ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/2022 от 06.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2022-000016-54

Дело № 3а-68/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 мая 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Шевкун Я.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Сабуцкой Т.С.,

представителя административного истца ФИО1 ФИО2, законного представителя административного ответчика администрации Новотроицкого сельсовета ФИО3, заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Новотроицкому сельскому Совету народных депутатов, администрации Новотроицкого сельсовета об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что Новотроицким сельским Советом народных депутатов Благовещенского района Амурской области был нарушены порядок принятия и введение в действие нормативного правового акта - решения Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 «О внесении изменений в решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» (в редакции решений № 27/131 от 26 ноября 2010 года, № 32/152 от 26 июля 2011 года и № 11/38 от 19 декабря 2012 года) об изменении зоны Р-1 «природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «усадебная застройка» в квартале <номер>, что заключается в следующем. Администрацией сельского поселения Новотроицкий сельсовет Благовещенского муниципального района Амурской области (далее - Новотроицкий сельсовет) не были соблюдены сроки проведения публичных слушаний, не были опубликованы (обнародованы) постановление о назначении публичных слушаний, решение публичных слушаний и решение от 02 сентября 2013 года № 16/50. Кроме того, изменение территориальной зоны Р-1 «Природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «Усадебная застройка» не соответствует параметрам планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны Р-1 Правилами землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области, утверждённых решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99. Согласно пунктам 5,9 статьи 85 ЗК РФ и частям 3, 11 статьи 35 ГрК РФ жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обуславливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон. Принятый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку в с. Кантон-Коммуна у него в собственности находится жилой дом, в котором он проживает. На основании вышеизложенного, просит признать недействующим со дня принятия решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 «О внесении изменений в решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» (в редакции решений № 27/131 от 26 ноября 2010 года, № 32/152 от 26 июля 2011 года и № 11/38 от 19 декабря 2012 года) в части изменения зоны Р-1 «природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «усадебная застройка» в квартале <номер>.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, ФИО2 настаивала на доводах административного искового заявления, в дополнение указав, что права административного истца оспариваемым нормативным правовым актом нарушены тем, что в месте где была изменена зона Р-1 на зону Ж-2 ранее был проезд. В результате изменения зоны, земельный участок был предоставлен в собственность ФИО4, ею проезд с одной стороны был перегорожен. Администрацией Новотроицкого сельсовета на кадастровый учет был поставлен земельный участок и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) с видом разрешенного использования для автомобильной дороги общего пользования, который проходит по краю въезда в гараж административного истца, является узкой и непригодной для проезда. О том, что Новотроицким сельским Советом народных депутатов был принят оспариваемый нормативный правовой акт, ФИО1 стало известно только в декабре 2021 года. О нарушении порядка принятия нормативного правового акта свидетельствует также то, что публичные слушания в с. Кантон-Коммуна не проводились.

Представитель административного ответчика администрации Новотроицкого сельсовета - его глава ФИО3 просила разрешить административные исковые требования исходя из установленных обстоятельств, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом. Были ли обнародованы и когда именно постановление о назначении публичных слушаний, итоги публичных слушаний, оспариваемый нормативный правовой акт сообщить не может, в связи с отсутствием в администрации сельсовета таких сведений. Публичные слушания проводились в с. Новотроицком, в с. Кантон-Коммуна не проводились. В селе Кантон-Коммуна действительно имеется спорный вопрос относительно места расположения проезда к жилому дому административного истца и расположенным рядом с ним земельным участкам.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО4 возражала против удовлетворения требований административных исковых требований, указав, что порядок принятия нормативного правового акта был соблюден, решение о проведении публичных слушаний было обнародовано, сведения об этом размещались в с. Кантон-Коммуна на столбах и на стендах. Сроки между обнародованием постановления о назначении публичных слушаний и их проведением нарушены не были.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. При данных обстоятельствах на основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи с нарушением порядка принятия нормативного правового акта, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Муниципальное образование Новотроицкий сельсовет Благовещенского муниципального района Амурской области в составе сел Новотроицкое и Кантон-Коммуна с административным центром в селе Новотроицкое наделено статусом сельского поселения Законом Амурской области от 21 сентября 2005 года № 51-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Благовещенского района и муниципальных образований в его составе».

Согласно Уставу Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области, принятого решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 09 октября 2010 года № 25/126 (действующего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) территорию сельсовета составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов - село Новотроицкое, село Кантон-Коммуна, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения сельсовета, земли рекреационного назначения, земли для развития сельсовета.

Из материалов дела следует, что решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99 были утверждены Правила землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области. В дальнейшем в Правила вносились изменения решениями Новотроицкого сельского Совета народных депутатов, в том числе № 27/131 от 26 ноября 2010 года, № 32/152 от 26 июля 2011 года и № 11/38 от 19 декабря 2012 года.

Постановлением главы Новотроицкого сельсовета № 72 от 9 июля 2013 года на основании заявления граждан, назначены публичные слушания по проекту решения Новотроицкого сельского Совета народных депутатов «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения» на 19 июля 2013 года в 11 час. по адресу: <адрес>.

19 июля 2013 года по результатам публичных слушаний принято решение о рекомендации принять решение о внесении изменений в решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» на сессии Новотроицкого сельского Совета народных депутатов.

Настоящее решение подписано председателем - главой Новотроицкого сельсовета ФИО5

Решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 в решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» (в редакции решений № 27/131 от 26 ноября 2010 года, № 32/152 от 26 июля 2011 года и № 11/38 от 19 декабря 2012 года) внесены изменения в части замены зоны Р-1 «природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «усадебная застройка» в квартале <номер>.

В соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного во

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации Благовещенского района Амурской области № 1076 от 29 октября 2007 года на основании заявления ФИО1 был утвержден проект границ земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах земельного участка, расположенного в с. Кантон-Коммуна для индивидуального жилищного строительства, из категории земель «земли населенных пунктов»; постановлением администрации Благовещенского района № 173 от 1 февраля 2012 года ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым <номер>, из категории земли населенных пунктов, площадью 1500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства; заключен договор аренды № 14 от 1 февраля 2012 года.

Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 22 октября 2018 года, вступившим в законную силу 26 ноября 2018 года, за ФИО1 признано право собственности на жилой дом с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке, предоставленном ему для индивидуального жилищного строительства постановлением администрации Благовещенского района от 1 февраля 2012 года № 173, сведения о котором аннулированы в Едином государственном реестре недвижимости 9 ноября 2016 года.

Право собственности ФИО1 на указанный жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 24 декабря 2018 года.

Постановлением администрации Благовещенского района № 365 от 28 февраля 2014 года на основании заявления ФИО4 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2000 кв.м. из категории земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства (кадастровые кварталы <номер>, <номер>).

Постановлением администрации Благовещенского района № 2075 от 12 сентября 2014 года в собственность (бесплатно) ФИО4 предоставлен земельный участок из категории земли населенных пунктов с кадастровым <номер>, площадью 2000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства.

Из представленных выкопировок из карты градостроительного зонирования следует, что земельный участок с кадастровым <номер> расположен в месте, где решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 02 сентября 2013 года № 16/50 была изменена зона Р-1 «природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «усадебная застройка».

Согласно пояснениям заинтересованного лица ФИО4 в судебном заседании в Новотроицкий сельсовет с заявлением об изменении зоны Р-1 на Ж-2 обращалась она.

Глава Новотроицкого сельсовета ФИО3 пояснила, что указанное заявление не представляется возможным представить в связи с его отсутствием (по какой причине не сохранилось заявление, ей не известно).

Право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым <номер> зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 20 февраля 2015 года.

Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что ранее в месте, где решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 была изменена зона Р-1 на зону Ж-2, был проезд, в том числе к участку предоставленному ФИО1 В результате изменения зоны, был образован земельный участок с кадастровым <номер> и предоставлен в собственность ФИО4, которой проезд с одной стороны был перегорожен. Администрацией Новотроицкого сельсовета на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым <номер> и сведения о нем внесены в ЕГРН с видом разрешенного использования: для автомобильной дороги общего пользования, который проходит по краю въезда в гараж административного истца, что подтверждается выкопировкой из дежурной кадастровой карты Благовещенского района.

В материалы дела администрацией Новотроицкого сельсовета были представлены ортофотопланы по состоянию на март 2005 года, июнь 2011 года, сентябрь и апрель 2021 года, из которых видно наличие проезда в месте расположения земельного участка с кадастровым <номер>.

В настоящее время в селе Кантон-Коммуна в районе земельного участка с кадастровым <номер> и жилого дома с кадастровым <номер> имеется спор относительно проезда, в частности к принадлежащему административному истцу на праве собственности жилому дому, к земельному участку с кадастровым <номер>, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 января 2020 года.

Представитель административного истца также ссылается на то, что наличие указанного спора препятствует ФИО1 в постановке на кадастровый учет и приобретения в собственность земельного участка, расположенного под его жилым домом (что главой Новотроицкого сельсовета ФИО3 в судебном заседании не оспаривалось).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права, свободы и интересы ФИО1, в связи с чем, он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Из материалов дела следует, что решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 23 декабря 2019 года признано утратившим силу решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года № 19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» и принято новое решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области».

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

С учетом наличия в селе Кантон-Коммуна в районе земельного участка с кадастровым <номер> и жилого дома с кадастровым <номер> спора относительно места расположения проезда, оснований для прекращения производства по делу в связи с отменой нормативного правового акта не имеется.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Согласно пункту 2 части 1, пункту 3 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Согласно статье 31 ГрК РФ, в той же редакции, глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).

В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц (часть 14).

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (часть 15).

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16).

Статья 28 ГрК РФ, к которой отсылает часть 12 статьи 31 настоящего Кодекса, регулирует особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.

В силу части 3 статьи 28 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ, публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения (часть 4).

Согласно части 7 статьи 28 ГрК РФ, в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2005 года № 210-ФЗ, от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ, заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 8 статьи 28 ГрК РФ, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ) порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В соответствии со статьёй 23 Устава Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области, принятого решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 9 октября 2010 года № 25/126 (действующего по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утвержденных Новотроицким сельским Советом народных депутатов. Итоги обсуждения и принятое при публичных слушаниях решение подлежит обнародованию.

Согласно разделу 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний, утвержденных Новотроицким сельским Советом народных депутатов № 18/67 от 31 октября 2005 года, решение о назначении публичных слушаний и проект муниципального правового акта подлежит опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до проведения слушаний с указанием места и времени и проведения.

Итоговый документ публичных слушаний подлежит обнародованию (опубликованию) не позднее 7 дней со дня проведения публичных слушаний (раздел 8 Положения).

В соответствии со статьей 54.1 Устава Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области, принятого решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 09 октября 2010 года № 25/126 (действующего по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), все нормативные правовые акты органов местного самоуправления сельсовета подлежат официальному обнародованию путем вывешивания на стенде администрации сельсовета, а также в установленных для этого местах, в течение 14 дней с момента их принятия (издания).

В соответствии с частями 1,3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и могут размещаться на официальном сайте поселения, официальном сайте городского округа в сети «Интернет».

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Из материалов дела следует, что постановление №72 главой Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области о назначении публичных слушаний по проекту решения Новотроицкого сельского Совета народных депутатов «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории Новотроицкого сельского поселения» вынесено 9 июля 2013 года, публичные слушания проведены 19 июля 2013 года, по результатам которого рекомендовано принять указанное решение.

Из пояснений главы Новотроицкого сельсовета ФИО3 следует, что данные постановление и решение, а также оспариваемый нормативный правовой акт должны были быть обнародованы на стендах, в магазинах, но подтверждающих этому доказательств в администрации нет, снятие решений со стендов в книге учета не зафиксировано. Когда они были обнародованы пояснить и подтвердить данные обстоятельства не может в связи с отсутствием в администрации сельсовета таких сведений. В Новотроицком сельсовете нет официального печатного издания для обнародования нормативных правовых актов, в соответствии с постановлением главы администрации Новотроицкого сельсовета № 69 от 9 июля 2013 года принятые решения размешаются на официальном сайте Благовещенского района Амурской области в разделе «Сельсоветы» «Новотроицкий» в сети Интернет. Администрация Благовещенского района размещает нормативные правовые акты в газете «Земля и люди». На указанном сайте и в газете постановление о назначении публичных слушаний, решение о публичных слушаниях и оспариваемый нормативный правовой акт, не размещались. Сведений о том, что администрацией сельсовета данные акты направлялись в администрацию района для их размещения на сайте, отсутствуют. Имеются только сведения о том, что оспариваемый нормативный правовой акт по средствам сети Интернет направлялся прокурору.

В судебном заседании ФИО4 настаивала на том, что указанные решения были обнародованы на стендах, в магазине села Кантон-Коммуна в установленные законом сроки, однако, подтверждающих этому доказательств суду не предоставлено, доводы административного истца в указанной части не опровергнуты.

Кроме того, из содержания постановления о назначении публичных слушаний № 72 от 9 июля 2013 года и протокола проведения публичных слушаний № 3 от 19 июля 2013 года следует, что они были проведены в селе Новотроицкое. В селе Кантон-Коммуна публичные слушания не проводились, что является нарушением требований части 14 статьи 31, части 3 статьи 28 ГрК РФ.

При таких обстоятельствах, с учётом того, что суду не были представлены доказательства того, что население села Кантон-Коммуна и иные лица, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, были оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомлены с проектом муниципального правового акта, результатами публичных слушаний, им была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием решения Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 (из представленных доказательств видно, что оно было направлено только прокурору и согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» от 15 марта 2002 года представлено в Управление Росреестра по Амурской области для внесения изменений в ЕГРН), публичные слушания были проведены только в селе Новотроицкое, тогда как вопрос об изменении территориальной зоны ставился в селе Кантон-Коммуна, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод, о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

С учетом приведённых разъяснений и установленных судом нарушений требований при принятии и ведения в действие оспариваемого нормативного правового акта решения Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 «О внесении изменений в решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года №19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» (в редакции решений №27/131 от 26.11.2010, №32/152 от 26.07.2011 и №11/38 от 19.12.2012) в части замены зоны Р-1 «природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «Усадебная застройка» в кварталах <номер> (в соответствии с прилагаемой схемой), требования административного истца подлежат удовлетворению, указанное решение подлежит признанию недействующим полностью со дня его принятия.

В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснено, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, а также если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим полностью или в части.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом приведенных разъяснений, того, что в Новотроицком сельсовете отсутствует официальное печатное издание, что также подтверждается Уставом сельского поселения Новотроицкого сельсовета от 17 февраля 2021 года, согласно статье 50 которого официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их вывешивания на стендах официальной информации, размещенных в здании администрации сельсовета и в общественных местах населенных пунктов сельсовета, в соответствии с постановлением главы администрации Новотроицкого сельсовета № 69 от 9 июля 2013 года нормативные правовые акта сельсовета размещаются на официальном сайте Благовещенского района Амурской области в разделе «Сельсоветы» «Новотроицкий» в сети Интернет, суд приходит к выводу, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Благовещенского района Амурской области в разделе «Сельсоветы» «Новотроицкий» в сети Интернет (blgraion.amurobl.ru).

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 02 сентября 2013 года № 16/50 «О внесении изменений в решение Новотроицкого сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2009 года №19/99 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Новотроицкого сельсовета Благовещенского района Амурской области» (в редакции решений №27/131 от 26.11.2010, №32/152 от 26.07.2011 и №11/38 от 19.12.2012) в части замены зоны Р-1 «природные территории в черте населенного пункта» на зону Ж-2 «Усадебная застройка» в кварталах <номер> (в соответствии с прилагаемой схемой).

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Благовещенского района Амурской области в разделе «Сельсоветы» «Новотроицкий» в сети Интернет (blgraion.amurobl.ru).

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 20 мая 2022 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких

УИД 28OS0000-01-2022-000016-54

Дело № 3а-68/2022