ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/19 от 11.06.2019 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-68/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2019 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Настепанине В.Н..,

с участием представителя административного истца Редникиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Масаловой Ольги Михайловны к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Масалова О.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником 6 объектов недвижимого имущества:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Указывает на то, что налог на вышеназванные объекты недвижимого имущества рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше рыночной стоимости указанных объектов недвижимого имущества, установленной отчётом об оценке от <...> марта 2019 года № <...>, составленным индивидуальным предпринимателем <...> И.Л.

В связи с этим Масалова О.М. просит суд установить по состоянию на 27 июня 2012 года кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубль, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубль, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля, с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

Административный истец Масалова О.М. в судебное заседание не явилась, о дате и времени была извещена надлежащим образом, её представитель Редникина С.С. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просит суд принять решение об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Верховского района Орловской области и администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Редникиной С.С., показания свидетеля <...> И.Л., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В судебном заседании установлено, что Масалова О.М. является собственником следующих объектов недвижимого имущества:

<...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 13-14);

<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 23-24);

<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 21-22);

<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 19-20);

<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 17-18);

<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 15-16).

Кадастровая стоимость названных объектов согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 2 апреля 2019 г., составляет с кадастровым номером <...><...>, <...><...>, <...><...>, <...><...>, <...><...>, <...><...> (т. 1 л.д. 25-30). Указанная кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25 декабря 2012 года № 497 по состоянию на 27 июня 2012 г.

При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости Масаловой О.М. представлен отчёт № <...>, составленный оценщиком <...> И.Л. <...> марта 2019 г., согласно которому по состоянию на 27 июня 2012 г. рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровым номером <...> составила <...> рублей, с кадастровым номером <...> составила <...> рубль, с кадастровым номером <...> составила <...> рубль, с кадастровым номером <...> составила <...> рублей, с кадастровым номером <...> составила <...> рубля, с кадастровым номером <...> составила <...> рублей (т. 1 л.д. 73-246).

В судебном заседании свидетель - оценщик <...> И.Л. сведения, указанные в отчёте об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подтвердила в полном объеме. Суду пояснила, что составленный ею отчёт является достоверным и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», Федеральным стандартам оценки.

Представленный отчёт об определении рыночной стоимости выполнен оценщиком на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость недвижимого имущества, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.

Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля, полагает, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу, определена по состоянию на 27 июня 2012 года и внесена в государственный кадастр недвижимости – 25 февраля 2013 года, а с административным исковым заявлением Масалова О.М. обратилась в суд только 15 мая 2019 г., то есть с пропуском 5-летнего срока.

Административный истец указывает, что сведения о кадастровой стоимости начали затрагивать её права как налогоплательщика только с 1 января 2018 г., так как собственником спорных объектов она стала 29 августа 2018 г. на основании решения суда.

С учетом изложенного, поскольку на момент обращения Масаловой О.М. в суд с административным исковым заявлением в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, а содержатся сведения о кадастровой стоимости, подлежащие корректировке, суд приходит к выводу о том, что срок обращения подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Масаловой О.М. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Масаловой Ольги Михайловны удовлетворить.

Восстановить Масаловой Ольге Михайловне срок на подачу заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...> наименование объекта недвижимости - <...>, назначение объекта недвижимости – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 27 июня 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, наименование объекта недвижимости - <...>, назначение объекта недвижимости – нежилое, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 27 июня 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, наименование объекта недвижимости - <...>, назначение объекта недвижимости – нежилое, равной его рыночной стоимости в размере <...> рубль по состоянию на 27 июня 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, наименование объекта недвижимости – <...>, назначение объекта недвижимости – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 27 июня 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, наименование объекта недвижимости – зерноуборочный пункт, назначение объекта недвижимости – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля по состоянию на 27 июня 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <...>, наименование объекта недвижимости – <...>, назначение объекта недвижимости – <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей по состоянию на 27 июня 2012 года.

Датой подачи заявления заявлению Масаловой О.М. о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 мая 2019 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 17 июня 2019 года.

Председательствующий Л.В. Майорова