 1 которого под иностранными финансовыми инструментами понимаются: ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов; договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица; учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица; кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями; цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 июня 2021 года №1832-VI «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от [дата] года №[номер] «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва» на Территориальную избирательную комиссию [адрес] возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва.
[дата] года в Территориальную избирательную комиссию [адрес] ФИО2 представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер]<данные изъяты>. В соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ в ТИК был представлен документ, подписанный ФИО2 [дата] года, содержащий сведения о размере и об источниках доходов его как кандидата, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. В сведениях о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности ФИО2 (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, в графе «Иное имущество»: «Ценные бумаги» (акции, иные ценные бумаги), «Иное участие в коммерческих организациях» - «наименование организации, ИНН, адрес, количество акций, номинальная стоимость одной акции (руб.), вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, количество ценных бумаг, доля участия» информация не отражена, в данных графах стоит «нет». В графе «Денежные средства и драгоценные металлы, находящееся на счетах (во вкладах) в банках» наименование номеров брокерских счетов, не указано.
Для регистрации в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области кандидат представляет в ТИК документы и сведения, определенные в статье 33 Федерального закона №67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в числе прочего должно быть представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
[дата] года документы для регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области были представлены в Территориальную избирательную комиссию [адрес]
В силу вышеприведенных законоположений кандидат в депутаты ФИО2 обязан по состоянию на [дата] года прекратить пользование иностранными финансовыми инструментами, о чем представить письменное уведомление. В числе представленных ФИО2 в ТИК документов имеется уведомление от [дата] года, подписанное ФИО2, о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит денежные средства и ценности в иностранных банках, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Решением Территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) (далее ТИК) от [дата] года №[номер] ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области.
После получения необходимых для регистрации документов, в том числе уведомления о соблюдении ФИО2 требований пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, представленные кандидатом сведения, были занесены в Государственною автоматизированную систему «Выборы» для проведения проверки их достоверности.
[дата] года в Территориальную избирательную комиссию [адрес] поступили результаты проверки сведений, представленных кандидатом в депутаты ФИО2
В ходе проверки сведений, предоставленных кандидатом в депутаты ФИО2, было выявлено наличие в пользовании кандидата в депутаты ФИО2 иностранных финансовых инструментов, а именно ценных бумаг (акций) иностранных компаний: <данные изъяты>, хранящихся на специальном брокерском счете.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов (часть 8 статьи 14 Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам и (или) таким договорам, которые совершены (заключены) брокером на основании договоров с клиентами, должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом (открываемых) брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет). Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера. Брокер не вправе зачислять собственные денежные средства на специальный брокерский счет (счета), за исключением случаев их возврата клиенту и/или предоставления займа клиенту в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьей 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» финансовый инструмент - это ценная бумага или производный финансовый инструмент.
Производный финансовый инструмент - договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества), предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей, в том числе: обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом; обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом (подпункт 23 пункта 1 статьей 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ).
[дата] года кандидат в депутаты ФИО2 предоставил в ТИК объяснительную записку, в которой ФИО2 подтверждает тот факт, что на дату подачи документов в ТИК у него имелись ценные бумаги вышеназванных иностранных компаний. ФИО2 указал, что на данный момент на брокерских счетах какие-либо ценные бумаги, в том числе вышеуказанных компаний отсутствуют, при этом проинформировал, что на счетах имеются денежные средства в общей сумме <данные изъяты> долларов США.
[дата] года ФИО2 представил в ТИК дополнительную объяснительную записку, в которой указал, что в настоящее время он не владеет какими-либо ценными бумагами, в том числе иностранных компаний, однако на счетах имеются денежные средства в размере <данные изъяты> долларов США, приложив Справку об активах, стоимость которых определена в соответствии с Порядком расчета стоимости чистых активов на клиентском счету №[номер] от [дата] года.
При этом, ФИО2 указал, что допустил нарушения статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «а.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата может быть отменена на основании подпункта «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ, в случае, если будет установлен факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу, что обязанность кандидата к моменту представления в Территориальную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата.
Как следует из Уведомления от [дата] года, ФИО13, [дата] года рождения, уведомляет ТИК, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Вместе с тем, как видно из Отчета о проверке сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям) от [дата] года, кандидат в депутаты ФИО2 имеет ценные бумаги (акции) <данные изъяты> – [номер] штук, <данные изъяты> – [номер] штук, <данные изъяты> – [номер] штук, <данные изъяты> – [номер] штук, <данные изъяты> – [номер] штуки, которые относятся к иностранным финансовым инструментам.
Поскольку к моменту представления ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата на его имя был открыт инвестиционный (брокерский) счет в Российской инвестиционной компании ФИО14 на котором хранились иностранные ценные бумаги (акции иностранных компаний), обязанность по их отчуждению выполнена не была, что свидетельствует о нарушении кандидатом в депутаты ФИО2 требования положений пункта 3.3. статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления и отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2
Суд считает, что в рамках настоящего дела достоверно установлен факт сокрытия ФИО2 сведений о наличии иностранных финансовых инструментов (акций иностранных компаний), отчуждение которых в силу закона является обязательным и необходимым условием представления документов, необходимых для регистрации кандидата.
Суд отмечает, что именно кандидат обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться, четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению и заполнению документов, необходимых для его регистрации, и несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
Анализ приведенных выше норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, а также предусматривающих основания для отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на вхождение в состав представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества.
При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
При таком положении, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены регистрации ФИО11 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер]
Принимая во внимание изложенное, суд считает возможным удовлетворить административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии [адрес] и отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер]ФИО12
Руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии [адрес] (исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №[номер] по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва) удовлетворить.
Отменить регистрацию ФИО10 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №[номер].
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2021 года
Судья областного суда В.Н. Нуждин