ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/2021 от 20.09.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием прокурора Ординарцева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Тындинской городской Думе об оспаривании решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре»,

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.О.1 обратилась в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII утверждено Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», «структура и штатная численность аппарата Тындинской городской Думы». Пунктами 3, 4 Решения Думы №358 председателю Тындинской городской Думы предписано привести правовые акты по вопросам работы аппарата Тындинской городской Думы в соответствие с настоящим решением, а также провести необходимые штатные мероприятия, направленные на реализацию данного решения. Пунктом 5 Решения Думы №358 признаны утратившими силу: решение Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре»; решение Тындинской городской Думы от 17 ноября 2018 года №26-Р-ТТД-VII «О внесении изменений в Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII»; решение Тындинской городской Думы от 21декабря 2019 года №209-Р-ТГД- VII «О внесении изменений в Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД- VII». Решение №358 было опубликовано в официальном периодическом печатном издании города Тынды газете «Авангард» №10(54) от 17 мая 2021 года. Оспариваемое Решение №358 вступило в силу 18 мая 2021 года. Указанное Решение непосредственно затрагивает права и интересы административного истца Ф.И.О.1, работающего с 17 октября 2018 года руководителем аппарата Тындинской городской Думы, поскольку им предусматривается сокращение занимаемой административным истцом должности, а также существенно ограничиваются функций аппарата Тындинской городской Думы по организационному, правовому, информационному, материально-техническому, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности Тындинской городской Думы по решению вопросов местного значения, отнесенных законодательством и Уставом города Тынды к её полномочиям. На момент назначения административного истца на должность руководителя аппарата Тындинской городской Думы действовало Положение об аппарате Тындинской городской Думы, утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД- VII, принятого в соответствии с частью 6 статьи 33 Устава города Тынды в редакции, действовавшей на момент его принятия, которой было установлено, что аппарат Тындинской городской Думы осуществляет организационное, правовое, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Тындинской городской Думы. Нормативным правовым актом города Тынды от 21 декабря 2019 года №34-НПА «О внесении изменений и дополнений в Устав города Тынды», принятым решением Тындинской городской Думы от 21 декабря 2019 года №189-Р-ТГД-VII, в Устав города Тынды внесены значительные изменения, которые вступили в силу с 10 февраля 2020 года. В частности, абзацем 1 части 6 статьи 33 Устава города Тынды (в редакции нормативного правового акта от 21 декабря 2019 года №34-НПА) с 10 февраля 2020 года функции аппарата Тындинской городской Думы расширились. С этой даты аппарат Тындинской городской Думы осуществляет организационное, правовое, информационное, материально- техническое, документационное, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности Тындинской городской Думы. Решение о структуре и численности аппарата Тындинской городской Думы принимается Тындинской городской Думой (абзац 4 части 6 статьи 33 Устава города Тынды). При этом правом на инициирование вопроса о внесении изменения в структуру аппарата Тындинской городской Думы, изменения Положения об аппарате либо изложения его в новой редакции председатель Тындинской городской Думы, а равно какое-либо иное должностное лицо, Уставом города Тынды либо иным нормативным правовым актом города Тынды не наделен. Регламентом Тындинской городской Думы определен порядок оформления и внесения проектов НПА в Думу. Частью 3 статьи 50 Регламента Думы установлено, что отклоненный Думой проект НПА не может быть внесен в Думу в той же редакции дважды. В нарушении приведенных норм, а также полным игнорированием антикоррупционного законодательства, председателем Тындинской городской Думы был в третий раз внесен на рассмотрение Думы проект решения «Об утверждении Положения об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре». Председатель Тындинской городской Думы, являясь лицом, замещающим муниципальную должность на постоянной основе, не только не принял никаких мер по предотвращению и (или) к урегулированию конфликта интересов, стороной, которой он являлся, а наоборот, злоупотребив своим служебным положением, в нарушении Регламента Тындинской городской Думы, присвоив себе не предусмотренные Уставом города Тынды полномочия по руководству аппаратом Тындинской городской Думы на принципах единоначалия, внес на рассмотрение Тындинской городской Думы проект решения, предусматривающего сокращение функций аппарата Тындинской городской Думы, а также сокращение должности руководителя аппарата Тындинской городской Думы, чем нарушил права и законные интересы административного истца. Письменным обращением от 14 мая 2021 года административный истец поставил депутатов Думы седьмого созыва в известность о наличии конфликта интересов со стороны председателя Думы, внесшего проект решения Думы об утверждении Положения об аппарате в новой редакции и о сокращении должности руководителя аппарата и должности водителя. Из 18 депутатов, присутствующих на заседании Тындинской городской Думы 15 мая 2021 года, только депутаты от фракции ЛДПР подняли вопрос о снятии проекта по аппарату Тындинской городской Думы с рассмотрения до проверки обращения руководителя аппарата Думы к депутатам Думы. Однако предложенный депутатом вариант решения вопроса по аппарату Думы не нашел согласия со стороны большинства депутатов. В нарушении части 3 статьи 102 Устава города Тынды председателем Тындинской городской Думы был также внесен на рассмотрение Думы проект нормативного правового акта, предусматривающего расходы из бюджета, связанные с установлением денежного содержания для вновь вводимой должности заместителя председателя Думы на постоянной основе, что свидетельствовало о преднамеренности председателя Думы нарушения антикоррупционного законодательства, возлагающего на него обязанность по принятию мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Кроме того, решение Тындинской городской Думы подписано председателем Тындинской городской Думы, а приложения к решению не содержат никаких подписей должностного лица, уполномоченного на их подписание.

На основании вышеизложенного, уточнив требования, просит:

- признать пункт 1 решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и, его структуре» недействующим со дня принятия в той мере, в которой предусмотрено утверждение Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» как приложение 1, а не как принятие нормативного правового акта «Об аппарате Тындинской городской Думы»;

- признать пункт 2 решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД- VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре» недействующим со дня принятия в той мере, в которой предусмотрено утверждение структуры и штатной численности аппарата Тындинской городской Думы как приложение №2;

- признать пункт 5 решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре» недействующим со дня принятия в той мере, в которой признаются утратившими силу:

- решение Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре»;

- решение Тындинской городской Думы от 17 ноября 2018 года №26-Р-ТГД-VII «О внесении изменений в Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII»;

- решение Тындинской городской Думы от 21 декабря 2019 года №209-Р-ТГД-VII «О внесении изменений в Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII», в той мере, в которой в силу пункта 4.26 Положения «О муниципальных правовых актах города Тынды», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 12 апреля 2012 года №464, не предусматривается внесение указанных правовых актов непосредственно в текст принимаемого Положения об аппарате Тындинской городской Думы как нормативного правового акта города Тынды.

- признать недействующим со дня принятия приложение №1 (Положение об аппарате Тындинской городской Думы) в связи с не оформлением его в виде нормативного правового акта, не подписанием его правомочным должностным лицом и отсутствием номера о регистрации;

- признать недействующим со дня принятия приложение №2 (Структура и штатная численность Аппарата Тындинской городской Думы) в связи с не подписанием его правомочным должностным лицом и отсутствием номера о регистрации.

В судебном заседании административный истец Ф.И.О.1., представитель административного истца Ф.И.О.2 настаивали на заявленных требованиях, с учетом уточнений, поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представитель заинтересованного лица администрации города Тынды ФИО1 полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поддержал позицию административного ответчика, изложенную в письменном отзыве на иск.

Административный ответчик председатель Тындинской городской Думы ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствии. В письменных возражениях на иск и дополнениях к ним возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Решение Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре» опубликовано в газете «Авангард» №10(54) от 17 мая 2021 года. Считает необоснованным довод административного истца о том, что оспариваемым решением ограничиваются функции аппарата Тындинской городской Думы по организационному, правовому, информационному, материально-техническому, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности Тындинской городской Думы по решению вопросов местного значения, отнесенных законодательством и Уставом города Тынды к ее полномочиям, не обоснован. Частью 1 статьи 65 нормативного правового акта города Тынды «Регламент Тындинской городской Думы» установлено, что аппарат Думы является структурным подразделением Думы, обеспечивающим организационное, правовое, техническое и иное обеспечение деятельности Думы. В соответствии с п.6 ст.33 Устава города Тынды организационное, правовое, информационное, материально-техническое, документационное, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности Тындинской городской Думы осуществляет аппарат Тындинской городской Думы. Данная редакция действует в редакции нормативного правового акта от 21 декабря 2019 года №34-НПА, принятого Тындинской городской Думы от 21 декабря 2019 года №189-Р-ТГ Д-VII. Внесение изменения в п.6 ст.33 Устава города Тынды не повлекло за собой изменений в деятельности аппарата Тындинской городской Думы, у работников аппарата Думы дополнительных функций не образовалось. Указанные функции аппарат Думы выполнял и до внесения изменений в Устав города Тынды. Тындинская городская Дума не согласна с доводом истца о том, что Председатель Тындинской городской Думы не наделен правом на инициирование вопроса о внесении изменения в структуру аппарата Тындинской городской Думы. В соответствии с п.1 статьи 102 Устава города Тынды проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами, постоянными комиссиями Тындинской городской Думы, Мэром города Тынды, Администрацией города Тынды, Контрольно-счетной палатой города Тынды, Тындинским городским прокурором, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными настоящим Уставом и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления в соответствии с ним. Абзацем 2 части 1 статьи 38 Устава города Тынды предусмотрено, что к депутатам Тындинской городской Думы, замещающим должность в Тындинской городской Думы, относятся Председатель Тындинской городской Думы, Заместитель Председателя Тындинской городской Думы, председатель и заместитель председателя постоянной комиссии Тындинской городской Думы, председатель и заместитель председателя временной комиссии Тындинской городской Думы. На основании указанных правовых норм Председатель Тындинской городской Думы, являющийся депутатом Тындинской городской Думы, правомочен вносить проект «Об утверждении Положения об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре». Тындинская городская Дума не согласна с мнением административного истца о наличии у Председателя Тындинской городской Думы конфликта интересов. Указанные в административном исковом заявлении обстоятельства не свидетельствуют о наличии конфликта интересов ни у Председателя Думы, ни у депутатов. В нарушение ч.2 ст.209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта не указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения, а также не указаны наименования и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт. Считает несостоятельным довод административного истца о несоответствии оспариваемого правового акта пунктам 4.24.1, 4.29 Положения «О муниципальных правовых актах города Тынды», утвержденного решением Тындинской городской Думы от 12 апреля 2012 года №464, и пункту 3 Правил оформления проектов правовых актов Тындинской городской Думы, утвержденных решением Тындинской городской Думы от 13 марта 2014 года №105-Р-ТГД-VI. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, требования подлежащими удовлетворению частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно материалам дела, Тындинской городской Думой издано решение №358-Р-ТГД-VII от 15 мая 2021 года «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре», согласно которому, утверждено Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы» (Приложение 1), «Структура и штатная численность аппарат Тындинской городской Думы» (Приложение 2), председателю Тындинской городской Думы привести правовые акты по вопросам работы аппарата Тындинской городской Думы в соответствие с настоящим решением, провести необходимые организационно-штатные мероприятия, направленные на реализацию данного решения. Признаны утратившим силу:

- решение Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и его структуре»;

- решение Тындинской городской Думы от 17 ноября 2018 года №26-Р-ТТД-VII «О внесении изменений в Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД-VII»;

- решение Тындинской городской Думы от 21декабря 2019 года №209-Р-ТГД-VII «О внесении изменений в Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы», утвержденное решением Тындинской городской Думы от 09 октября 2018 года №16-Р-ТГД- VII».

Поскольку с 17 октября 2018 года Ф.И.О.1 является муниципальным служащим города Тынды, руководителем аппарата Тындинской городской Думы, оспариваемое решение Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII затрагивает его права и интересы, поскольку предусматривает сокращение занимаемой административным истцом должности, и изменение функции аппарата Тындинской городской Думы по организационному, правовому, информационному, материально-техническому, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности Тындинской городской Думы по решению вопросов местного значения, отнесенных законодательством и Уставом города Тынды к её полномочиям.

Таким образом, Ф.И.О.1 был вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

Положение об аппарате Тындинской городской Думы, утвержденное Решением от 15 мая 2021 года №358 (Приложение 1) определяет компетенцию аппарата Тындинской городской Думы, организацию работы и его правовое положение в структуре Тындинской городской Думы (п. 1.1), рассчитано на неоднократное применение, ряд его пунктов устанавливает правила, обязательные для исполнения для неопределенного круга лиц, в том числе касающиеся взаимодействия граждан с представительным органом через аппарат Думы (пп.3.1.2, 3.1.8), об организации рассмотрения обращений граждан и юридических лиц (п. 3.1.7).

В соответствии с п. 2.2 Положения аппарат Думы состоит из лиц, замещающих должности муниципальной службы. Назначение на должность и освобождение от должности муниципальных служащих структурных подразделений аппарата Думы осуществляется распоряжением Председателя городской Думы в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». Права и обязанности работников аппарата определяются законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

К числу признаков, характеризующих нормативный правовой акт, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", относится наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

Анализ Положения об аппарате Тындинской городской Думы, утвержденного решением Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII позволяет сделать вывод, что его нормы обладают всеми существенными признаками нормативного правового акта, от которых зависит возможность реализации определенных прав и свобод неопределенного круга лиц.

Тындинская городская Дума является представительным органом города Тынды (пункт 2 части 1 статья 29 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года №42-НПА, принят решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года №221-Р-ТГД-VI).

К компетенции представительного органа муниципального образования относятся полномочия, содержащиеся в части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Кроме того, согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (пункт 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 94. Устава города Тынды муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением города Тынды непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий настоящим Уставом.

В соответствии со ст. 98 Устава города Тынды Тындинская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения об удалении мэра города Тынды в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города Тынды (ч. 1). Председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает решения Тындинской городской Думы (ч. 2). Решения принимаются в коллегиальном порядке. (ч. 3). Решения Тындинской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Тынды, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 4). Решения о досрочном прекращении полномочий Тындинской городской Думы в случае ее самороспуска, об удалении мэра города Тынды в отставку принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов (ч. 5). Иные решения Тындинской городской Думы принимаются в порядке, установленном Регламентом Тындинской городской Думы, принятым в соответствии с частью 9 статьи 32 настоящего Устава (ч. 5.1). Нормативный правовой акт, принятый Тындинской городской Думой, направляется мэру города Тынды для подписания и опубликования в течение 10 дней. Мэр города Тынды имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом города Тынды. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Тындинскую городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если мэр города Тынды отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Тындинской городской Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Тындинской городской Думы, он подлежит подписанию мэром города Тынды в течение семи дней и обнародованию (ч. 6). Нормативные правовые акты, принятые Тындинской городской Думой, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после дня их официального опубликования, если самим актом не предусмотрено иное. Решение Тындинской городской Думы, не имеющее нормативного характера, вступает в силу со дня его подписания председателем Тындинской городской Думы, если самим решением не предусмотрено иное (ч. 7).

Таким образом, Положение принято в пределах полномочий представительного органа, установленных в вышеназванной ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ, ст.ст. 94, 98 Устава города Тынды.

Приведённое решение представительного органа местного самоуправления подписано председателем Тындинской городской Думы Ф.И.О.3, вступило в силу со дня его официального опубликования, обнародовано путем опубликования в официальном издании - газете «Авангард» Выпуск №10 (54) от 17 мая 2021 года.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административный истец указывает, что оспариваемое решение и приложения к нему вынесены с нарушением требования Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Тынды.

Как установлено судом первой инстанции, решение Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII после принятия не было направлено мэру города Тынды для ознакомления и обнародования.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Законе №131-ФЗ общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Частью 13 статьи 35 Закона №131 установлен порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Такой акт направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Закона №131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Такое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

Таким образом, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования этот акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.

Соответственно, подписание принятого Думой решения и его опубликование не входит в компетенцию Тындинской городской Думы, поскольку отнесены к полномочиям Мэра города Тынды.

Доводы административного ответчика об отсутствии нарушений при принятии, подписании и обнародовании оспариваемого акта не могут приняты во внимание, так как противоречат Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу муниципального образования, в который не были внесены какие-либо изменения.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод, о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что при принятии решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII, которым было утверждено Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы» (Приложение 1), подписанным председателем Тындинской городской Думы, нарушены положения пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 6 статьи 98 Устава города Тынды.

Таким образом, пункт 1 решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы» и Приложение №1 к решению Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы» подлежит признанию недействующим полностью независимо от иных оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, со дня его принятия.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Авангард».

В остальной части заявленных требований определением Амурского областного суда от 20 сентября 2021 года материалы дела выделены в отдельное производство и в указанной части дело передано по подсудности в Тындинский районный суд Амурской области.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ф.И.О.1 удовлетворить в части.

Признать недействующим со дня принятия, т.е. с 15 мая 2021 года, пункт 1 решения Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII «Об утверждении Положения «Об аппарате Тындинской городской Думы и его структуры» и Приложение №1 к решению Тындинской городской Думы от 15 мая 2021 года №358-Р-ТГД-VII Положение «Об аппарате Тындинской городской Думы».

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликования в газете «Авангард».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2021 года.

Председательствующий А.П. Бушманов

1версия для печатиДело № 3а-68/2021 ~ М-61/2021 (Решение)