Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 июля 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,
с участием: представителя административного истца Гудаевой С.В. – Аббас Н.А., представителя администрации Ангарского городского округа Алфёрова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-68/2018 по административному исковому заявлению Гудаевой Светланы Вениаминовны к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Гудаева С.В. является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят) общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности;
- с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности;
- с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности;
- с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности;
- с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности.
Считая кадастровую стоимость завышенной, Гудаева С.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, представив в обоснование своих доводов отчет об определении рыночной стоимости, подготовленный оценщиком ООО «Новосибирская оценочная компания» № (номер изъят)(дата изъята) года.
В судебном заседании представитель административного истца Гудаевой С.В. – Аббас Н.А. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель администрации Ангарского городского округа Алфёров Д.С. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, представив суду письменные отзывы на требования истца, не содержащих возражений относительно заявленных требований.
Суд с учетом мнения представителя административного истца и положений статей 150, 152, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, Иркутский областной суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 25 настоящего Кодекса.
Как установлено частью 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года).
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами (номер изъят) отнесены к (данные изъяты) группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», их кадастровая стоимость рассчитана по Приложению № 2 к названному постановлению Правительства Иркутской области, где удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере (данные изъяты) рублей за квадратный метр. Кадастровая стоимость земельных участков составила, соответственно, 27 974 700 рублей, 2 486 640 рублей, 2 486 640 рублей, 2 487 883, 32 рублей, 18 214 638 рублей.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков является завышенной и не соответствует их рыночной стоимости, нарушает его права как налогоплательщика, обратился в суд с указанным выше заявлением.
В подтверждение доводов о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят) их рыночной стоимости заявителем был представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от (дата изъята)(номер изъят) подготовленный оценщиком ООО «Новосибирская оценочная компания». Согласно указанному отчету стоимость оцениваемых земельных участков составила соответственно 4 410 000 рублей, 482 000 рублей, 482 000 рублей, 482 241 рубль, 2 973 950 рублей.
Ранее административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Иркутской области (далее - комиссия), которая своим решением от (дата изъята) № (номер изъят) отклонила заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву несоответствия отчета требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки к содержанию отчета, к описанию информации, используемой при проведении оценки.
Согласившись с недостатками отчета, изложенными в решении комиссии, представитель административного истца Аббас Н.С. заявила ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы.
В связи с тем, что представленный отчет не может служить достоверным подтверждением рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, судом удовлетворено ходатайство стороны административного истца и по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Иркутской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от (дата изъята)(номер изъят), рыночная стоимость земельных участков составила:
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят) общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности 4 297 500 (четыре миллиона двести девяносто семь тысяч пятьсот) рублей по состоянию на (дата изъята);
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности 470 000 рублей (четыреста семьдесят тысяч) рублей по состоянию на (дата изъята);
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности 470 000 рублей (четыреста семьдесят тысяч) рублей по состоянию на (дата изъята);
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности 470 235 рублей (четыреста семьдесят тысяч двести тридцать пять) рублей по состоянию на (дата изъята);
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности 2 915 350 (два миллиона девятьсот пятнадцать тысяч триста пятьдесят) рублей по состоянию на (дата изъята).
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, достаточный стаж экспертной работы.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела.
При определении итоговой величины стоимости земельного участка использовался метод сравнения продаж. Экспертом было проведено исследование рынка земельных участков (адрес изъят), и проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемыми земельными участками. Данные земельных участков, аналогичных оцениваемому как по площади, так и по месту расположения, приведены экспертом в таблице.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, Судебная коллегия считает необходимым указать дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в Иркутский областной суд – 22 декабря 2017 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
решил:
административные исковые требования Гудаевой Светланы Вениаминовны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят) общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности в размере рыночной стоимости 4 297 500 (четыре миллиона двести девяносто семь тысяч пятьсот) рублей по состоянию на (дата изъята).
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят) общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности в размере рыночной стоимости 470 000 рублей (четыреста семьдесят тысяч) рублей по состоянию на (дата изъята).
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности в размере рыночной стоимости 470 000 рублей (четыреста семьдесят тысяч) рублей по состоянию на (дата изъята).
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности в размере рыночной стоимости в размере 470 235 рублей (четыреста семьдесят тысяч двести тридцать пять) рублей по состоянию на (дата изъята).
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), расположенного по адресу: (адрес изъят), общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты дорожного сервиса, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, объекты предпринимательской деятельности в размере рыночной стоимости 2 915 350 (два миллиона девятьсот пятнадцать тысяч триста пятьдесят) рублей по состоянию на (дата изъята).
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной рыночной считать 22 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г. Петухова