ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/20 от 20.07.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-68/2020

19OS0000-01-2020-000071-82

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Абакан 20 июля 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Бедненко И.Г.,

с участием прокурора Сергеевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Селиванова Виктора Ивановича - Березкиной Кристины Дмитриевны о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим решения Совета депутатов Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия от 20 декабря 2012 г. № 66 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО «Таштыпский сельсовет» в части установления для земельного участка с кадастровым номером территориальной зоны «Ж-4»- жилая малоэтажная застройка,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2012 г. Советом депутатов Таштыпского сельсовета Таштыпского района принято решение № 66 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования застройки муниципального образования Таштыпский сельсовет» (далее – Решение № 66).

Селиванов В.И. в лице представителя Березкиной К.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Решения № 66 в части установления для земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Требования мотивировал тем, что с 14 января 2010 г. является собственником названного земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка определен – для сооружения сарая. Земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением. Ссылаясь на то, что изменение территориальной зоны произошло без учета целевого использования в соответствии с видом разрешенного использования, ссылаясь на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что оспариваемый в части акт нарушает его право на пользование земельным участком в соответствии с видом разрешенного использования.

В судебном заседании (путем видеоконференц-связи) представитель административного истца Березкина К.Д. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Таштыпского сельсовета Таштыпского района Тонких А.Ю. в судебном заседании не присутствовала, в письменных возражениях указала, что в соответствии с принципом целевого использования земельного участка Селиванов В.И. должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием: для сооружения сарая, а не для ведения личного подсобного хозяйства.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) закрепляет, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 части 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 12 статьи 24 ГрК РФ протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть13 статьи 24 ГрК РФ).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Таштыпского сельсовета от 15 ноября 2012 г. № 55 отменено решение Совета депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет от 28 декабря 2006 г. № 99 «Об утверждении Положения «О правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования Таштыпский сельсовет. Принят на рассмотрение Проект Генерального плана и Правила землепользования и застройки муниципального образования Таштыпский сельсовет. Проведение публичных слушаний назначено на 14 декабря 2012 г.

Из протокола публичных слушаний от 14 декабря 2012 г. видно, что представленный Проект одобрен единогласно, Совету депутатов рекомендовано принять решение об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Таштыпский сельсовет.

Решение Совета депутатов от 15 ноября 2012 г., протокол публичных слушаний от 14 декабря 2012 г. свидетельствуют о соблюдении требований указанных выше норм.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует, в связи с чем отсутствие заключения по результатам публичных слушаний само по себе не свидетельствует о нарушении прав физических и юридических лиц на участие в публичных слушаниях, внесение предложений и замечаний по проекту Правил землепользования и застройки.

Решением Совета депутатов муниципального образования Таштыпский сельсовет от 5 января 2006 г. № 24 утвержден Устав муниципального образования Таштыпский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия (далее – Устав МО Таштыпский сельсовет).

В соответствии со статьей 22 Устава МО Таштыпский сельсовет, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, в структуру органов местного самоуправления поселения входит представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия (полное наименование), Совет депутатов Таштыпского сельсовета (сокращенное наименование) (далее - Совет депутатов).

Представительный орган местного муниципального образования состоит из 13 депутатов, может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 3 названной статьи).

Заседание (сессия) представительного органа правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов (абзац 5 статьи 26 Устава МО Таштыпский сельсовет).

Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом № 131-ФЗ (часть 3 статьи 29 Устава МО Таштыпский сельсовет).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Земля таштыпская» или информационном бюллетене «Таштыпский вестник» (часть 4 статьи 48 Устава МО Таштыпский сельсовет).

20 декабря 2012 г. Советом депутатов Таштыпского сельсовета Таштыпского района принято решение № 66 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования застройки муниципального образования Таштыпский сельсовет».

На заседании сессии Совета депутатов присутствовало 11 человек, за принятие указанного решения проголосовало 11 человек.

Решение опубликовано в бюллетене «Тыштыпский вестник» от 28 декабря 2012 г. № 52.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия решения, включающая проведение публичных слушаний, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Часть 15 статьи 24 ГрК РФ определяет, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо прочего, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, и карту функциональных зон поселения или городского округа.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В судебном заседании установлено, что решением исполкома Таштыпского сельского Совета народных депутатов от 23 апреля 1992 г. № 55 Селиванову Виктору Ивановичу разрешено строительство хозяйственного сарая по ул. <адрес>

Постановлением главы муниципального образования Таштыпский сельсовет от 29 июля 2008 г. № 148 Селиванову В.И. предоставлен земельный участок для строительства надворных построек, общей площадью 124 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в аренду сроком на 11 месяцев, из категории земель- земли населенных пунктов.

Постановлением главы муниципального образования Таштыпский сельсовет от 9 ноября 2009 г. № 866 утверждены границы земельного участка для строительства надворных построек, общей площадью 132 кв.м., по адресу: <адрес>, из категории земель- земли населенных пунктов.

14 января 2010 г. зарегистрировано право собственности Селиванова В.И. на сооружение сарая, назначение не установлено, общей площадью 15,3 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Документы- основания: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18 ноября 2009 г., выдано администрацией муниципального образования Таштыпский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия, о чем сделана запись о регистрации № .

27 января 2010 г. Селиванов В.И. обратился в администрацию муниципального образования Таштыпский район с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.

Постановлением главы муниципального образования Таштыпский район от 20 марта 2010 г. № 257 установлено разрешенное использование земельного участка, общей площадью 132 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель- земли населенных пунктов, для сооружения сарая. Указанный земельный участок продан Селиванову В.И.

12 мая 2010 г. зарегистрировано право собственности Селиванова В.И. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сооружения сарая, общей площадью общей площадью 132 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, Документы- основания: договор купли-продажи земельного участка от 13 апреля 2010 г., о чем сделана запись о регистрации права №

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 23 июня 2020 г. Селиванов В.И. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для сооружения сарая.

30 апреля 2020 г. администрация Таштыпского сельсовета уведомила Селиванова В.И. о том, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне «Ж-4»- «жилая малоэтажная застройка», в которой запрещено разведение свиней и домашней птицы.

В главе II Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения Таштыпского сельсовета утверждены градостроительные регламенты территориальных зон.

В статье 38 названных Правил зона «Ж-4» жилая малоэтажная застройка определены основные виды разрешенного использования; условно разрешенное использование; вспомогательные виды разрешенного использования, в частности хозяйственные постройки; предельные параметры разрешенного строительства; а также указано, что запрещается содержание скота и птицы.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок как на момент предоставления его административному истцу в аренду, затем в собственность, утверждения границ, постановки на кадастровый учет, так и на момент принятия Решения № 66 относился к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для сооружения сарая; в связи с чем отнесение принадлежащего административному истцу земельного участка к территориальной зоне «Ж-4» «Малоэтажная жилая застройка» не может расцениваться как нарушение его прав, поскольку не изменяет правового режима использования земельного участка и не препятствует его использованию в соответствии с назначением - для сооружения сарая, следовательно, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Способ использования собственником возведенных на земельном участке хозяйственных построек (сарая) Правилами землепользования и застройки Таштыпского сельсовета не регулируется, в связи с чем не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Гр РФ.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, пункта 1 части 3 статьи 34 ГрК РФ, пункта 2 статьи 85 ЗК РФ в их системном толковании, сложившейся планировки территории, и учитывая, что спорный земельный участок отнесен к одной из территориальных зон, определенной Генеральным планом муниципального образования Таштыпский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения градостроительному и земельному законодательству.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 174-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления представителя Селиванова Виктора Ивановича - Березкиной Кристины Дмитриевны о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим решения Совета депутатов Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия от 20 декабря 2012 г. № 66 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО «Таштыпский сельсовет» в части установления для земельного участка с кадастровым номером территориальной зоны «Ж-4»- жилая малоэтажная застройка отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Л. Петрова

В окончательной форме решение изготовлено 23 июля 2020 г.