ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
дело №3а-68 /19
14 февраля 2019 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в составе: судьи Верховного Суда РСО-Алания Багаевой С.В.,
при секретаре Гуляровой Ж.С.,
с участием представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 ФИО3, представителя административного ответчика Правительства РСО-Алания - ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Правительству РСО-Алания, Управлению Росреестра по РСО- АланияЮ с привлечением в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания. АМС Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
17 декабря 2018г. в Верховный Суд РСО-Алания поступило административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2, в котором административные истцы просят:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ...категория: земли населенных пунктов), площадью 24 874 кв.м, расположенного по адресу: ...... с правой стороны на 50 км, равной его рыночной стоимости в размере 6 609 000 рублей по состоянию на 01.01.2015г.
В обоснование иска указано следующее.
ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности (1/4 и 3/4 доли соответственно) принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... (категория: земли населенных пунктов), площадью 24 874 кв.м, расположенного по адресу: ... по автодороге Владикавказ-Дигора с правой стороны на 50 км (свидетельства о государственной регистрации права от 01.09.2014г.).
Кадастровая стоимость земельного участка, согласно выписке из ...., определенная на ...., составляет 43 250 413,72 руб.
Однако действительная рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 6 609 000 руб., что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, произведенной ООО «Эксперт-Консалт» от 29.1 1.2018г. № ...
Кадастровая стоимость намного превышает рыночную стоимость земельного участка, что влечет увеличение налога, исчисляемого из его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства РСО-Алания - ФИО4 исковые требования не признала.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания, Управления Росреестра по РСО-Алания, АМС Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, письменный отзыв на исковое заявление не представили.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона №135-Ф3 судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой
проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалами дела установлено следующее.
ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности (1/4 и 3/4 доли соответственно) принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... (категория: земли населенных пунктов), площадью 24 874 кв.м, расположенного по адресу: ..., по автодороге Владикавказ-Дигора с правой стороны на 50 км (запись регистрации права ...
В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании постановления Правительства РСО-Алания от ... по состоянию на ... составляет 43 250 413,72 руб., что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости о кадастровой стоимости от ...
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка, произведенной ООО «Эксперт-Консалт» от ... действительная рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 6 609 000 руб.
Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
В связи с возражениями представителя административного ответчика - Правительства РСО-Алания относительно заявленного требования об оспаривании кадастровой стоимости, из-за наличия существенного расхождения итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определением Верховного Суда
РСО-Алания назначено проведение судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2015г., производство которой поручено эксперту ФИО5
Согласно заключению эксперта ФИО5.. от 06 февраля 2019г. об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2015г. составляет 7 905 000 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, намного завышена. В то же время заключением судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка определена больше, чем в отчете, представленном административным истцом в суд с административным исковым заявлением.
Суд, решая вопрос о размере кадастровой стоимости земельного участка, исходит из оценки, данной в заключении судебной оценочной экспертизы, как наиболее приближенной к той, которая изначально была определена в качестве кадастровой стоимости, с которой согласился и представитель административных истцов.
Согласно пп.1 п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388. 400 НК РФ).
Административные истцы ФИО1 и ФИО2 как собственники земельного участка, плательщики земельного налога, который рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, вправе оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость земельного участка. Требование, с учетом принятого уточнения, заявленное административными истцами, подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость следует установить согласно определенной экспертом действительной рыночной стоимости земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... (категория: земли населенных пунктов), площадью 24 874 кв.м, расположенного по адресу: ..., ... с правой стороны на 50 км, равной его рыночной стоимости в размере 7 905 000 (семь миллионов девятьсот пять тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2015г.
Датой подачи ФИО1 и ФИО2 заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать дату обращения с административным исковым заявлением в Верховный Суд РСО-Алания - 17 декабря 2018г.
Решение является основанием для внесения изменений Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Северная Осетия-Алания в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ... по автодороге Владикавказ-Дигора с правой стороны на 50 км, равной его рыночной стоимости в размере 7 905 000 (семь миллионов девятьсот пять тысяч) рублей по состоянию на ...
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Багаева