Дело № 3а-68/2018
Решение
Именем Российской Федерации
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.
с участием: прокурора Мироновой М.С.
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Теплосеть» об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 30 ноября 2017 года № 203-нп,
установил:
Пунктом 1 приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 30 ноября 2017 года № 203-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосеть» для потребителей городского поселения город Конаково муниципального образования Тверской области «Конаковский район», на 2017 - 2020 годы», опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 04 апреля 2017 года, установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосеть» для потребителей города Конаково Тверской области на 2017 - 2020 годы, согласно приложению 1.
Данным приложением установлены тарифы:
- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС):
со дня официального опубликования данного приказа по 31 декабря 2017 года – 1 229,60 руб./Гкал,
с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 1 229,60 руб./Гкал,
с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 1 373,80 руб./Гкал,
с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 1 373,80 руб./Гкал,
с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 1 316,75 руб./Гкал,
с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 1 316,75 руб./Гкал,
с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 1 439,45 руб./Гкал;
- для населения (тариф с учетом НДС):
со дня официального опубликования данного приказа по 31 декабря 2017 года – 1370,07 руб./Гкал,
с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 1 370,07 руб./Гкал,
с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 1 411,17 руб./Гкал,
с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 1 411,17 руб./Гкал,
с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 1 467,63 руб./Гкал,
с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 1 467,63 руб./Гкал,
с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 1 526,33 руб./Гкал.
Пунктом 3 этого же приказа ООО «Теплосеть» определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2017 - 2020 годы согласно приложению 2: базовый уровень операционных расходов – 46 437,52 тыс. руб., индекс эффективности операционных расходов - 1%, нормативный уровень прибыли – 1%.
27 декабря 2017 года ООО «Теплосеть», осуществляющее деятельность по производству в режиме некомбинированной выработки, передаче и сбыту тепловой энергии на территории города Конаково Тверской области, обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства (т. 2, л.д. 38), о признании указанного нормативного правового акта недействующим со дня официального опубликования в части установления тарифа для категории потребителей, не относящихся к населению, в размере 1 229,60 руб./Гкал.
Заявленные требования мотивированы тем, что при установлении тарифа ГУ РЭК Тверской области занижены экономически обоснованные расходы Общества на период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года.
Так, по расчету административного истца за указанный период расходы на оплату электроэнергии должны быть включены в состав необходимой валовой выручки в сумме 21282,74 тыс. руб., однако фактически учтены в сумме 20519,60 тыс. руб.
Сумма операционных расходов по условиям концессионного соглашения должна составлять 46437,52 тыс. руб., однако регулирующим органом определена в размере 42244,80 тыс. руб., а сумма неподконтрольных расходов вместо 17977,16 тыс. руб. включена в состав необходимой валовой выручки в размере 15745 тыс. руб. и не учитывает налог на нормативную прибыль - 793,82 тыс. руб. и налог на расчетную предпринимательскую прибыль – 822,86 тыс. руб. Кроме того, административный ответчик распределил суммы указанных расходов по полугодиям неравными частями.
Нормативная прибыль истцом рассчитана в сумме 3 819,1 тыс. руб., а регулирующим органом – 1 923,3 тыс. руб.; расчетная предпринимательская прибыль должна быть учтена в сумме 4 114,29 тыс. руб., однако в состав необходимой валовой выручки не включена в полном объеме.
Величина тепловых потерь – 17,1%, принятая в расчет тарифа, не соответствует условиям конкурсной документации, конкурсного предложения ООО «Теплосеть» и концессионного соглашения, согласно которым уровень потерь составляет 20,6%. Сумма расходов на тепловые потери, необоснованно не включенная в необходимую валовую выручку, равна 10853 011,44 руб.
Административный истец считает, что оспариваемый приказ противоречит требованиям Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075, нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к убыткам в связи с тем, что оспариваемый тариф – 1 229,60 руб./Гкал ниже экономически обоснованного, равного по расчету ООО «Теплосеть» 1307,79 руб./Гкал.
В судебном заседании представитель ООО «Теплосеть» ФИО1 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика ГУ РЭК Тверской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, где указано, что оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области принят в пределах полномочий регулирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заинтересованное лицо – Администрация городского поселения город Конаково, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, представив письменный отзыв о согласии с административными исковыми требованиями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность) в том числе поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию.
Согласно пунктам 2, 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее Основы ценообразования), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Из материалов дела следует, что ООО «Теплосеть» осуществляет регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения от 22 марта 2017 года, заключенного с Администрацией городского поселения город Конаково на 15 лет, по условиям которого (пункты 1.1, 2.1, 8.3, 9.1, 9.5, 9.6) Общество обязалось за свой счет в период с 2017 года по 2020 год реконструировать находящиеся в муниципальной собственности объекты теплоснабжения, составляющие систему коммунальной инфраструктуры городского поселения (водогрейная котельная и теплотрасса), и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и предоставлению услуг теплоснабжения населению и иным потребителям с даты утверждения тарифов на тепловую энергию до окончания срока действия соглашения (т. 1, л.д. 25-32, материалы тарифного дела, т. 1, л.д. 39-69).
Имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, а также необходимое для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения, передано ООО «Теплосеть» по акту приема-передачи от 01 ноября 2017 года (т. 4 материалов тарифного дела, л.д. 29).
С заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию и обосновывающими документами и материалами ООО «Теплосеть» обратилось в ГУ РЭК Тверской области 18 августа 2017 года, а затем дополнительно – 01, 13, 20 и 29 ноября 2017 года, предложив установить на 2017 год объем необходимой валовой выручки - 416422,07 тыс. руб., тариф – 1 353,76 руб.; на 2018 год - объем необходимой валовой выручки – 432673,64 тыс. руб., тариф – 1 406,59 руб. (материалы тарифного дела, т. 3, л.д. 1-5, т. 4, л.д. 98-100, 187-189).
На основании данного обращения ГУ РЭК Тверской области было открыто дело об установлении тарифов, в соответствии с условиями концессионного соглашения установлен метод регулирования тарифов – метод индексации и в порядке, предусмотренном пунктами 28, 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее Правила регулирования тарифов) проведена экспертиза предложения регулируемой организации в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов.
По результатам анализа представленных материалов регулирующий орган согласился с предложенными ООО «Теплосеть» основными производственными показателями, включая объем тепловой энергии, вырабатываемой тремя эксплуатируемыми Обществом на основании концессионного соглашения котельными, приобретаемой у ПАО «Энел Россия» «Конаковская ГРЭС», передаваемой по тепловым сетям, а также отпускаемой потребителям.
Вопреки утверждению административного истца, объем тепловых потерь принят и учтен при формировании тарифа в том размере, который им был заявлен – 63,476 тыс. Гкал (материалы тарифного дела, т. 1, стр. 3 экспертного заключения, т. 3, л.д. 1, т. 4, л.д. 98).
Расчет и обоснование данного объема тепловых потерь представлены в материалах тарифного дела, в частности, в утвержденных генеральным директором ООО «Теплосеть» «Нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии» (материалы тарифного дела, т. 4, л.д. 111, 113-155).
Различие в указании процентного исчисления тепловых потерь - 17,1% в расчете эксперта и 20,6% в расчете истца и в концессионном соглашении (не содержащем числового объема тепловых потерь) обусловлено тем, что экспертом процент тепловых потерь определен как отношение их объема к объему тепловой энергии, отпускаемой в сеть (63,476 тыс. Гкал /371,081 тыс. Гкал), а в расчете истца он представляет собой отношение того же объема теплопотерь, но к объему тепловой энергии, отпускаемой из сети (63,476 тыс. Гкал /307,605 тыс. Гкал).
Формируя состав необходимой валовой выручки ООО «Теплосеть» на 2017 год, эксперт ГУ РЭК Тверской области снизил часть заявленных регулируемой организацией расходов ввиду их экономической необоснованности и несоответствия условиям концессионного соглашения.
В результате объем необходимой валовой выручки был уменьшен на 36045,07 тыс. руб. и определен в сумме 380377 тыс. руб. за счет снижения суммы операционных расходов на 28127,48 тыс. руб., неподконтрольных расходов – на 1 162,55 тыс. руб., расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя – на 6388,92 тыс. руб., нормативной прибыли – на 366,2 тыс. руб. (т. 1, л.д. 23, 24, материалы тарифного дела, т. 1, стр. 21 экспертного заключения, т. 3, л.д. 1).
При этом заявленная истцом сумма операционных расходов - 74565 тыс. руб. экспертом снижена и определена на основании пункта 51 Основ ценообразования, пункта 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в размере, предусмотренном концессионным соглашением - 46437,52 тыс. руб. (т. 1, л.д. 32, 198, 235, т. 2, л.д. 25, материалы тарифного дела, т. 1, стр. 8, 21 экспертного заключения).
Неподконтрольные расходы, снижены с заявленных 18492,25 тыс. руб. до 17329,7 тыс. руб. (т. 2, л.д. 23, 24, материалы тарифного дела, т. 1, стр. 14 экспертного заключения, т. 3, л.д. 2, 29) за счет исключения расходов на уплату арендной платы на сумму 357,9 тыс. руб., документальное подтверждение которых, а также взаимосвязь с осуществлением регулируемой деятельности представлены не были; уменьшения на 1333,1 тыс. руб. суммы отчислений на социальные нужды, рассчитанной экспертом исходя из принятого фонда оплаты труда; уменьшения расходов на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на 410,6 тыс. руб., исчисленных на основании данных ООО «Теплосеть» об объеме услуг АО «Завод Микроприбор» по транспортировке тепловой энергии по принадлежащим данному юридическому лицу тепловым сетям и утвержденного тарифа на передачу тепловой энергии.
Расходы на приобретение топлива (газ) экспертом снижены с заявленных 126396,6 тыс. руб. до 116638,4 тыс. руб. (материалы тарифного дела, т. 3, л.д. 2, 13-14, т. 1, стр. 15-17 экспертного заключения) и рассчитаны на основании оптовой цены на газ, определенной в соответствии с Положением об определении формулы цены газа, утвержденным приказом ФСТ России от 09 июля 2014 года № 1142-э, утвержденных тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к данным тарифам, удельного расхода условного топлива, предусмотренного концессионным соглашением, а также указанного ООО «Теплосеть» объема тепловой энергии, вырабатываемой эксплуатируемыми им котельными – 170,266 тыс. Гкал.
Расходы на оплату электрической энергии экспертом снижены с предложенных 21 812 тыс. руб. до 20519,7 тыс. руб. и определены исходя из заявленного регулируемой организацией объема электрической энергии - 4,472 млн. кВт*ч, а также средней цены электроэнергии по всем уровням напряжения в размере 4 588,475 руб.МВт*ч. При этом в отношении электроэнергии по уровням напряжения СН1, СН2, НН для потребителей первой ценовой категории цена электроэнергии принята в соответствии с тарифным предложением ООО «Теплосеть», и отличается от него только в отношении электроэнергии по уровню напряжения СН1, реализуемой потребителям третьей ценовой категории (т. 2, л.д. 96, материалы тарифного дела, т. 1, стр. 18-19 экспертного заключения, т. 3, л.д. 16, т. 4, л.д. 196).
Расходы на приобретение воды, тепловой энергии, теплоносителя определены на основании объемных показателей, предложенных ООО «Теплосеть», и утвержденных тарифов на соответствующий вид ресурсов. В результате данные расходы снижены с 233,06 тыс. руб. до 230,4 тыс. руб. в отношении стоимости воды (материалы тарифного дела, т. 1, стр. 18 экспертного заключения, т. 3, л.д. 13, 16, 19).
Величина нормативной прибыли - 3756,8 тыс. руб. определена в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования как произведение установленного концессионным соглашением нормативного уровня прибыли – 1 % и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период. Наряду с суммой налога на прибыль - 939,2 тыс. руб., нормативная прибыль включена экспертом в состав необходимой валовой выручки ООО «Теплосеть» (материалы тарифного дела, т. 1, стр. 20-21 экспертного заключения).
Как следует из содержания административного искового заявления, и доводов, приведенных представителем и специалистом ООО «Теплосеть» в судебном заседании, Общество не оспаривает состав и величину установленных регулирующим органом на 2017 год операционных расходов, неподконтрольных расходов, а также расходов на приобретение топлива, воды и теплоносителя, не соглашаясь с регулирующим органом только в части принятых расходов на электроэнергию (сумма разногласий составляет 763,14 тыс. руб.), а также невключения в состав необходимой валовой выручки расчетной предпринимательской прибыли в размере 4114,29 тыс. руб.
Вместе с тем, утверждение административного истца о том, что расходы на оплату электрической энергии должны были быть рассчитаны исходя из цены на электроэнергию – 5,23 руб./кВт*ч, ранее указанной в письме ГУ РЭК Тверской области от 06 сентября 2016 года № 2044 в адрес Администрации города Конаково – организатора конкурса на право заключения концессионного соглашения, определенной в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 21 апреля 2016 года, несостоятельно (т. 1, л.д. 41-43).
Пунктом 38 Основ ценообразования установлено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В соответствии с составленным административным истцом расчетом расходов на приобретение энергоресурсов на 2017 и 2018 годы, ООО «Теплосеть» осуществляет оплату электроэнергии, потребляемой водогрейной котельной в городе Конаково, по третьей ценовой категории (материалы тарифного дела, т. 3, л.д. 16 т. 4, л.д. 196).
Согласно пункту 86 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, третья ценовая категория применяется для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении.
В приложении № 1 к договору энергоснабжения между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Теплосеть» от 15 ноября 2017 года определен перечень точек поставки и средств измерения, в котором поименованы энергопринимающие устройства котельной в городе Конаково, максимальная мощность которых по совокупности точек поставки в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, что с учетом пункта 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, может являться основанием для отнесения его к третьей ценовой категории потребителей (материалы тарифного дела, т. 5, л.д. 15-21).
В то же время предусмотренные пунктом 12.3 вышеуказанного договора энергоснабжения условия, используемые при расчетах с применением третьей ценовой категории, в материалах тарифного дела отсутствуют. Расчет стоимости электроэнергии и мощности, которую истец предложил учесть в составе НВВ, а также подтверждающие ее доказательства, не представлены.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля специалиста ГУ РЭК Тверской области ФИО3, проводившего экспертизу тарифного предложения ООО «Теплосеть», следует, что в такой ситуации средняя цена на электроэнергию по уровню напряжения СН1 для потребителей третьей ценовой категории была им определена расчетным путем на основании данных о предельных уровнях нерегулируемых цен на электрическую энергию по третьей ценовой категории, рассчитанных гарантирующим поставщиком в период с января по август 2017 года, опубликованных на сайте ОП «АтомЭнергоСбыт». Соответствующий расчет среднего одноставочного тарифа представлен в материалы дела (т. 2. л.д. 95).
С учетом изложенных обстоятельств, ГУ РЭК Тверской области при определении суммы расходов на электрическую энергию правильно исходило из фактических данных о предельных уровнях цен на электроэнергию, а не из прогнозной величины, определенной более чем за год до утверждения тарифов, и, соответственно, не отражающей реально сложившиеся нерегулируемые цены, которая к тому же превышала цену, заявленную самой регулируемой организацией. Данный вывод также согласуется с положениями пункта 52 Основ ценообразования и пункта 50 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, о том, что отклонение фактических значений индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов, является основанием для корректировки долгосрочного тарифа.
Что касается документов, подтверждающих фактические расходы организации на оплату электроэнергии за декабрь 2017 года, январь 2018 года, то они не опровергают оспариваемое решение ГУ РЭК Тверской области в вышеуказанной части, так как не являются показателем средней за 2017 год цены на электроэнергию по уровню напряжения СН1, реализуемую по третьей ценовой категории, и содержат данные об оплате электроэнергии по данной ценовой категории по уровню напряжения СН2. Кроме того, эти документы не могли быть учтены при принятии оспариваемого решения, так как в ГУ РЭК Тверской области не представлялись.
В части расчетной предпринимательской прибыли суд также не может согласиться с обоснованностью доводов административного истца.
Согласно пункту 74.1 Основ ценообразования при применении метода индексации расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
В силу пунктов 13, 15 и 16 Правил регулирования тарифов представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки, осуществляется регулируемой организацией. При этом из содержания понятия расчетной предпринимательской прибыли и пункта 16 Правил регулирования тарифов о необходимости подтверждения размера необходимой валовой выручки расчетами, следует, что расчет и размер расчетной предпринимательской прибыли должны быть определены в соответствии с действующим законодательством и направлены регулируемой организацией в регулирующий орган.
Как следует из материалов тарифного дела, ООО «Теплосеть» в составе первоначального обращения от 18 августа 2017 года представило соответствующий расчет данного вида прибыли на сумму 5346,8 тыс. руб., не соответствующий пунктам 73, 74.1 Основ ценообразования, включающий строку «прочие расходы в соответствии с пунктом 44 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 – 2655,2 тыс. руб.» без расшифровки данных расходов и учета того, что указанный пункт Основ ценообразования устанавливает порядок расчета данного вида прибыли в случае применения метода экономически обоснованных расходов, и отличается от расчета в рамках применения метода индексации (материалы тарифного дела, т. 2, л.д. 387).
При этом в составе размера необходимой валовой выручки, на основании которой Общество определило размер предложенного им тарифа на тепловую энергию, расчетная предпринимательская прибыль указана не была (материалы тарифного дела, т. 3, л.д. 1-3, т. 4, л.д. 98-100).
В отсутствие выполненного в соответствии с требованиями законодательства расчета и заявления о включении указанной прибыли в состав необходимой валовой выручки у органа регулирования отсутствовала обязанность самостоятельно рассчитать размер расчетной предпринимательской прибыли и учесть ее в составе тарифов.
Кроме того, как следует из отзыва ГУ РЭК Тверской области и представленных им расчетов уровня индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тверской области и в целом по региону (т. 2, л.д. 113-157), а также показаний эксперта регулирующего органа ФИО3, расчетная предпринимательская прибыль не могла быть учтена при расчете тарифов в том числе в связи с тем, что включение ее в состав необходимой валовой выручки организации повлекло бы увеличение платы граждан за коммунальные услуги выше максимально допустимого уровня, установленного законодательством.
Так, по расчету ГУ РЭК Тверской области включение расчетной предпринимательской прибыли в состав необходимой валовой выручки на 2017 год привело бы к увеличению платы граждан за коммунальные услуги по городу Конаково на 5,696% (т. 2, л.д. 148), в то время как постановлением Губернатора Тверской области от 30 января 2017 года № 25-пг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тверской области на 2017 год» данный индекс для города Конаково установлен в размере 1,9%.
При включении расчетной предпринимательской прибыли в состав необходимой валовой выручки ООО «Теплосеть» на 2018 год рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Тверской области составил бы 3,426% (т. 2, л.д. 124), тогда как распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 № 2353-р индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тверской области на указанный период установлен в размере 3,4 %.
Подтверждением тому является также то обстоятельство, что тариф, установленный оспариваемым приказом для населения города Конаково ниже экономически обоснованного, является льготным, устанавливаемым согласно статье 4 Закона Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоносителя» в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. В связи с этим постановлением Правительства Тверской области от 27 марта 2018 года № 92-пп для ООО «Теплосеть» предусмотрена субсидия на компенсацию выпадающих доходов за 2018 год в сумме 25884,25 тыс. руб. (т. 2, л.д. 158-163).
В силу частей 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание необходимость соблюдения установленных статьями 3 и 7 Федерального закона «О теплоснабжении» принципов организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования тарифов, в частности, принципов соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии для потребителей и экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, суд не находит оснований согласиться с утверждением ООО «Твеплосеть» о необходимости включения расчетной предпринимательской прибыли в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Остальные доводы административного истца сводятся к тому, что экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых ему для осуществления регулируемой деятельности, определяющий размер тарифа на тепловую энергию, должен был определяться на период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года.
Вместе с тем, указанное утверждение не основано на нормах действующего законодательства.
Так, пунктом 1 Основ ценообразования определено, что расчетным периодом, на который устанавливаются тарифы, является финансовый год, соответствующий календарному году и длящийся с 1 января по 31 декабря (статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72 Основ ценообразования).
Таким образом, орган регулирования верно установил тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Теплосеть», на 2017 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования с разбивкой по полугодиям с соблюдением требования о том, чтобы тарифы в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования не превышали величину соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего года.
Нельзя согласиться и с доводом административного истца о том, что сумма необходимой валовой выручки, определяющая размер тарифа, должна была распределяться по полугодиям 2017 года равными частями, так как экономическая обоснованность объема финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности, определяется ее результатом, выраженным в соответствующих показателях полезного отпуска тепловой энергии. Данные показатели, учитывая продолжительность отопительного периода (четыре месяца в первом полугодии и три месяца во втором полугодии соответствующего расчетного годового периода) по полугодиям не равны и определяются регулирующим органом в соотношении 55% и 45%.
Аналогичное соотношение балансовых показателей выработки тепловой энергии предусмотрено, в частности утвержденным приказом ФАС России от 22 сентября 2017 года № 1254/17-дсп Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по субъекту Российской Федерации на 2018 год для филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», производящего тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, потребителем которой является в том числе ООО «Теплосеть» (т. 2, л.д. 94).
При этом установленные на первое полугодие 2018 года тарифы с учетом их увеличения во втором полугодии того же года обеспечат получение регулируемой организацией в течение расчетного периода необходимой валовой выручки в определенном ГУ РЭК Тверской области размере, который ООО «Теплосеть», как по составу, так и по размеру составляющих ее расходов не оспаривает, за исключением стоимости электрической энергии, в отношении которой общество вправе по результатам деятельности за период с 04 по 31 декабря 2017 года на основании пункта 13 Основ ценообразования обратиться в регулирующий орган с заявлением об учете при корректировке тарифов на последующий расчетный период фактически понесенных расходов, которые не были учтены органом регулирования при установлении тарифов.
Доводы представителя и специалиста административного истца о том, что оспариваемый тариф ниже аналогичного тарифа, установленного на второе полугодие 2017 года для МУП «Энергетик», ранее оказывавшего услуги по теплоснабжению на территории города Конаково, не может быть принят во внимание, поскольку в силу пунктов 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования тарифов тарифное регулирование в сфере теплоснабжения устанавливаются в индивидуальном порядке по заявлению конкретной организации, обосновывающей определенный размер планируемых затрат, решение об учете либо отклонении которых принимается на основе анализа ее хозяйственной деятельности, а не путем сопоставления с данными других организаций.
Иных мотивированных доводов, свидетельствующих о нарушениях, допущенных при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, административным истцом не заявлено. Судом такие факты также не установлены.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый в части приказ ГУ РЭК Тверской области требованиям действующего законодательства соответствует, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ООО «Теплосеть» об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 30 ноября 2017 года № 203-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Теплосеть» для потребителей городского поселения город Конаково муниципального образования Тверской области «Конаковский район», на 2017 - 2020 годы» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2018 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова