ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/20 от 28.05.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 3а-68/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань

28 мая 2020 г. Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.Е.,

при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,

с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистая Среда» об оспаривании нормативного правового акта

у с т а н о в и л :

Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873 определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2019 году, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, 10 января 2019 г. опубликованном в издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 1.

Согласно пункту 3372 перечня объектов недвижимого имущества на 2019 год, нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Рождественского, 4, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

ООО «Чистая Среда», являющееся собственником объекта недвижимости, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с административным исковым заявлением к агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, в котором просило признать отказ Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 11 сентября 2019 г. в исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - Здание мойки автомашин, с кадастровым ном , расположенное по адресу: <адрес> незаконным. Обязать Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, расположенного на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объект недвижимого имущества - здание мойки автомашин с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 20 января 2020 г. дело об оспаривании нормативного правого акта передано в Астраханский областной суд.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству ООО «Чистая Среда» привело административное исковое заявление в соответствие со статьями 125, 126, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Заявленные требования изменило, просило признать недействующими пункты 3372, 9865, 9866, 9867 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873, в части слов: «, <адрес>»; «, <адрес>»; «, , <адрес>»; «, <адрес>», указав в обоснование, что указанные здания не обладают признаками объекта налогообложения, в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, включение этих объектов в оспариваемый Перечень нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога в завышенном размере. Просило обязать Агентство внести соответствующие изменения в Перечень, в части исключения из него объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Чистая Среда».

В дальнейшем административный истец уточнил требования административного искового заявления, а затем дополнил. Просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3372, 9865, 9866, 9867 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873, в части слов: «, <адрес>»; «, , <адрес>»; «, , <адрес>»; «, , <адрес>». А также просил взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Чистая Среда» - Суодайтис Д.А., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области – Журбина Н.Ю., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий агентства и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные объекты недвижимости включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из документов технического учета.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., полагавшей административные исковые требования необоснованными, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса РФ).

В силу статьи 378.2. Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания, признаваемых объектом налогообложения (подпункт 2 пункта 1).

Закон Астраханской области от 26 ноября 2009 г. № 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установил на территории Астраханской области налог на имущество организаций (далее - налог), определил ставку налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В частности, из статьи 2.1. этого закона следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 100 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 100 квадратных метров, назначение, разрешение использования или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В целях реализации пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Распоряжением Правительства Астраханской области от 13 марта 2017 г. № 99-Пр агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Астраханской области от 26 ноября 2009 г. № 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций", Распоряжением Правительства Астраханской области от 13 марта 2017 г. № 99-Пр "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Астраханской области" агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области Распоряжением от 27 декабря 2018 г. № 873 определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2019 году, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, 10 января 2019 г. опубликовано в издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 1.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Астраханской области утвердило постановлением от 29 мая 2017 г. № 199-П Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, который устанавливает процедуру определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Проанализировав предписания пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также приведенные нормы регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением порядка его опубликования.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Оспариваемым пунктом 3372 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г., в Перечень включено здание мойки автомобилей с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Оспариваемыми пунктами 9865, 9866, 9867 в этот же Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г. включены помещения с кадастровыми номерами , , , расположенные в здании мойки автомобилей с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, обращаясь в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании недействующими указанных пунктов Перечня, административный истец исходил из того, что является собственником указанных здания мойки и помещений в нем и считает незаконным их включение в Перечень, поскольку эти объекты не обладают признаками объектов налогообложения. Включая эти помещения в Перечень, административный ответчик не определил вид фактического использования здания и помещений. Здание мойки предназначено для мытья техники и служит исключительно для осуществления административным истцом своей производственной деятельности. Доступ на территорию ООО, в том числе и в здание мойки, ограничен и может осуществляться на основании специальных разрешений, предусмотренных локальными актами. Вид экономической деятельности – бытовое обслуживание в хозяйственной деятельности административного истца не используется, вследствие этого здание мойки и помещения в нем не могут использоваться и фактически не используются в качестве зданий административно-коммерческого назначения.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что спорные объекты недвижимости включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из сведений о назначении и наименовании объектов недвижимости по сведениям ЕГРН.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что здание мойки автомашин с кадастровым номером , площадью 617, 1 кв.м, расположено по адресу: <адрес>.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в пределах здания расположены помещения с кадастровыми номерами , , поставленные на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости.

Здание мойки автомашин с кадастровым номером 30:12:030055:35 расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 34925 кв.м, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для использования производственной базы, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно документам технического учета (инвентаризации) в здании с наименованием «Здание мойки автомашин» литер Д, находится помещение с наименованием «Мойка», площадью 521, 2 кв.м. Из содержания технического паспорта на здание с кадастровым номером , объект имеет наименование "Здание мойки автомашин» Литер Д, общая площадь объекта составляет 679, 7 кв.м. Согласно экспликации к поэтажному плану здания, помещения в нем имеют следующие наименования и назначения: основное производственное "мойка", десять вспомогательных помещений: четыре "подсобных", "душевая", "туалет", две "вентиляционных комнаты", две "калориферных".

Основанием для включения принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в поименованный Перечень послужили наименование, содержащееся в Едином государственном реестре недвижимости, предназначение здания согласно документам технического учета (инвентаризации) для размещения объектов бытового обслуживания, и использования не менее 20 процентов его общей площади для размещения объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, довод административного истца о необходимости определения административным ответчиком в данном случае вида фактического использования здания и помещений не основан на нормах действующего законодательства.

Довод о невозможности включения здания мойки автомобилей и помещений в оспариваемый Перечень, в связи с тем, что они являются частью имущественного комплекса, принадлежащего административному истцу, несостоятелен, поскольку доказательств того, что административным истцом осуществлена регистрация имущественного комплекса – Производственной базы, в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ, не представлено.

Расположение здания мойки автомобилей на земельном участке с видом разрешенного использования – для эксплуатации производственной базы, также не исключает возможности включения указанных объектов недвижимости в Перечень, поскольку бытовое обслуживание не является запрещенным видом для использования указанного земельного участка.

На момент включения здания мойки автомашин с кадастровым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, поскольку, как указано выше, сведения Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Чистая Среда» о признании недействующими пунктов 3372, 9865, 9866, 9867 приложения к Перечню объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 27 декабря 2018 г. № 873 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Астраханского

областного суда С.Е. Лаврова

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2020 г.

Судья Астраханского

областного суда С.Е. Лаврова