ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/2022 от 12.04.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело №3а-68/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Калуга 12 апреля 2022 года

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Коротковой И.Д.,

при секретаре Сухоруковой В.А.,

с участием прокурора Бисиркиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Совко Александра Александровича к Городской Думе городского поселения «Город Малоярославец» Калужской области о признании недействующим в части решения Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23 сентября 2021 года №113 «О внесении изменений в Приложение №1 Решения Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23.04.2015 №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»,

УСТАНОВИЛ:

Городской Думой городского поселения «Город Малоярославец» Калужской области принято решение от 23 апреля 2015 года №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец», которым постановлено:

1. Утвердить схему-таблицу размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в государственной и муниципальной собственности муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» - Приложение №1 к настоящему Решению.

2. Запрещается осуществление торговой деятельности и размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с нарушением или вне схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления.

3. Исполнение данного Решения возложить на Администрацию МО ГП «Город Малоярославец» и Административную комиссию МО ГП «Город Малоярославец».

Указано на опубликование решения в газете «Малоярославецкий край», размещение на сайте МО ГП «Город Малоярославец» и на вступление решения в силу с момента его опубликования.

Под пунктом 23 схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов, являющейся приложением №1 к Решению от 23 апреля 2015 года №539, с учетом изменений, внесенных решением Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 27 августа 2020 года №545, указан нестационарный торговый объект по адресу: <адрес>, собственником которого является ИП Совко А.А., со сроком размещения торговой деятельности группы товаров «продукты» на 2004-2020 годы.

Городской Думой городского поселения «Город Малоярославец» Калужской области принято решение от 23 сентября 2021 года №113 «О внесении изменений в Приложение №1 Решения городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23.04.2015 №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», которым, в том числе, постановлено:

внести изменения в Приложение №1 Решения городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23.04.2015 №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» (пункт 1).

Исключить из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» п.4, п.6, п.9, п.10, п.11, п.13, п.14, п.15, п.23, п.25, п.29 согласно приложению №1 к настоящему Решению (пункт 1.1).

Считать действительной схему-таблицу размещения нестационарных торговых объектов нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» (приложение №3) после внесенных изменений в пункте 1 настоящего Решения (пункт 3).

Пунктом 7 предусмотрено вступление решения в силу с момента его опубликования.

Решение от 23 сентября 2021 года №113 опубликовано в газете «Малоярославецкий край» от 1 октября 2021 года и на сайте Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец».

3 февраля 2022 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление Совко А.А., в котором административный истец, уточнив заявленные требования, просил признать не действующим пункт 1.1 решения Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23 сентября 2021 года №113 «О внесении изменений в Приложение №1 Решения городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23.04.2015 №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в части исключения из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Малоярославец» нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес> (пункт 23 Приложения к решению от 27 августа 2020 года «О внесении изменений в Приложение №1 Решения Городской Думы от 27 августа 2020 года «О внесении изменений в Приложение №1 Решения Городской Думы №539 от 23.04.2015»).

В обоснование заявленных требований административным истцом Совко А.А. указано, что он является владельцем нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>, установленного на основании заключенного в 2003 году договора о размещении нестационарного торгового объекта, который неоднократно продлевался, с получением необходимой разрешительной документации; участок для установки нестационарного торгового объекта был предоставлен на основании договора аренды земельного участка. 21 октября 2021 года административным истцом получено впоследствии признанное незаконным решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 9 февраля 2022 года предписание о демонтаже в срок до 1 ноября 2021 года указанного выше нестационарного торгового объекта, а также решение Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23 сентября 2021 года №113, которым принадлежащий Совко А.А. нестационарный торговый объект исключен из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Малоярославец». Оспариваемое решение от 23 сентября 2021 года №113 в указанной выше части административный истец полагает незаконным, не мотивированным, принятым с нарушением требований статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, противоречащим части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункту 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему расположения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года №772, нарушающим его права как владельца нестационарного торгового объекта по владению, пользованию и распоряжению им.

В судебном заседании административный истец Совко А.А., его представитель Халилова Н.С. поддержали заявленные требования по изложенным выше основаниям с учетом последующих уточнений.

Представитель административного ответчика Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец», заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» Бедринская Е.О. возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Прокурор Бисиркина И.И. в заключении полагала требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц комиссии по соблюдению порядка размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 6, части 3 статьи 17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в том числе, разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года №772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 23 Устава структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования.

В силу статьи 24 Устава представительный орган городского поселения состоит из 20 депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования является правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов.

Согласно статье 48 Устава решения представительного органа, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, настоящим Уставом и Регламентом представительного органа городского поселения.

В соответствии со статьями 49, 50 Устава муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования (обнародования), если самими актами не установлен иной срок вступления их в силу. Муниципальные правовые акты городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считаются первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, размещение полного текста в сетевом издании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов используется сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Порядок работы и обеспечения деятельности Городской Думы муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» урегулирован регламентом, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» от 11 ноября 2010 года №67.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Регламента заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует большинство от избранного количества депутатов, за исключением случаев, установленных действующим законодательством и Уставом города.

Согласно пункту 3 статьи 20 Регламента решения, касающиеся иных вопросов, отнесенных к компетенции городской Думы, принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.

При рассмотрении дела установлено, что Городской Думой городского поселения «Город Малоярославец» принято решение от 23 апреля 2015 года №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец», которым, в том числе, утверждена схема-таблица размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» - Приложение №1 к Решению и под пунктом 39 схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов указан нестационарный торговый объект по адресу: <адрес>, со сроком осуществления торговой деятельности группы товаров «продукты» на 2004-2017 годы.

Решением Городской Думой городского поселения «Город Малоярославец» от 27 августа 2020 года №545 «О внесении изменений в Приложение №1 Решения Городской Думы №539 от 23.04.2015 г.» внесены изменения в Приложение №1 Решения Городской Думы №539 от 23.04.2015 г. и под пунктом 23 схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов указан нестационарный торговый объект по адресу: <адрес>, собственником которого является ИП Совко А.А., со сроком размещения торговой деятельности группы товаров «продукты» на 2004-2020 годы.

Городской Думой городского поселения «Город Малоярославец» принято решение от 23 сентября 2021 года №113 «О внесении изменений в Приложение №1 Решения городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23.04.2015 №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», текст которого приведен выше.

Из протокола очередного заседания Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» 7 созыва от 23 сентября 2021 года следует, что на заседании присутствовало, в том числе, 13 депутатов из избранного количества депутатов – 20, установленного числа 19 депутатов.

На повестке дня под седьмым пунктом указано на рассмотрение вопроса о внесении изменений в Приложение №1 Решения Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23 апреля 2015 года №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», по которому до присутствующих доведена информация о том, что на основании протокола от 10 сентября 2021 года №6 заседания комиссии по соблюдению порядка размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» был подготовлен проект решения об исключении пунктов из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец». На заседании комитета Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» проект решения схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов был рассмотрен и одобрен депутатами для вынесения на Думу. За принятие решения проголосовало 13 депутатов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят Городской Думой городского поселения «Город Малоярославец» в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме правового акта, порядку принятия, введения его в действие, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Решением Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 18 декабря 2014 года №508 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец», в силу пункта 4 которого основными критериями для размещения нестационарных торговых объектов являются: соответствие порядку установки и эксплуатации временных строений и сооружений, установленному в правилах землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»; обеспечение жителей города товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности (в радиусе 500 м); обеспечение устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями; обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов, расположение нестационарного торгового объекта не должно создавать помехи для механизированной уборки улиц, не должно препятствовать доступу пожарных подразделений к существующим зданиям и сооружениям; предотвращение нарушения внешнего облика города, соответствие внешнего вида объекта архитектурному облику города на основании рекомендаций градостроительного совета и предотвращение нарушений в сфере благоустройства территории объектами мелкорозничной торговли; запрет установки нестационарных торговых объектов в охранной зоне инженерных сетей в соответствии с региональными нормативами Калужской области; наличие договоров на вывоз твердых бытовых отходов, гофротары; наличие водопровода от городских сетей и организация слива (при наличие технической возможности), наличие туалета, создание условий для соблюдения личной гигиены; наличие договоров на вывоз и утилизацию биологических отходов (для объектов, осуществляющих торговлю мясом, рыбой, другой продукцией животного происхождения); наличие условий доступа для людей с ограниченными возможностями.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что при размещении и эксплуатации нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, хозяйствующий субъект (собственник нестационарного торгового объекта) обязан: соблюдать правила пожарной безопасности согласно Федеральному закону от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; соблюдать санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01; производить изменение конструкций или цветового решения наружной отделки временных сооружений в соответствии с решениями Градостроительного совета; выполнять требования по содержанию и благоустройству нестационарного торгового объекта, места его размещения и прилегающей территории согласно Правилам благоустройства МО ГП «Город Малоярославец»; выполнять требования положений действующего федерального законодательства, регламентирующих вопросы безопасности дорожного движения, в том числе Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласовывать размещение объектов мелкорозничной торговли в непосредственной близости от пешеходных переходов с учетом соблюдения этих норм при передвижении пешеходов и подвозе товаров к объектам (Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др.).

При размещении нестационарного торгового объекта на арендованных земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, а также в зданиях, закрепленных за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями, в администрацию МО ГП «Город Малоярославец» представляется для согласования соответствующих договоров подтверждение соответствия нестационарного торгового объекта требованиям настоящего Порядка (пункт 9).

Осмотр нестационарных торговых объектов на предмет соответствия требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, администрацией МО ГП «Город Малоярославец» проводится комиссией. Несоблюдение требований, установленных данным Порядком, является основанием для исключения нестационарного торгового объекта из схемы (пункт 10).

Статьей 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», утвержденных решением Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» №173 от 28 февраля 2017 года, установлен правовой режим временных объектов на территории муниципального образования, в том числе, требования, предъявляемые к временным объектам, к параметрам, конструктивным характеристикам и размещению временных объектов, к архитектурному стилю, цветовому оформлению и материалам отделки фасадов временных объектов, к целевому (функциональному) назначению и требования к эксплуатации временных объектов.

Из материалов дела следует, что 1 марта 2016 года между администрацией муниципального образование городское поселение «Город Малоярославец» и индивидуальным предпринимателем Совко А.А. заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта (договор возмездного оказания услуг), предусматривающий право Совко А.А. разместить нестационарный торговый объект по адресу: <адрес>, и обязанность последнего разместить и обеспечить в течение всего срока действия (до 22 апреля 2017 года) договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с настоящим договором и действующим законодательством (п.1.1. договора).

Главой администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» утвержден являющийся приложением к договору от 1 марта 2016 года паспорт размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>.

Срок действия договора от 1 марта 2016 года неоднократно продлевался дополнительными соглашениями от 26 мая 2017 года, от 18 декабря 2017 года, от 1 июня 2018 года, от 10 декабря 2018 года, от 18 июля 2019 года, от 10 декабря 2019 года, от 15 сентября 2020 года (последним срок договора продлен до 1 июля 2021 года), при этом дополнительными соглашениями предусмотрено, что целью продления сроков действия договора является предоставление Совко А.А. сроков для приведения нестационарного торгового объекта в соответствие с действующими требованиями нормативно-правовых актов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

Из адресованных Совко А.А. администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» 31 октября 2016 года, 16 марта 2017 года сообщений следует, что во исполнение Порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец», утвержденного решением Городской Думы №508 от 18 декабря 2014 года, и статьи 21 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Городской Думы №397 от 22 декабря 2009 года, статьи 20 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Городской Думы №173 от 28 февраля 2017 года, Совко А.А. необходимо привести в надлежащий внешний вид торговый объект с соблюдением пожарных, санитарно-эпидемиологических правил, а также обращено внимание, что дальнейшее решение по размещению объекта торговли на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» и включение его в схему нестационарных торговых объектов будет приниматься на основании его действий по соблюдению требований вышеуказанных нормативно-правовых актов.

28 сентября 2017 года Совко А.А. обратился в администрацию муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» с заявлением, в котором просил рассмотреть на заседании градостроительного совета паспорт расположенного на <адрес> нестационарного торгового объекта, приложив паспорт нестационарного торгового объекта.

Из выписки из протокола заседания градостроительного совета от 18 октября 2017 года следует, что по результатам рассмотрения паспорта нестационарного торгового объекта, расположенного на <адрес>, решено одобрить конструкции и цветовое решение наружной отделки фасадов объекта с предоставленным паспортом нестационарного торгового объекта, разработанного ООО «САНТА», при условии исключения признаков, позволяющих отнести данный нестационарный торговый объект к объекту капитального строительства в соответствии с требования пункта 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», утвержденных решением Городской Думы №173 от 28 февраля 2017 года (наличие фундамента, отмостки, капитального сооружения крыльца, пандуса и так далее).

8 мая 2018 года Совко А.А. обратился в администрацию муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» с заявлением, в котором просил выдать подтверждение соответствия нестационарного торгового объекта, расположенного <адрес>, требованиям Порядка размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

Из адресованного Совко А.А. администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» письма от 8 июня 2018 года за следует, что комиссией с выездом на место 8 июня 2018 года произведен осмотр нестационарного торгового объекта, подготовлен фотоматериал и сделано заключение, что нестационарный торговый объект <адрес>, не соответствует пункту 4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» из-за отсутствия благоустройства прилегающей территории и неполного выполнения приведения внешнего вида нестационарного торгового объекта в соответствие (оборванная вывеска магазина, а также расколота и местами отсутствующая тротуарная плитка, выложенная на прилегающей к нестационарному торговому объекту территории и ступеньках на входе). Указано на необходимость с учетом замечаний привести внешний вид нестационарного торгового объекта и произвести благоустройство прилегающей территории в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» в срок до 1 ноября 2018 года; предложено заключить дополнительное соглашение к договору на размещение нестационарного торгового объекта со сроком действия с 1 июня 2018 года до 1 ноября 2018 года.

Согласно адресованным Совко А.А. администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» сообщениям от 12 апреля 2019 года, 2 октября 2019 года, договоры на размещение нестационарных торговых объектов будут продлеваться на 7 лет с теми индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые привели внешний вид своего нестационарного торгового объекта в соответствии с требованиями Порядка и получили письменное подтверждение соответствия нестационарного торгового объекта требованиям Порядка размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец», а также предложено безотлагательно принять меры по приведению нестационарного торгового объекта в соответствие с действующими требования нормативно-правовых актов муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец».

24 октября 2019 года Совко А.А. обратился в администрацию муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» с заявлением, в котором просил выдать подтверждение соответствия нестационарного торгового объекта расположенного <адрес>, требованиям Порядка размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

Из протокола заседания комиссии по соблюдению порядка размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 12 ноября 2019 года следует, что при рассмотрении вопроса по заявлению Совко А.А. о выдаче подтверждения соответствия расположенного <адрес>, нестационарного торгового объекта решено отказать в выдаче подтверждения нестационарного торгового объекта сроком на 7 лет, так как не завершено благоустройство прилегающей территории.

Письмом администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 25 ноября 2019 года, адресованным Совко А.А., сообщено, что по результатам рассмотрения на комиссии по размещению нестационарных торговых объектов от 12 ноября 2019 года вопроса по заявлению о выдаче подтверждения о соответствии нестационарного торгового объекта, расположенного <адрес>, вынесено решение об отказе в выдаче подтверждения о соответствии нестационарного торгового объекта требованиям Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», поскольку внешний вид нестационарного торгового объекта не соответствует утвержденному градостроительным советом муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» паспорту нестационарного торгового объекта. Также указано на необходимость с учетом вышеуказанных замечаний привести внешний вид нестационарного торгового объекта согласно паспорту и произвести благоустройство прилегающей территории в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению порядка размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 10 сентября 2021 года при рассмотрении вопроса по индивидуальным предпринимателям, у которых срок договора на размещение нестационарного торгового объекта закончился 1 июля 2021 года, решено подготовить и направить проект решения на Городскую Думу об исключении, в том числе, пункта 23 – Совко А.А. (<адрес>) из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в связи с незавершением работ по внешнему виду нестационарного торгового объекта.

1 октября 2021 года администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в адрес Совко А.А. направлены предписание о демонтаже в срок до 1 ноября 2021 года нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>, приведении земельного участка, на котором размещен нестационарный торговый объект, в первоначальное состояние, а также копия решения Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23 сентября 2021 года №113 с указанием на исключение решением пункта 23 (<адрес>) из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселении «Город Малоярославец» в связи с несоответствием торгового павильона Порядку размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», утвержденному решением Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 18 декабря 2014 года №508.

Вступившим в законную силу решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 9 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Совко А.А. о признании незаконным предписания администрации муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» административный иск удовлетворен, постановлено признать незаконным и подлежащим отмене предписание администрации муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» от 30 сентября 2021 года, выданное Совко А.А. о демонтаже нестационарного торгового объекта.

Так, согласно материалам дела и данным в судебных заседаниях объяснений представителя административного ответчика Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец», заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» Бедринской Е.О. следует, что основанием принятия оспариваемого административным истцом решения №113 от 23 сентября 2021 года и исключения из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» пункта 23 - нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>, явилось не соответствие указанного нестационарного торгового объекта приведенному выше пункту 4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец», о чем Совко А.А. неоднократно извещался письмами администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

Вместе с тем, в адресованных Совко А.А. администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» письмах от 12 апреля 2019 года, 2 октября 2019 года указано на необходимость приведения нестационарного торгового объекта в соответствие с действующими требования нормативно-правовых актов муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец»; в письме от 25 ноября 2019 года сообщено об отказе в выдаче подтверждения о соответствии нестационарного торгового объекта требованиям Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», поскольку внешний вид нестационарного торгового объекта не соответствует утвержденному градостроительным советом муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» паспорту нестационарного торгового объекта и указано на необходимость благоустройства прилегающей территории в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» и приведения внешнего вида нестационарного торгового объекта согласно паспорту; из протокола заседания комиссии по соблюдению порядка размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 10 сентября 2021 года следует, что решено подготовить и направить проект решения на Городскую Думу об исключении, в том числе, принадлежащего Совко А.А. нестационарного торгового объекта, расположенного <адрес> (пункта 23), из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в связи с незавершением работ по внешнему виду нестационарного торгового объекта.

Однако в чем именно выразилось несоответствие нестационарного торгового объекта, расположенного <адрес> паспорту нестационарного торгового объекта, пункту 4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования городского поселения «Город Малоярославец» либо иным правовым актам, ни в указанных выше письмах администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», ни в протоколе заседания комиссии по соблюдению порядка размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 10 сентября 2021 года, ни в оспариваемом административным истцом решении №113 от 23 сентября 2021 года не указано.

Иных оснований исключения нестационарного торгового объекта, расположенного <адрес> (пункта 23), из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» не приведено и административным ответчиком не представлено.

Поскольку мотивированное обоснование исключения нестационарного торгового объекта расположенного <адрес> из схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», который установлен Совко А.А. в месте, согласованном с администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», отсутствует, а достоверных доказательств возникновения причин для исключения спорного торгового места из схемы размещения нестационарных торговых объектов административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании него были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 1.1 решения Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23 сентября 2021 года №113 «О внесении изменений в Приложение №1 Решения городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» от 23.04.2015 №539 «Об утверждении схемы-таблицы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в части исключения из схемы-таблицы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» пункта 23 согласно приложению №1 к настоящему Решению.

Обязать Городскую Думу городского поселения «Город Малоярославец» Калужской области опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Малоярославецкий край» и на официальном сайте Городской Думы городского поселения «Город Малоярославец» Калужской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.Д. Короткова

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022 года.