ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-687/2022 от 26.07.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-687/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

М.<данные изъяты>

М. областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,

при ведении протокола секретарем Григорьевой М.С.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕГ Логистика» об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

установил:

постановлением П. М.<данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> утверждена документация по планировки территории для строительства автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>». Документация по планировки территории состоит из проекта планировки территории и проекта межевания территории. Постановление опубликовано на официальном Интернет портале П. М.<данные изъяты><данные изъяты>.

ООО «ЕГ Логистика» будучи собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу М.<данные изъяты> обратилось в М. областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим постановление П. М.<данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> в части утверждения красных линий земельных участков и включения указанных участков в зону планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>».

По мнению административного истца, постановление в оспариваемой его части нарушает права и интересы истца как собственника объекта.

Также указывает, что в нарушение требований градостроительного законодательства, отсутствуют сведения о согласовании документации по планировки территории с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры М.<данные изъяты>.

В нарушение положений статей 41,42,42 ГрК РФ, постановление не содержит сведения об изъятии земельных участков для государственных нужд, что создает правовую неопределенность правового режима земельных участков.

В нарушение ч.12.4 ст. 45 ГрК РФ, отсутствует процедура согласования с органами государственной власти уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Обращает также внимание на то, что в материалах документации отсутствует обоснование конкретного варианта размещения линейного объекта, что не позволяет сделать вывод о необходимости определения варианта размещения линейного объекта, а также обоснованности такого решения.

В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования, пояснили, что на земельных участках располагаются здания принадлежащие обществу. Отсутствие сведений об изъятия участков создает неопределенность для собственника и затрудняет их использование, ведение хозяйственной деятельности.

Представитель П. М.<данные изъяты> поддержала представленные возражения, в которых указала, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, компетенции и форме нормативного правового акта субъекта. Документ опубликован в установленном порядке. Также указала, что акт об утверждении документации по планировки линейного объекта содержит проект планировки территории и проект межевания только в отношении лесных участков вошедших в проект. Проект межевания в отношении остальных участков, вошедших в границы проекта планировки, не принимался и не утверждался. Подготовка документации по планировки территории в составе проекта планировки предусмотрена государственной программой М.<данные изъяты> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» срок реализации, которой установлен до 2026года.

Представители комитета по архитектуре и градостроительству М.<данные изъяты> и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры М.<данные изъяты> возражали относительно требований, представили отзывы.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора полагавшего, что оснований для удовлетворения требований не имеется, приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела собственником земельных участков категория земли населенных пунктов, для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные по адресу М.<данные изъяты>. На указанных объектах расположены здания и сооружения производственного назначения, принадлежащие на праве собственности заявителю. Административный истец осуществляет хозяйственную деятельность.

Сторонами не оспорено, и следует чертежа границ зон планируемого размещения линейного объекта в составе проекта планировки территории участки административного истца частично расположены в зоне планируемого размещения. Согласно чертей красных линей в составе проекта планировки территории, участки частично включены в границы красных линий.

Таким образом, административный истец является субъектом оспариваемого нормативного правового акта, его права и интересы в связи с изъятием объектов для государственных или муниципальных нужд и прямо затронуты, поэтому может реализовать свое право на обращение с данными требования.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=357291&dst=2436&field=134&date=08.07.2022"статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (пункт 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги относятся к линейным объектам.

Согласно частям 1, 3, 11 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Согласно части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона М.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 230/2005-ОЗ «О П. М.<данные изъяты>» П. М.<данные изъяты> является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти М.<данные изъяты>, наделенным общей компетенцией.

П. М.<данные изъяты> утверждает документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, определяет ее состав и содержание (пункт 3 статьи 11 Закона М.<данные изъяты> «О П. М.<данные изъяты>). Такие решения принимаются в форме постановлений (часть 1 статьи 33).

Порядок принятия постановлений и распоряжений П. М.<данные изъяты> устанавливается ФИО1<данные изъяты>.

Постановления П. М.<данные изъяты> подлежат официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и (или) в "Информационном вестнике П. М.<данные изъяты>", а также размещению (опубликованию) на сайте П. М.<данные изъяты> в Интернет-портале П. М.<данные изъяты> (www.mosreg.ru).

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление, принятое П. М.<данные изъяты><данные изъяты>, размещено на официальном интернет-портале П. М.<данные изъяты> (http://www.mosreg.ru) <данные изъяты>, опубликовано <данные изъяты> в печатном издании "Информационный вестник П. М.<данные изъяты>" N 13 и <данные изъяты> в "Ежедневные Новости. Подмосковье" <данные изъяты>.

Таким образом, оспариваемое постановление принято с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого правового акта, суд исходит из того, что планировка территории осуществляется в рамках градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О Генеральном плане развития М.<данные изъяты>» уполномоченный П. М.<данные изъяты> центральный исполнительный орган государственной власти М.<данные изъяты> принимает решение о подготовке и обеспечивает подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения объектов, планируемых на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в М.<данные изъяты> и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования М.<данные изъяты>.

Как следует из пункта 13 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству М.<данные изъяты>, утвержденного постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, Комитет обеспечивает подготовку документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения, принятие решений о подготовке документации по планировке территории на основании схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования М.<данные изъяты>.

Во исполнение указанных выше норм распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>РВ-38 принято решение о подготовке проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» в городском округе <данные изъяты>М.<данные изъяты>.

В распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>РВ-38, внесены изменения в соответствии с которыми осуществляется подготовка документации по планировке территории для строительства автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» в городском округе <данные изъяты>М.<данные изъяты>: проекта планировки территории и проекта межевании территории (применительно к землям лесного фонда) (в редакции от <данные изъяты> распоряжением <данные изъяты>РВ-79).

В соответствии с частью 8 статьи 17.1 Закона М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О Генеральном плане развития М.<данные изъяты>» документация по планировке территории, подготовленная в целях размещения объекта регионального значения до ее утверждения подлежит согласованию с заинтересованными центральными исполнительными органами государственной власти М.<данные изъяты> и рассмотрению на заседании Градостроительного совета М.<данные изъяты>.

Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанным органом государственной власти является предусмотренным данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов регионального значения (часть 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 23 пункта 14 постановления П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры М.<данные изъяты> и о признании утратившими силу некоторых постановлений П. М.<данные изъяты>» вопросы изъятия и резервирования земель для государственных нужд М.<данные изъяты> относятся к полномочиям Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры М.<данные изъяты>.

Как установлено судом при рассмотрении административного дела довод административно истца об отсутствии согласования с уполномоченными органами оспариваемого проекта планировки территории не нашел своего подтверждения, поскольку оспариваемая документация по планировке территории согласована с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Исх-16388, а также с органами местного самоуправления - с администрацией городского округа <данные изъяты>М.<данные изъяты> от <данные изъяты> № ОВХ-7924/2019, с администраций <данные изъяты> городского округа М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.2.

Градостроительный совет М.<данные изъяты> является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным для решения вопросов в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений (пункт 1 постановления П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О Градостроительном совете М.<данные изъяты>»).

Так, на заседании Градостроительного совета М.<данные изъяты> от <данные изъяты> принято решение согласовать документацию по планировке территории для строительства автомобильной дороги Западный обход <данные изъяты>» в городском округе <данные изъяты>М.<данные изъяты> (протокол <данные изъяты>).

Порядок отнесения полномочий на принятие решения об утверждение документации по планировке территории установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частью 3 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение, в том числе объектов регионального значения, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 статьи 1,HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=357291&dst=100091&field=134&date=08.07.2022" части 1 статьи 9,HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=357291&dst=101674&field=134&date=08.07.2022" статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе к области транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (часть 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Схема территориального планирования транспортного обслуживания М.<данные изъяты> утверждена постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания М.<данные изъяты> является составной частью Генерального плана развития М.<данные изъяты> как системы нормативных правовых актов М.<данные изъяты>, определяющих политику органов государственной власти М.<данные изъяты> в сфере стратегического планирования пространственного развития М.<данные изъяты> и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения.

Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства М.<данные изъяты> и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований М.<данные изъяты>; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень М.<данные изъяты>.

Целью территориального планирования транспортного обслуживания М.<данные изъяты>, равно как и целью развития транспортных инфраструктур М.<данные изъяты>, является создание современной, отвечающей требованиям роста качества жизни населения и роста экономики транспортной системы М.<данные изъяты>, обеспечивающей перспективные объемы внутренних и внешних (транзитных) пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта.

Схемой определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания М.<данные изъяты>, утвержденной постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> (ред. от <данные изъяты><данные изъяты>), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (частично) и земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> (полностью) расположены в зоне планируемого размещения транспортной развязки регионального значения на пересечении автомобильных дорог «Западный обход <данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> (частично), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (полностью) расположены в зоне планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты> и все названные земельные участки частично входят в зону планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>».

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На территории М.<данные изъяты> принята государственная программа М.<данные изъяты> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2017-2026 годы, утвержденной постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>РВ-38 (с изменениями от <данные изъяты><данные изъяты>РВ-79) «О подготовке документации по планировке территории для строительства автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» в городском округе <данные изъяты>М.<данные изъяты>» в раках реализации которой подготовлена документация по планировке территории в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории (применительно к землям лесного фонда).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

ФИО2 <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> утверждена документация по планировке территории для строительства автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» в городском округе <данные изъяты>М.<данные изъяты>», которой определены границы зоны планируемого размещения автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» в городском округе <данные изъяты> и <данные изъяты> городском округе М.<данные изъяты> и установлены границы красных линий.

Границы зоны планируемого размещения линейного объекта определены с учетом размещения всех элементов линейного объекта, требований обеспечения безопасности движения, размещения инженерных коммуникаций, территорий для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию и обслуживанию линейного объекта.

В соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, основная часть проекта планировки должна содержать, в том числе перечень координат характерных точек границ зон планируемого размещения линейных объектов; перечень координат характерных точек границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения. Утверждаемая часть оспариваемого проекта планировки территории содержит в своем составе указанные перечни координат.

В соответствии с оспариваемым проектом планировки территории земельные участки административных истцов частично расположены в границах красных линий и имеют пересечения с границами зоны планируемого размещения линейного объекта.

Сведения о земельных участках, расположенных в границе зоны планируемого размещения линейного объекта, содержится в материалах по обоснованию документации по планировке территории, в том числе поименованы земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> (таблица 2.2.1 раздела 2.2 материалов по обоснованию проекта планировки территории).

Вопреки доводу административного истца материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование определения границ зон планируемого размещения линейного объектов в соответствии с частью 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом проект планировки территории не определяет конкретную конфигурацию автомобильной дороги, а устанавливает лишь зону, в пределах которой возможно разместить в будущем данный объект в соответствии с проектной документацией (статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Точное положение основной проезжей части и конструктивных элементов автомобильной дороги определяется на стадии разработки проектной документации.

При разработке оспариваемого нормативного правового акта также учтены требования лесного законодательства. Так, в соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, в том числе для использования дорог

Во исполнение требований части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемая документация по планировке территории содержит проект планировки территории и проект межевания территории (применительно к землям лесного фонда) и согласована с Федеральным агентством лесного хозяйства от <данные изъяты> № ЕК-03-27/22631, с Комитетом лесного хозяйства М.<данные изъяты> от <данные изъяты> № Исх-25138/29-08.

Основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем межевание в отношении территории, в которую входят земельные участки административного истца, не осуществлено, поскольку проект межевания территории разработан исключительно в отношении земель лесного фонда для согласования документации по планировки территории с уполномоченным органом в соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствует упоминание в перечне земельных участков которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных нужд.

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> частично расположены в границах красных линий.

Как следует из описательной части проекта планировки территории ширина планируемой автомобильной дороги регионального значения «Западный обход <данные изъяты>» в красных линиях принята в соответствии с требованиями «Нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717, для автомобильных дорог I технической категории при высоте насыпей от 1,0 до 2,0 метров в условиях равнинной местности и организации двусторонних кюветов и принята не постоянной и изменяется в пределах от 40,0 до 65,0 м.

Устанавливаемые красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при строительстве новых и реконструкции существующих объектов, а также при формировании границ земельных участков.

В свою очередь, утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на существующие земельные участки и другие объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Определения от 06.11.2003 № 387-О, от 15.07.2010 № 931-О-О и от 25.02.2016 № 242-О).

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49,HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=357290&dst=1279&field=134&date=08.07.2022" глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В оспариваемом акте, установление красных линий обусловлено публичноправовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий исходя из задач, установленных Схемой территориального планирования транспортного обслуживания М.<данные изъяты>; утверждение красных линий в оспариваемом постановлении осуществлено в пределах предоставленных П. М.<данные изъяты> полномочий.

Проанализировав положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49,HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=406132&dst=2249&field=134&date=08.07.2022" пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства, реконструкции объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. При этом необходимо учитывать, что сама по себе документация по планировке территории не является решением уполномоченного органа об изъятии земельных участков.

В свою очередь, проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Изложенное приводит суд к выводу, о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административных истцов не нарушает, поэтому правовые основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177,178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ЕГ Логистика» о признании недействующим постановление П. М.<данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> «Об утверждении документации по планировки территории для строительства автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» в части утверждения красных линий земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и включения указанных участков в зону планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Западный обход <данные изъяты>» – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято <данные изъяты>.

Судья М.Ю. Елизарова