ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/19 от 02.10.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-68/2019

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «02» октября 2019 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре СоловьевойЕ.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Аварийный комиссар» к администрации муниципального образования «Город Киров», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

ООО «Аварийный комиссар» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Киров», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В обоснование иска указав, что является собственником земельного участка площадью 7724 кв.м с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – размещение автодрома под учебное вождение всех видов транспортных средств, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. определена в размере 18392534 руб. 59 коп. Результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением администрации муниципального образования «Город Киров» от 06.06.2013 г. № 2210-П.Между тем, согласно отчету оценщика ООО «Центр независимой экспертизы и оценки» от 15.08.2019 г. рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляла 2727000 руб. 00 коп. На основании изложенного, указывая на то, что результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности общества как налогоплательщика, а также на то, что до настоящего времени в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 2727000 руб. 00 коп.по состоянию на 01.01.2012 г.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Аварийный комиссар» – Юдина Е.П. доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Киров» - Торхова А.А. административное исковое заявление не признала, возражала против восстановления срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, указывая на то, что ООО «Аварийный комиссар» имело достаточно времени для оспаривания кадастровой стоимости.

В представленном суду отзыве на административное исковое заявление представитель администрации муниципального образования «Город Киров» – Горохова Т.Г., ссылаясь на некорректный выбор объектов-аналогов и необоснованность выводов оценщика, указала на несогласие с отчетом о рыночной стоимости земельного участка, представленного административным истцом.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном суду отзыве на административное исковое заявление представитель учреждения – КощееваН.В. возражений относительно удовлетворения заявленных административным истцом требований не выразила, но, полагая, что учреждение не является надлежащим ответчиком, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления к учреждению.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном суду отзыве на административное исковое заявление представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области – ЗамятинаЕ.В. не возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Из дела следует, что ООО «Аварийный комиссар» является собственником земельного участка площадью 7724 кв.м с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – размещение автодрома под учебное вождение всех видов транспортных средств, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.08.2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2012 г. определена в размере 18392534 руб. 59 коп.

Часть 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектами налогообложения п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2012 – 2013 гг. на территории Кировской области, в том числе на территории муниципального образования г. Киров, утверждены постановлением администрации муниципального образования «Город Киров» от 06.06.2013 г. № 2210-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов муниципального образования «Город Киров».

Принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость определена в размере 18392534 руб. 59 коп. (строка 7267 порядковый номер 6 Приложения к постановлению администрации муниципального образования «Город Киров» от 06.06.2013 г. № 2210-П).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.08.2013 г.

Согласно абзацу 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Таким образом, рыночная стоимость данного земельного участка должна быть определена по состоянию на 01.01.2012 г. – дату формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что датой подачи заявления считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Датой обращения ООО «Аварийный комиссар» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области является 16.08.2019 г.

26.08.2019 г. ООО «Аварийный комиссар» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Часть 3 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно ч. 1 ст. 24.12 в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, посостоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ранее действовавшая редакция названной нормы предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что установленный законом срок для проведения очередной государственной кадастровой оценки истек, вместе с тем, государственная кадастровая оценка не проведена, срок ее проведения не определен, суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку иное в рассматриваемой ситуации ограничит истца на неопределенный срок в реализации представленного ему законом права оспорить результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему имущества.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету от 15.08.2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , выполненному оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки» Шишкиной В.В., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляла 2727000 руб. 00 коп. Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Оценщиком произведен расчет рыночной стоимости земельного участка с применением сравнительного подхода (метод сравнения продаж), основанного на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. Обоснование выбранного подхода к оценке и причины отказа оценщика от использования затратного и доходного подходов к оценке подробно изложены в отчете. В рамках проведенного исследования оценщик в качестве объектов-аналогов оцениваемого земельного участка выбрал три объекта, сопоставимых с оцениваемым по основным ценообразующим факторам. В результате анализа и сопоставления объекта оценки с его аналогами по указанным элементам сравнения, с применением поправок на количественные и качественные различия оценщиком определена рыночная стоимость земельного участка в размере 2727000 руб. 00 коп.

В соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Обоснованных возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости земельного участка, подтвержденных соответствующими доказательствами, свидетельствующими о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка либо опровергающими выводы оценщика относительно определенной им рыночной стоимости, и указывающих на рыночную стоимость в ином размере, административным ответчиком администрацией муниципального образования «Город Киров», возражающим против удовлетворения требований административного истца, не представлено.

В связи с чем возражения администрации муниципального образования «Город Киров» относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки» в отчете от 15.08.2019 г. , суд не может признать состоятельными.

Оценив отчет оценщика по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2012 г. в размере его рыночной стоимости, равной 2727000 руб. 00 коп.

Согласно чч. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 01.01.2012 г. 2727000 руб. 00 коп., на период с 01.01.2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, доводы представителя филиала Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области относительно того, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, нельзя признать состоятельными.

Руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Аварийный комиссар» срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Аварийный комиссар» к администрации муниципального образования «Город Киров», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 7724 кв.м с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – размещение автодрома под учебное вождение всех видов транспортных средств, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 г. в размере 2727000 руб. 00 коп.на период с 01.01.2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью «Аварийный комиссар» административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 16.08.2019 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.