ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/2022 от 11.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-68/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Лаворко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сагоконь Дмитрия Александровича к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. (далее – ИП Сагоконь Д.А.) обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ Челябинской области, Министерство) о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 52/38 от 20 ноября 2020 года «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого округа и долгосрочных параметров регулирования».

В обоснование заявленных требований указал, что является потребителем тепловой энергии в центральной части города Троицка. Расчеты за тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным Министерством. Постановлением Министерства от 20 ноября 2020 года № 52/38 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа и долгосрочных параметров регулирования» на период с 2021 года по 2025 год. Оспариваемое постановление подлежит отмене по причине установления экономически необоснованного, существенно завышенного тарифа для потребителей тепловой энергии, которым нарушаются права, свободы и законные интересы ИП Сагоконь Д.А..

Концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года установлены долгосрочные параметры тарифного регулирования на весь период действия данного соглашения, которые не подлежат пересмотру. В нарушение пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) экспертное заключение МТРиЭ в отношении тарифа на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа не содержит каких-либо расчетов величины нормативной прибыли, расходов на топливо, расходов на холодную воду учтенных в составе тарифа ООО «Перспектива». Исходя из содержания экспертного заключения, невозможно сделать вывод на основании каких исходных данных органом регулирования производился расчет указанных расходов и показателей. Исходя из содержания экспертного заключения, невозможно сделать вывод на основании каких исходных данных органом регулирования принималось решение о принятии затрат в учтенном объеме, расчет процентных соотношений, используемых тарифным органом при учете затрат в тарифе в экспертном заключении - отсутствует. Отсутствие в экспертном заключении информации, которая достаточно определенно подтверждает экономическую обоснованность расходов регулируемой организации, объема полезного отпуска, нормативной и предпринимательской прибыли является нарушением требований законодательства. ООО «Перспектива» осуществляет несколько видов деятельности, подлежащих государственному регулированию, в связи с чем в отношении общества должны устанавливаться несколько тарифов, которые фактически вошли в состав одного тарифа и соответственно возникла ситуация, при которой тарифы не отражают фактические показатели деятельности регулируемой организации в виду нарушения МТРиЭ требований пункта 10 Методических указании, согласно которому, регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением своей деятельности. В нарушение требований законодательства Министерством тарифы для ООО «Перспектива» на передачу тепловой энергии, теплоноситель не устанавливались, расходы «Перспектива», величина НВВ, полезного отпуска не определены и рассчитаны по видам регулируемой деятельности, а рассчитаны в целом и в дальнейшем приведено ничем не обоснованное их разделение на производство тепловой энергии, передачу тепловой энергии и сбыт тепловой энергии, при этом указанные суммы и их разделение по видам деятельности невозможно проверить, пропорции разделения расходов по видам деятельности также не обоснованы.

В составе тарифа ООО «Перспектива» учтены расходы на амортизацию основных средств в сумме 18 454,0 тыс.руб.: в размере 12276,61 тыс. рублей на производство тепловой энергии, 6177,41 тыс. рублей на передачу тепловой энергии. Указанное разделение не обоснованно, тариф на передачу тепловой энергии не устанавливался и не рассчитывался, соответственно в нарушение требований п. 28, 29 Правил регулирования экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности заявленных расходов и расчета суммы амортизации, учтенной в составе тарифа ООО «Перспектива», в том числе на тепловую энергию, приобретаемую с целью компенсации потерь, при том, что ООО «Перспектива» были заявлены расходы по указанной статье в сумме 27622,96 тыс. рублей, которая была проверена при обжаловании тарифа ООО «Перспектива» в рамках дел № 3а-149/2019 и 3а-151/2019, а также при рассмотрении дел № 3а- 28/2021 и 3а-43/2021, и признана обоснованной, что ставит под сомнение достоверность расчета расходов па амортизацию основных средств, учтенных в составе тарифа.

В составе тарифа ООО «Перспектива» учтены расходы на ремонт основных средств подрядным способом в сумме 27431,42 тыс. рублей, при заявленных организацией 0 рублей, указанные расходы учтены в размере 16175,58 тыс. рублей на производство тепловой энергии, 11255,84 тыс. рублей на передачу тепловой энергии, при этом котельная сдана в эксплуатацию в феврале 2018 года и работы по ремонту должны проводиться в рамках гарантийных обязательств. В нарушение требований п. 28, 29 Правил регулирования экспертное заключение не содержит анализ экономической обоснованности и расчет расходов на ремонт.

Неверно произведен Расчет средневзвешенной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии, нарушен порядок определения необходимой валовой выручки ООО «Перспектива», который определен без учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов в периоды 2017-2019 от значении, учтенных при их формировании и результаты деятельности до перехода на долгосрочные тарифы. В основных показателях деятельности ООО «Перспектива» по производству, передаче и сбыту теплоэнергии отсутствуют величины корректировок, учтенных при регулировании на базовый 2021 год, значения строк 50-54 равны 0 рублей. При расчете НВВ Министерству следовало исключить сумму бюджетных субсидий, направленных на погашение задолженности на газ, а также учесть нарушение сроков реализации мероприятий Концессионного соглашения и инвестиционной программы.

Оспариваемым постановлением Министерством незаконно и необоснованно применены значения долгосрочных параметров регулирования - нормативного уровня прибыли. В результате незаконного согласования нормативного уровня прибыли, как существенного условия концессионного соглашения произошло его увеличение с 0,57 %, установленного в приложении № 4 к концессионному соглашению до 7,71 % в 2019 году, 6,66% в 2020 году, 6,01 %в 2021 году, 4,21 % в 2022 году, 2,68 % в 2023 году 1.18% в 2024 году. Указанные действия МТРиЭ являются незаконными и противоречат требованиям раздела 10 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Требование подпункта в пункта 104 и пункта 105 Правил регулирования МТРиЭ были нарушены, поскольку предварительное согласие на изменение значений долгосрочных параметров регулирования было оформлено письмом исх. № 07/774 от 27 февраля 2020 года, при этом в результате изменения долгосрочного параметра регулирования деятельности ООО «Перспектива» в рамках концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы исходя из нормативного уровня прибыли, указанного в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования превышает расходы инвестиционной программы на период её реализации, финансируемые за счет средств концессионера почти в 2 раза.

Экономически необоснованны расходы по статье «Покупка холодной воды и теплоносителя» в размере 7593,84 тыс. рублей, учтенные в составе тарифа. Ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания Правления МТРиЭ не содержится обоснования учета расходов на покупку холодной воды исходя из объема 207,98 тыс. куб.м., при том, что инвестиционной программой ООО «Перспектива» предусмотрены потери теплоносителя в объеме 155,47 тыс. куб.м. С учетом того, что нормативные потери в сетях ЗАО «ТЭК» в размере 23367,66 Гкал не меньше потерь в сетях ООО «Перспектива», предусмотренных в приложении 4 к концессионному соглашению от 28.04.2017 г., в размере 24350 Гкал, при этом объем потерь теплоносителя (не холодной воды) в сетях ЗАО «ТЭК» равен 52510,96 куб.м., объем потерь теплоносителя (не холодной воды) в сетях ООО «Перспектива» не превышает 57000 Гкал соответственно холодная вода в объеме 155,47 тыс.куб.м., предусмотренная в строке 6 таблицы 3 инвестиционной программы ООО «Перспектива» включает в себя и потери в сетях ООО «Перспектива» и потери в сетях ЗАО «ТЭК». В предыдущие периоды регулирования расходы на приобретение холодной воды рассчитывались именно исходя из объема равного 155,47 тыс.куб.м. В соответствии с информацией о показателях финансово-хозяйственной деятельности ООО «Перспектива» за 2020 год, представленной в разделе «Раскрытие информации в ЖКХ» в сфере теплоснабжения сайта ФАС России расходы ООО «Перспектива» на приобретение холодной воды в 2020 году составили 4054,68 тыс. рублей, в связи с чем, учет расходов по статье «Покупка холодной воды и теплоносителя» в размере 7593,84 тыс. рублей в тарифе ООО «Перспектива» не обоснован.

Также Министерством проведен недостоверный учет нормативной прибыли.

Протокольным определением Челябинского областного суда от 09 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Троицка, Губернатор Челябинской области (том 7, л.д. 250-254).

Административный истец ИП Сагоконь Д.А. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представители административного ответчика МТРиЭ Челябинской области Попова М.В., действующая на основании доверенности от 11 апреля 2022 года, Дрыга А.А., Просвирин Е.С., действующие на основании доверенностей от 10 января 2022 года, административные исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, письменных дополнениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «Перспектива» Агеев А.В., действующий на основании доверенности от 25 декабря 2020 года административные исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица администрации города Троицка, представитель Губернатора Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора Козиной И.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, ООО «Перспектива» на основании постановления администрации г. Троицка Челябинской области от 12 сентября 2018 года № 1504 является единой теплоснабжающей организацией.

Сагоконь Д.А. зарегистрирован в качестве ИП 27 мая 2014 года (ОГРНИП ), является потребителем тепловой энергии в центральной части города Троицка (т.1, л.д. 26-31)

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, является МТРиЭ Челябинской области.

ООО «Перспектива» обеспечивает поставку тепловой энергии потребителям Центральной части города Троицка Челябинской области, является регулируемой организацией, владеющей объектами теплоснабжения (источником тепловой энергии (котельной) и тепловыми сетями), находящимися в муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, заключенного с муниципальным образованием Троицкий городской округ от 28 апреля 2017 года.

Постановлением Администрации города Троицка Челябинской области от 01 июня 2017 года ООО «Перспектива» присвоен статус единой теплоснабжающей организации центральной части города Троицка.

ООО «Перспектива» 06 мая 2022 года обратилось в Министерство с предложением о корректировке тарифа на 2021 год (долгосрочный период 2021-2025 гг) (том 6, л.д. 193-194).

Постановлением МТРиЭ Челябинской области 20 ноября 2020 года № 52/38 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования (том 1, л.д. 35-36).

Приложением 1 к постановлением установлены одноставочные тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: на первое полугодие 2021 года 1 833,34 Гкал, на второе полугодие 2021 года, а также первое полугодие 2022 года 1 833,34 Гкал, на второе полугодие 2022 года 1 929,24 Гкал, на первое и второе полугодие 2023 года, первое полугодие 2024 года 1 882,3 Гкал, на второе полугодие 2024 и первое полугодие 2025 года 1 920,83 Гкал, второе полугодие 2025 года – 1 921, 58 Гкал;

Для населения: на первое и второе полугодие 2021 года, а также первое полугодие 2022 года 2 200,01 Гкал, на второе полугодие 2022 года 2315,06 Гкал, на первое и второе полугодие 2023 года, первое полугодие 2024 года 2 258, 76 Гкал, на второе полугодие 2024, первое и второе полугодие 2025 года 2 305 Гкал.

Приложением 2 утверждены долгосрочные параметры регулирования: на весь долгосрочный период – базовый уровень операционных расходов в размере 19 159,49 тыс.руб, индекс эффективности операционных расходов 1%, а также нормативный уровень прибыли: на 2021 год 6,01%, на 2022 год 4,21%, на 2023 год 2,68%, на 2024 год 1,18%, на 2025 год 0,57%.

Специалистами МТРиЭ Челябинской области проведена экспертиза представленных обществом документов, составлено экспертное заключение от 20 ноября 2020 года по экономической обоснованности затрат на 2021 год к делу 07/14-5-тэ (потребители)_2021-2025), 07/14-6-тэ (потери)_(2021-2025) об экономической обоснованности затрат, учтенных при установлении цен (тарифов) на 2021-2025 годы, в отношении регулируемой организации ООО «Перспектива» (том 1, л.д. 115-139).

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления МТРиЭ Челябинской области (выписка из протокола от 20 ноября 2020 года № 52, том 8 л.д. 21-30), опубликовано в установленном порядке путем размещения на официальном сайте Министертства www.tarif74/ru, в разделе «постановления Министерства), а также в газете «Южноуральская панорама» от 14 января 2021 года № 2/1 (4214/1).

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

ООО «Перспектива» с муниципальным образованием «город Троицк» заключено Концессионное соглашение от 28 апреля 2017 года, объектом которого является система коммунальной инфраструктуры, в том числе отдельные объекты такой системы, иные объекты коммунального хозяйства, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии в центральной части города Троицка, которые подлежат модернизации (реконструкции) и которые передаются во владение и пользование концессионера.

Постановлением МТРиЭ Челябинской области от 30 октября 2018 года № 66/12 утверждена инвестиционная программа ООО «Перспектива» на 2018-2032 годы, которой предусмотрено строительство новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями.

Из материалов дела следует, что права на имущественный комплекс теплоснабжения Троицкого городского округа перешли к ООО «Перспектива» в 2018 году, ранее в отношении общества осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) постановлениями от 20 декабря 2018 года № 86/99 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым организациям) Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования», от 20 декабря 2018 года № 86/101 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования» на период с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2020 года.

Оспариваемым нормативным правовым актом утвержден тариф на второй долгосрочный период регулирования.

Согласно материалам дела, объем полезного отпуска ООО «Перспектива» определен в соответствии с требованиями пункта 22 Основ ценообразования и пунктов 8, 9, 21 Методических указаний на основании отчетных данных о величине полезного отпуска конечных потребителей центральной части города Троицка за 2018 год в размере 204,726 тыс.Гкал (том 8, л.д. 231) и нормативных потерь ООО «Перспектива» в размере 24,35 тыс.Гкал в соответствии с концессионным соглашением, в сумме 229,076 тыс.Гкал.

Расчетная предпринимательская прибыль определена в соответствии с пунктом 74 (1) Основ ценообразования, согласно которому расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Размер расчетной предпринимательской прибыли на производство тепловой энергии составил 3 295,04 тыс. руб., из расчета: (19 009,38 (базовый уровень операционных расходов на производство) + 13 068,62 (неподконтрольные расходы) + 195 474,48 (расходы на топливно-энергетические ресурсы) – 161 6561,58 (расходы на топливо)) * 5%.

На передачу тепловой энергии – 1 691,54 тыс.руб. из расчета (32 117,47 (расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, в том числе на компенсацию потерь) – 26 010,43 (расходы на компенсацию потерь) * 1 068,19 Гкал (средневзвешенная стоимость производства) + 8 564,31 (неподконтрольные расходы) + 19 159,49 (операционные расходы на передачу)) * 5%.

На сбыт тепловой энергии – 83,92 тыс.руб. из расчета (3 678,45 тыс.руб. (внереализационные расходы) * 5%.

Нормативная прибыль определена по формуле (12) пункта 41 Методических указаний: на производство в размере 14 786,76 тыс.руб. из расчета: 6,01% * (227 552,47 тыс.руб./(100%-6,01%/(1-0,2)), на передачу в размере 3 888,59 тыс.руб. из расчета: 6,01% * (59 841,27 тыс.руб./(100%-6,01%/(1-0,2)), где 6,01 % - величина нормативного уровня прибыли на 2021 год в соответствии с концессионным соглашений в измененной редакции, 227 552,47 тыс.руб. – размер НВВ на производство, 59 841,27 – размер НВВ на передачу, 0,2 – ставка налога на прибыль.

Налог на прибыль определен расчетным путем исходя из нормативной прибыли: на производство в размере 3 696,96 тыс.руб. (14 786,76/0,8*0,2), на передачу 972,15 тыс.руб. (3 888,59/0,8*0,2).

Расчет нормативной прибыли и расчетной предпринимательской прибыли произведен в соответствии с положениями Основ ценообразования и методических указаний на основании данных о деятельности регулируемой организации, условий Концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования, в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, орган регулирования при расчете тарифов применяет долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера или арендатора, установленные концессионным соглашением или договором аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».

Административный истец полагал необоснованным при установлении тарифа руководствоваться значением нормативного уровня прибыли, установленного концессионным соглашением после внесения в него изменений, оспаривая как основания такого изменения, так и порядок применения измененных условий.

Как установлено в судебном заседании, размер нормативного уровня прибыли ООО «Перспектива», установленный Концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года, был определен без учета расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования, в связи с чем, во исполнение определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 года по делу № 66а-2/2020, стороны Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года ООО «Перспектива» и муниципальное образование «город Троицк» достигли соглашения об изменении его условий. В том числе, нормативный уровень прибыли согласован сторонами на 2021 год 6,01%, на 2022 год 4,21%, на 2023 год 2,68%, на 2024 год 1,18%, на 2025 год 0,57%.

Письмом от 27 февраля 2020 года, в соответствии с пунктом 104 Правил регулирования МТРиЭ Челябинской области согласовало изменение значения нормативного уровня прибыли как долгосрочного параметра регулирования, установленного в качестве условия Концессионного соглашения.

Решением от 23 марта 2020 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в соответствии с частью 3.8 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях, на основании подпункта «а» пункта 12, подпункта «д» Правил № 368, согласовало изменение условий концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года, указав, что основанием для согласования является установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением (том 2, л.д. 151-153).

10 марта 2021 года сторонами концессионного соглашения и субъектом Российской Федерации оформлено Соглашение к концессионному соглашению в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от 28 апреля 2017 года.

Пунктом 51 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном разделом X Правил регулирования.

Изменение условий Концессионного соглашения является сделкой, противоречие которой положениям действующего законодательства в установленном порядке не устанавливалось, в связи с чем препятствий для применения измененных долгосрочных параметров регулирования при принятии оспариваемого нормативного правового акта, устанавливающего тарифы и долгосрочные параметры регулирования на соответствующие периоды, у административного ответчика не имелось.

При этом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 09 марта 2022 года ИП Сагоконь Д.А. отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий МТРиЭ Челябинской области по предварительному согласованию изменения значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, являющегося существенным условием концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года, письмом от 27 февраля 2020 года № 07/774.

Нарушений при определении Министерством расходов на топливо и холодную воду судом не усматривается.

Согласно экспертному заключению, расходы на топливо определены в размере 161 651,58 тыс.руб., на холодную воду – в размере 7 593,2 тыс.руб..

Расчет расходов на топливо содержится в таблице 17 экспертного заключения, произведен в соответствии с пунктом 26 Методических указаний, исходя из объема полезного отпуска, удельного расхода топлива, определенного условиями концессионного соглашения, фактического расхода топлива и цены топлива с учетом транспортировки.

Расходы на покупку холодной воды определены исходя из объема в размере 207,98 тыс.куб.м, определенного как сумма планового значения потерь теплоносителя при передаче тепловой энергии на 2021 год в размере 155 465 тонн в год, установленных инвестиционной программой, и нормативных потерь тепловой энергии по сетям ЗАО «ТЭК» в размере 52,51 тыс.тонн, установленных постановлением Министерства от 23 июля 2020 года № 31/15.

Основания полагать, что нормативные потери по сетям ЗАО «ТЭК» включены в плановые потери, установленные для ООО «Перспектива», отсутствуют.

Размер амортизации основных средств и нематериальных активов определен Министерством в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования и пунктом 39 Методических указаний с соблюдением законодательства в сфере бухгалтерского учета.

ООО «Перспектива» по данной статье расходов предложено учесть расходы в сумме 27 622,96 тыс.руб., МТРиЭ Челябинской области учтено 18 454,02 тыс.руб. в соответствии с первоначальной стоимостью основных средств согласно инвентарным карточкам учета основных средств, в соответствии первоначальной стоимостью оборудования, участвующего в производственной деятельности, в том числе: 12 276,61 тыс.руб. на производство тепловой энергии (учтена стоимость котельной 120 Мвт), 6 177,41 тыс.руб. на передачу тепловой энергии (учтена стоимость тепловых сетей.

Расходы на ремонт основных средств относятся к операционным расходам, базовый уровень которых определен концессионным соглашением в размере 34 329 тыс.руб. на период до 2031 года в составе долгосрочных параметров регулирования.

Концессионным соглашением распределение базового уровня операционных расходов по видам деятельности не предусмотрено. Раздельный учет по видам деятельности регулируемой организацией не ведется.

Распределение базового уровня операционных расходов по видам деятельности с установлением процентного соотношения произведено Министерством при установлении тарифов на предыдущий долгосрочный период на основании постановления от 20 декабря 2018 года № 86/99 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования». В соответствии с приложением 2 к постановлению базовый уровень операционных расходов на производство определен в размере 17 552,29 тыс.руб. (при базовом уровне на 2018 год с учетом индексации в размере 35 243,18 тыс.руб.), то есть в размере 49,8%.

При оспариваемом регулировании МТРиЭ Челябинской области распределение операционных расходов по видам деятельности произведено аналогичным образом – 49,8 % на производство, 50,2% на передачу тепловой энергии.

Базовый уровень операционных расходов на 2021 год с учетом индексации составил 38 168,87 тыс.руб., из которых 19 009,38 тыс.руб. (49,8%) отнесено на производство, 19 159,49 тыс.руб. (50,2%) на передачу тепловой энергии.

Расходы на ремонт основных средств определены как разность между базовым уровнем операционных расходов по видам деятельности и значениями иных операционных расходов (на сырье и материалы, на оплату труда, размер которых административным истцом не оспаривается). Общий размер расходов определен в размере 27 431,42 тыс.руб. из расчета 38 168,87 (базовый уровень на 2021 год) – 10 277,93 тыс.руб. (расходы на оплату труда) - 459,23 тыс.руб. (расходы на сырье и материалы).

Расчет расходов на оплату труда представлен в таблице 12 экспертного заключения, распределен по видам деятельности исходя из численности персонала, занятого при производстве и передаче тепловой энергии.

Расходы на ремонт по видам деятельности определены как разность между базовым уровнем операционных расходом по видам деятельности, определенным в соответствии с постановлением от 20 декабря 2018 года № 86/99 и иных операционных расходов, отнесенных на соответствующий вид деятельности расчетным путем.

В отсутствие раздельного учета примененный Министерством подход действующему законодательству не противоречит, основан на применении нормативного правового акта, регулировавшего правоотношения в предыдущий долгосрочный период, который недействующим в установленном порядке не признавался.

Базовый уровень операционных расходов, установленный Концессионным соглашением на весь период его действия, не превышен.

В соответствии с законодательством о теплоэнергетике, организация вправе осуществлять деятельность как по производству, так и по передаче тепловой энергии, однако в силу пункта 9 части 1 статьи 7 Закона «О теплоснабжении» обязана вести раздельный учет объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Раздельный учет организацией не ведется, с заявлением об установлении тарифа на передачу ООО «Перспектива» не обращалось, в связи с чем расходы организации и НВВ определены Министерством расчетным путем с учетом данных, использованных при предыдущем регулировании.

НВВ для расчета оспариваемого тарифа, в частности на первое и второе полугодие 2021 года определен в размере 340 439,89 тыс.руб. с учетом средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (249,33/233,41, табл. 24), средневзвешенной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии (357,54 тыс.Гкал * 185,69 тыс.Гкал + 312,25 тыс.Гкал * 229,08 тыс.Гкал)/185,69 тыс.Гкал, табл. 25), расходов по сомнительным долгам, расходов на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии (табл. 26), что отражено в экспертном заключении.

Согласно пункту 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

?НВВкi-2 = HBBфi-2 – TBi-2 (тыс. руб.),

где:

?НВВкi-2 - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

HBBфi-2 - фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Включение в расчет товарной выручки субсидий, полученных организацией вне рамок тарифного регулирования, в том числе в связи со значительной задолженность населения, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 53 Методических указаний, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по формуле (23).

Данная корректировка рассчитывается как отношение объема фактического исполнения инвестиционной программы к плановому размеру финансирования инвестиционной программы с применением прочих элементов формулы.

Как установлено в судебном заседании, газовая котельная, являющаяся предметом концессионного соглашения, приступила к работе в октябре 2018 года, в связи с чем постановлениями Министерства от 20 декабря 2018 года для ООО «Перспектива» установлено тарифное регулирование.

Оспариваемым нормативным правовым актом осуществлена корректировка НВВ с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифа от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, то есть в предыдущий долгосрочный период, в течение которого по основаниям неисполнения условий концессионного соглашения и инвестиционной программы он не оспаривался.

Согласно экспертному заключению, сумма корректировок с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2019 год составила «–16 280,89 тыс.руб.». При установлении тарифа на регулируемый период корректировки не произведена, однако в целях сглаживания тарифа регулирующий орган вправе учесть корректировку в последующий период.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в оспариваемой части постановление от 20 ноября 2020 года № 52/38 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, принят Министерством в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе правил опубликования, в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя Сагоконь Дмитрия Александровича к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим Постановления от 20 ноября 2020 года № 52/38 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования», как не соответствующее Федеральному закону № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлению Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказу ФСТ России от 13 марта 2013 года № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года.