ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/20 от 05.06.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-68/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2020 г. г. Курган

Курганский областной суд в составе:

судьи Варлакова В.В.,

при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.

с участием прокурора Половниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Аэропорт Курган» об оспаривании в части постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 10 сентября 2019 г. № 28-4 «О внесении изменений в некоторые постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области»,

установил:

постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Департамент, орган регулирования тарифов) от 12 августа 2010 г. № 25-2 установлены предельные максимальные тарифы и сборы на услуги в аэропорту, оказываемые открытым акционерным обществом (в настоящее время - акционерное общество) «Аэропорт Курган» (далее – АО «Аэропорт Курган», Общество).

В настоящее время постановление Департамента от 12 августа 2010 г. № 25-2 действует в редакции постановления Департамента от 10 сентября 2019 г. № 28-4.

Согласно подпункту 2 пункта 1 постановления Департамента от 10 сентября 2019 г. № 28-4 приложение изложено в редакции согласно приложению к данному постановлению.

В приложении к постановлению Департамента от 10 сентября 2019 г. № 28-4 в пункте 4 установлен предельный максимальный сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 71,46 рублей за пассажира.

Административный истец полагает нормативный правовой акт в указанной части несоответствующим другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы АО «Аэропорт Курган».

Общество выражает несогласие с величиной установленного сбора, полагая его заниженным.

Считает, что Департаментом при рассмотрении дела по установлению предельного максимального сбора за предоставление аэровокзального комплекса допущены нарушения Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 31 октября 2014 г. № 238-т/2 (далее – Методические указания).

Так, в нарушение пункта 20.1 Методических указаний при расчете расходов Общества не учтены коэффициент эластичности и индекс изменения объемов работ (услуг) в натуральном измерении; в нарушение пункта 20.4 Методических указаний не учтена корректировка расходов на оплату труда с учетом размера средней месячной заработной платы по соответствующему региону (Курганская область); в нарушение пункта 25 Методических указаний при расчете расходов на ремонт наземных ОПФ не учтены необходимые объемы данных затрат по ремонту аэровокзального комплекса; в нарушение пункта 26 Методических указаний не учтены затраты в виде амортизационных отчислений, связанных с необходимостью приобретения специального подъемного устройства (амбулифта) согласно предписания Курганской транспортной прокуратуры от 4 марта 2019 г. № 2-05-2019 «Об устранении нарушений законодательства при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспорта и социальной инфраструктуры».

Учитывая изложенное, Общество просит признать недействующим подпункт 2 пункта 1 постановления Департамента от 10 сентября 2019 г. № 28-4, в части пункта 4 приложения, которым установлен сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 71,46 рублей за пассажира.

Административный истец также просит обязать орган тарифного регулирования установить экономически обоснованный сбор за услуги по предоставлению аэровокзального комплекса.

В судебном заседании представитель Общества – Долгих В.В. административное исковое заявление поддержала.

Представитель Департамента – Князев Д.М. против заявленных требований возражал.

Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Половниковой А.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ) регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах (пункт 1 статьи 4 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

До 21 июля 2015 г. федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цент (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий являлась Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ России).

Приказом ФСТ России от 21 июля 2009 г. № 278-т АО «Аэропорт Курган», осуществляющее деятельность в сфере услуг аэропортов, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II «Услуги аэропортов» регистрационный № 45/2/1. В отношении Общества введено государственное регулирование и контроль.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ следует, что органами регулирования естественных монополий может применяться метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов (далее - регулируемые сборы и тарифы) по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем (далее - регулируемые услуги), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 определены Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФАС России от 8 сентября 2017 г. № 1189/17 утверждены Перечни субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России. АО «Аэропорт Курган» не включено в указанный перечень, государственное регулирование и контроль осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В силу постановления администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним.

Департамент осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах субъектов естественных монополий, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (подпункт 8 пункта 36 раздела III Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. № 149 (далее – Положение о Департаменте).

В соответствии с пунктами 12-14 Положения о Департаменте для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление Департамента, общей численностью не более 9 человек.

Правление Департамента рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции Департамента, и принимает коллегиальные решения простым большинством голосов членов Правления Департамента, присутствующих на заседании Правления Департамента. Заседание Правления Департамента считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов Правления Департамента. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Решение Департамента по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) принимается Правлением Департамента и издается в форме постановления Департамента.

Согласно части 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области, органа исполнительной власти Курганской области (но не ранее дня их официального опубликования).

В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) (далее также - официальное печатное издание) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Судом установлено, что решение об установлении предельного максимального сбора за предоставление аэровокзального комплекса в размере 71,46 рублей за пассажира принято на заседании правления Департамента 10 сентября 2019 г. и оформлено постановлением.

11 сентября 2019 г. постановление опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Изложенное позволяет суду сделать вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Проверяя доводы административного истца о том, что постановление Департамента от 10 сентября 2019 г. № 28-4 в оспариваемой части не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

При расчете предельного уровня ставки сбора за предоставление аэровокзального комплекса Департаментом использовались Методические указания, был применен метод экономически обоснованных затрат.

Произведен расчет необходимой валовой выручки на период регулирования 2019 год.

В необходимой валовой выручке учтены экономически обоснованные затраты, связанные с услугой за предоставление аэровокзального комплекса и нормативная прибыль.

Для определения экономически обоснованных затрат использованы данные за базовый 2017 год и текущий 2018 год.

Затраты Общества, связанные с услугой за предоставление аэровокзального комплекса, включают в себя расходы по обычным видам деятельности (оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, содержание и ремонт наземных ОПФ, аренда и услуги сторонних организаций, подготовка и переподготовка кадров, страхование, прочие производственные расходы, общехозяйственные расходы) и прочие расходы (расходы по оплате услуг кредитных организаций, налоги и иные обязательные платежи и сборы).

Объемы продукции в натуральном измерении на 2019 год приняты Департаментом в размере 89,675 тысяч пассажиров в год.

При расчете экономически обоснованных затрат учтены прогнозные значения показателей инфляции (индексов потребительских цен), индексы изменения цен производителей по видам экономической деятельности, определенные основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 18 апреля 2019 года.

В структуре экономически обоснованных затрат, относимых на услугу за предоставление аэровокзального комплекса определены расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Экономически обоснованные затраты на 2019 год определены в сумме 6408,29 тыс. руб.

Экономически обоснованные затраты снижены Департаментом на 9217,11 тыс. руб. от предложения АО «Аэропорт Курган», что обусловлено корректировкой индексов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также исключением затрат на приобретение аэродромного амбулаторного автолифта в связи с отсутствием документов, подтверждающих его фактическое приобретение.

Предельный уровень ставки сбора рассчитан Департаментом по формулам, приведенным в пункте 49 Методических указаний.

Суд полагает необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление не соответствует пункту 20.1 Методических указаний.

Указанный пункт Методических указаний содержит формулу, по которой определяется размер подконтрольных расходов на текущий финансовый год.

Между тем, как установлено судом, в том числе на основании показаний свидетелей к.н.л. и к.н.а., АО «Аэропорт Курган» не представил органу регулирования деление затрат на подконтрольные и неподконтрольные расходы, в связи с чем, Департаментом не применялась формула (2), приведенная в пункте 20.1 Методических указаний, а, следовательно, не учитывались коэффициент эластичности и индекс изменения объемов работ (услуг) в натуральном измерении.

Доводы представителя АО «Аэропорт Курган» о том, что Департамент должен был самостоятельно производить расчеты подконтрольных и неподконтрольных расходов Общества, подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 2 Методических указаний, данные Методические указания предназначены для использования не только Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование сборов и тарифов, но и субъектами регулирования.

Расчет предлагаемого уровня сборов и тарифов предусмотрен в качестве обязательного документа, представляемого субъектом регулирования для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах (пункт 13 приложения 4 к приказу ФСТ России от 24 июня 2009 г. № 135-т/1.

Согласно пункту 28 приказа ФСТ России от 24 июня 2009 г. № 135-т/1, рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов осуществляется органами регулирования на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

В данном случае Департаментом рассмотрено предложение АО «Аэропорт Курган» по установлению предельного уровня ставки сбора за предоставление аэровокзального комплекса, исходя из представленного субъектом регулирования расчета, не содержащего деление затрат на подконтрольные и неподконтрольные расходы.

Довод о несоответствии постановления Департамента норме пункта 20.4 Методических указаний также подлежит отклонению.

В соответствии с данным пунктом для расчета размера подконтрольных расходов по формуле (2) индекс цен (ИЦ), предусмотренный в указанных формулах, определяется в следующем порядке.

Для расчета по статьям затрат (кроме групп, подгрупп, отдельных составляющих неподконтрольных расходов, входящих в их состав):

расходы на оплату труда,

отчисления на социальные нужды,

расходы на аренду и услуги сторонних организаций, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

расходы на подготовку и переподготовку кадров, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

расходы на страхование, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

прочие производственные расходы, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

общехозяйственные расходы, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

применяется индекс потребительских цен (ИПЦ).

Для расчета по статьям затрат (кроме групп, подгрупп, отдельных составляющих неподконтрольных расходов, входящих в их состав):

расходы на содержание наземных ОПФ, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

расходы на ремонт наземных ОПФ, кроме отнесенных к неподконтрольным расходам,

применяется индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП) для внутреннего рынка.

В случае если средняя месячная заработная плата работников производственного персонала субъекта регулирования в соответствующем регулируемом периоде ниже средней месячной заработной платы по региону его базирования, в отношении указанных расходов на оплату труда субъекта регулирования может производиться их дополнительная корректировка с учетом размера средней месячной заработной платы по соответствующему региону и в целом по отрасли, а также с учетом фактических темпов роста производительности труда производственного персонала субъекта регулирования, и индекса роста реальной заработной платы.

При расчете подконтрольных расходов по отдельным статьям и группам расходов также могут использоваться следующие индексы цен производителей, определенные в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации или конкретного региона на соответствующий период:

индекс цен на производство нефтепродуктов для расходов на топливо;

индекс роста цен на электроэнергию для всех категорий потребителей, за исключением населения, для расходов на электроэнергию.

Как указывалось выше, ни субъектом регулирования, ни Департаментом не производился расчет размера подконтрольных расходов по формуле (2).

Кроме того, пункт 20.4 Методических указаний предоставляет органу регулирования тарифов право, а не обязанность производить дополнительную корректировку расходов на оплату труда субъекта регулирования с учетом размера средней месячной заработной платы по соответствующему региону и в целом по отрасли.

Пункт 25 Методических указаний предусматривает, что по статье Расходы на ремонт наземных ОПФ субъект регулирования предоставляет дополнительное обоснование необходимого объема данных затрат по отдельным основным объектам. Объем подконтрольных затрат по данной статье определяется органом регулирования на основе результатов расчетов, предусмотренных пунктом 20 данных Методических указаний, и представленного обоснования.

Из материалов дела не следует, что АО «Аэропорт Курган» было представлено дополнительное обоснование необходимого объема затрат на ремонт наземных ОПФ по отдельным основным объектам, как это предусмотрено пунктом 25 Методических указаний.

При таких обстоятельствах доводы о несоответствии оспариваемого постановления Департамента указанному пункту Методических указаний не могут быть признаны обоснованными.

Суд считает необходимым отметить, что при расчете предельного уровня ставки сбора Департаментом учтены экономически обоснованные затраты АО «Аэропорт Курган» на содержание и ремонт наземных ОПФ, исходя из представленных субъектом регулирования документов. Результаты расчетов экономических показателей приведены в приложении 3 к экспертному заключению экспертного совета Департамента.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний при определении размера экономически обоснованных затрат органом регулирования учитываются предписания актов инспекционных проверок служб и аэропорта в целом органами по сертификации и лицензированию воздушного транспорта, предписания правоохранительных и контролирующих органов, требования нормативно-правовых актов в области воздушного транспорта, изменения в штатном расписании и оплате труда, а также контрольные цифры, установленные вышестоящей организацией субъектам регулирования - государственным унитарным и казенным предприятиям.

При наличии избыточных площадей и мощностей действующих основных сооружений, зданий, объектов, технических средств и систем, субъектом регулирования предоставляется план мероприятий по их консервации, ликвидации или получению дополнительных источников финансирования для их поддержания в рабочем состоянии, прилагаются документы, подтверждающие принятие субъектом регулирования своевременных и полных мер для исключения из расходов по видам регулируемых услуг необоснованных затрат.

В случае необходимости при выявлении вышеизложенных и/или других факторов, влияющих на уровень экономически обоснованных затрат, осуществляется их дополнительная корректировка по соответствующим статьям (группам, подгруппам) расходов.

Суд не усматривает нарушений органом регулирования тарифов указанной нормы.

Из предписания Курганской транспортной прокуратуры от 4 марта 2019 г. «Об устранении нарушений законодательства при обеспечении доступа лицам с ограниченными возможностями к объектам транспорта и социальной инфраструктуры» не следует, что на АО «Аэропорт Курган» возложена обязанность по приобретению в собственность аэродромного амбулаторного автолифта.

Кроме того, из материалов дела видно, что аэродромный амбулаторный автолифт субъектом регулирования приобретен не был, поэтому доводы административного истца о необходимости учета затрат в виде амортизационных отчислений на указанное имущество не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку по настоящему делу установлено соответствие оспариваемого постановления Департамента Методическим указаниям, в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в разделе «Нормативные правовые акты Департамента».

Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Аэропорт Курган» об оспаривании подпункта 2 пункта 1 постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 10 сентября 2019 г. № 28-4 «О внесении изменений в некоторые постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области», в части пункта 4 приложения, которым установлен сбор за предоставление аэровокзального комплекса, оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в разделе «Нормативные правовые акты Департамента».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья В.В. Варлаков