УИД: 14OS0000-01-2023-000085-19
Дело №3а-68/2023
Решение
именем Российской Федерации
город Якутск 04 декабря 2023 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., при секретаре судебного заседания Колочевой К.А.,
с участием прокурора Местниковой Л.Н.,
административного истца ФИО1 и его представителей ФИО2, ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4 и её представителя ФИО5,
представителей заинтересованных лиц - Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) ФИО6, участковой избирательной комиссии № 224 ФИО7, участковой избирательной комиссии № 226 ФИО8, участковой избирательной комиссии № 227 ФИО9, участковой избирательной комиссии № 228 ФИО10, Регионального отделения в Республике Саха (Якутия) Политической партии «Новые Люди» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по Ленскому одномандатному избирательному округу №24 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва от 11 сентября 2023 года №10/1-НД о результатах выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва,
установил:
Постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2023 г. ГС N 1261-VI на 10 сентября 2023 года были назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решением Окружной избирательной комиссии Ленского одномандатного избирательного округа №24 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва (далее - Окружная избирательная комиссия №24) от 11 сентября 2023 года №10/1-НД на основании протоколов комиссии и участковых избирательных комиссий выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по избирательному округу были признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными. Решено считать избранным народным депутатом Республики Саха (Якутия) по Ленскому одномандатному избирательному округу №24 ФИО4
ФИО1, являвшийся зарегистрированным кандидатом в народные депутаты по указанному избирательному округу, обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного решения Окружной избирательной комиссии № 24 и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.
В обоснование заявленных требований с учетом их дополнений и уточнений от 12 октября, 09 ноября и 4 декабря 2023 года административный истец ссылается на допущенные участковыми избирательными комиссиями №224, 226, 227, 228 нарушения требований статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (далее - Закон Республики Саха (Якутия) 497-З № 1007-III), которые не позволяют с достоверностью определить действительные результаты волеизъявления избирателей.
Указывает, что члены участковых избирательных комиссий осуществляли подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней одновременно путем загибания уголков бюллетеней, при этом другими членами участковой избирательной комиссии одновременно проводилась работа со списками избирателей, что полученное число избирательных бюллетеней, обнаруженных в переносных ящиках и сейф-пакетах, не было внесено в увеличенную форму протокола, также была нарушена процедура признания бюллетеней недействительными. При этом члены участковых избирательных комиссий ограничивали наблюдателям право на проведение фото и видеофиксации, списки избирателей им не представлялись для ознакомления, сортировка и подсчет бюллетеней производились одновременно без предоставления для визуального контроля, после получения необходимых результатов члены участковых избирательных комиссий заполняли и единовременно вносили данные в каждую строку увеличенной формы протокола, при этом на жалобы наблюдателей об устранении нарушений не реагировали, уклонялись от рассмотрения письменных и устных жалоб наблюдателей, по каждому сомнительному бюллетеню голосование не проводилось и не оставлялись записи на обороте бюллетеней со своими решениями, итоговые заседания участковыми избирательными комиссиями не были проведены.
На избирательных участках №224, 227 сортировка бюллетеней произведена без представления бюллетеней для визуального осмотра, на избирательном участке №228 сортировка бюллетеней осуществлялась одновременно несколькими членами комиссии без оглашения отметок. На избирательном участке №224 одновременно с сортировкой бюллетеней производился подсчет иных бюллетеней. На избирательных участках №224, 227, 228 не проведена процедура признания бюллетеней недействительными. На избирательном участке №228 член комиссии перекладывает бюллетень так, что невозможно увидеть отметку избирателя, некоторые бюллетени перекладываются молча из одной стопки в другую, в связи с чем невозможно определить действительное волеизъявление избирателей, в стопке избирательных бюллетеней за ФИО4 обнаружена пачка бюллетеней за ФИО1, члены комиссии не огласили число действительных избирательных бюллетеней и не внесли их количество в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму, члены комиссии не разъяснили и не предложили наблюдателям визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями, члены комиссии приступили к упаковке бюллетеней, не проверив контрольные соотношения, не внеся результаты подсчета по каждому кандидату.
Законом запрещено проводить предвыборную агитацию лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, однако на протяжении избирательной компании агитацию в пользу кандидата ФИО4 проводил действующий глава Ленского района.
Член участковой избирательной комиссии №226 с правом решающего голоса Ш. находилась и находится в непосредственном подчинении у кандидата ФИО4, что является нарушением требований пункта «л» части 1 статьи 29 Федерального закона №67-ФЗ.
Состав участковых избирательных комиссий №№ 224, 226, 227, 228 был сформирован с нарушением закона, поскольку их члены, направленные Региональным отделением партии «Новые люди», не давали Окружной избирательной комиссии письменные согласия на назначение их членами участковых избирательных комиссий,
Полагает, что данные обстоятельства являются основанием для отмены оспариваемого решения.
Просит отменить решение Окружной избирательной комиссии №24 №10/1-НД «О результатах выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Ленскому одномандатному избирательному округу №24» в части подведения итогов голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков №227, 228, 224, 226. Обязать Окружную избирательную комиссию №24 произвести в рамках рассмотрения настоящего дела в Верховном суде Республики Саха (Якутия) повторный ручной подсчет голосов избирателей на избирательных участках №227, 228, 224, 226 и внести изменения в сводную таблицу об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №24 с отметкой «Повторная» с учетом результатов повторного подсчета голосов по избирательным участкам №227, 228, 224, 226.
В возражениях на административное исковое заявление председатель Окружной избирательной комиссии №24 просит оставить требования административного истца без удовлетворения. Указывает, что с момента завершения времени голосования и до установления итогов голосования на избирательных участках присутствовали члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и наблюдатели, от которых жалоб, заявлений, обращений не поступало, члены участковых комиссий единогласно проголосовали за итоги голосования и подписали протоколы.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) (далее - ЦИК Республики Саха (Якутия) выражает несогласие с доводами административного иска. Все члены участковых избирательных комиссий вели организованную и последовательную работу, придерживались требований избирательного законодательства. Утверждения административного истца о допущенных нарушениях ничем не подкреплены.
В возражениях на административное исковое заявление председатели участковых избирательных комиссий №224, 226, 227, 228 просят в удовлетворении административного иска отказать, полагая доводы необоснованными.
В суд представитель административного ответчика не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Также не явился представитель заинтересованного лица – Якутского регионального отделения Партии «Единая Россия», извещенный надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании административный истец и его представители иск поддержали, просят его удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), участковых избирательных комиссий №№ 224, 226, 227, 228, Регионального отделения в Республике Саха (Якутия) политической партии «Новые люди», ФИО4 - просят отказать в удовлетворении административного иска.
В заключении прокурор просит в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В Республике Саха (Якутия) порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов регулирует Закон Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)», принятый постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года З № 1008-III.
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, и (или) его уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО4 были зарегистрированы и участвовали в выборах в качестве кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) седьмого созыва по Ленскому одномандатному избирательному округу №24.
Решением Окружной избирательной комиссии №24 от 11 сентября 2023 года №10/1-НД избранным народным депутатом Республики Саха (Якутия) по Ленскому одномандатному избирательному округу №24 определена ФИО4
Согласно приложению к решению Окружной избирательной комиссии № 24 в голосовании приняли участие 5853 избирателя (33,82%), из них за ФИО4 проголосовали 1960 избирателей, что составляет 33,49% от числа принявших участие в голосовании избирателей, за ФИО1 – 1948 избирателей, что составляет 33,28%.
Также согласно сводной таблице №1 Окружной избирательной комиссии № 24 о результатах выборов по Ленскому одномандатному округу №24 число голосов избирателей, поданных за ФИО4, - 1960, за ФИО1 - 1948.
По протоколу № ... участковой избирательной комиссии избирательного участка №224 об итогах голосования по Ленскому одномандатному округу №24 число голосов избирателей, поданных за ФИО4, – 184, за ФИО1 – 162.
По протоколу № ... участковой избирательной комиссии избирательного участка №226 об итогах голосования по Ленскому одномандатному округу №24 число голосов избирателей, поданных за ФИО4, – 119, за ФИО1 – 95.
По протоколу № ... участковой избирательной комиссии избирательного участка №227 об итогах голосования по Ленскому одномандатному округу №24 число голосов избирателей, поданных за ФИО4, – 222, за ФИО1 – 188.
По протоколу № ... участковой избирательной комиссии избирательного участка №228 об итогах голосования по Ленскому одномандатному округу №24 число голосов избирателей, поданных за ФИО4, – 196, за ФИО1 – 136.
15 сентября 2023 года ФИО1 обратился в ЦИК Республики Саха (Якутия) с жалобой на нарушения участковыми избирательными комиссиями №224, 226, 227, 228 порядка подведения итогов голосования.
Постановлением ЦИК Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года № ... жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 3 статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Согласно части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 3 статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов поступило в суд 22 сентября 2023 года. ФИО1 просит суд признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии №24 о результатах выборов в части итогов голосования в избирательных участках №224, 226, 227, 228, указанных в протоколах участковых избирательных комиссий от 11 сентября 2023 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 ноября 2018 года №42-П по делу о проверке конституционности части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в городе Санкт-Петербурге подчеркнул, что даже после истечения предусмотренного частью 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока возможно обращение в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, с тем, чтобы была осуществлена судебная оценка возможного влияния нарушений избирательного законодательства на свободное волеизъявление избирателей.
Таким образом, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации оснований для отказа в проверке доводов заявителя о незаконности итогов голосования, повлекших принятие незаконного решения о результатах выборов, в связи с истечением 10-дневного срока не имеется.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения участников разбирательства дела, суд не усматривает оснований для отмены решения Окружной избирательной комиссии № 24 о результатах выборов, не соглашается с доводами административного истца о незаконности итогов голосования на избирательных участках, что привело к принятию Окружной избирательной комиссией №24 незаконного решения.
Исчерпывающий перечень оснований для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов перечислен в пункте 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов в случае, если: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.
Так, суд может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Перечень оснований для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов, итогов голосования народных депутатов судом также перечислен в статье 94 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З № 1007-III.
Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: 1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (часть 3).
Суд по заявлению избирателя об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах, может отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи (часть 3.1).
Согласно части 4 статьи 94 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З № 1007-III суд может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: 1) зарегистрированный кандидат, признанный избранным народным депутатом, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; 2) зарегистрированный кандидат, признанный избранным народным депутатом, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 3) зарегистрированный кандидат, признанный избранным народным депутатом, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении предвыборной агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 62 настоящего закона, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 4) зарегистрированный кандидат, признанный избранным народным депутатом, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 5) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; 6) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей..
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией определен в статье 68 Федерального закона №67-ФЗ и статье 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III.
В соответствии с пунктом 13 статьи 28 Федерального закона №67-ФЗ решения комиссии об итогах голосования или о результатах выборов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пункту 1 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Присутствующим лицам должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
Согласно пункту 2 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пункту 2 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 3 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (пункт 4 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ, пункт 4 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III).
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на момент окончания голосования; б) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; в) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, участникам референдума (пункт 5 статьи 68 ФЗ № 67-ФЗ, пункт 5 статьи 79 Закона РС (Я).
После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (пункт 6 статьи 68 ФЗ № 67-ФЗ, пункт 6 статьи 79 Закона РС (Я).
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (пункт 12 статьи 68 ФЗ № 67-ФЗ, пункт 12 статьи 79 Закона РС (Я).
В соответствии с пунктом 14 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пунктом 14 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый республиканский список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени по одномандатному избирательному округу и по республиканскому избирательному округу. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
В пункте 17 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пункте 15 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III закреплено, что недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
В указанных статьях также закреплено, какие бюллетени считаются недействительными, а также действия участковой комиссии по решению вопроса о действительности, недействительности бюллетеней, порядок занесения количества в протокол об итогах голосования и его увеличенной формы.
Порядок подсчета рассортированных бюллетеней установлен пунктом 18 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пунктом 16 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III. Так, подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
В соответствии пунктом 17 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 13 и последующих строк протоколов об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 10 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
Согласно положениям пункта 18 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III, соответствующим пункту 20 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число избирательных бюллетеней установленной формы по республиканскому избирательному округу и по одномандатному избирательному округу, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строку 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строки 9 и 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней, в том числе находящихся в стационарных ящиках для голосования (пункты 19 и 20 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ).
В силу пункта 21 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пункту 19 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III после этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 22 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ после ознакомления наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Согласно пунктам 25, 26 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола.
Порядок обработки итогов голосования закреплен в статье 69 Федерального закона №67-ФЗ, порядок определения результатов выборов – в статье 70 Федерального закона №67-ФЗ и статье 80 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III.
Согласно части 1 статьи 80 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З №1007-III на основании данных протоколов № ... участковых избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать лица, указанные в части 1 статьи 30 настоящего закона.
ФИО1 в обоснование заявленного иска ссылается на представленные в материалы дела видеозаписи, которые подтверждают факты нарушения участковыми избирательными комиссиями процедуры подсчета бюллетеней и определения итогов голосования.
ЦИК Республики Саха (Якутия) 20 июля 2023 года принято постановление № ... о применении 10 сентября 2023 года средств видеонаблюдения и видеорегистрации в помещениях территориальных избирательных комиссий вместе с Порядком применения средств видеонаблюдения при проведении выборов. Так, видеонаблюдение организуется в помещениях территориальных и окружных избирательных комиссий, в частности, при приеме протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, внесении их данных в увеличенные формы сводных таблиц ТИК, оформлении решений об итогах голосования на соответствующей территории путем составления протокола об итогах голосования, проведения итогового заседания ТИК.
Суд учитывает, что применение средств видеорегистрации (видеофиксации) при подсчете голосов избирателей законом не предусмотрена. Не смотря на это, в избирательных участках №224, 226, 227, 228 велась видеозапись сортировки и подсчета бюллетеней. Видеозапись с избирательного участка №226 не была представлена в связи с системным сбоем оборудования.
Как указывает административный истец в нарушение пункта 14 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, пункта 14 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З № 1007-III на избирательных участках №224, 227 сортировка бюллетеней произведена без представления бюллетеней для визуального осмотра.
Между тем, согласно пояснениям председателя участковой избирательной комиссии №224 ФИО7 члены избирательной комиссии в процессе сортировки бюллетеней оглашали за кого из кандидатов стоит отметка на каждом из них, наблюдатели на протяжении всей процедуры подсчета голосов находились рядом с членами участковой избирательной комиссии, визуально контролировали всю процедуру подсчета голосов. Данное обстоятельство подтверждает и видеозапись, из которого видно, что наблюдатели стоят возле стола, где происходил подсчет голосов, и не были ограничены в передвижении.
Председатель участковой избирательной комиссии №227 ФИО9 также пояснила, что все бюллетени, в том числе недействительные, предоставлялись наблюдателям для обозрения. Относительно скорости сортировки бюллетеней от наблюдателей замечаний не поступало.
Суд не соглашается и считает не подтвержденными доводы административного истца о том, что на избирательном участке №228 члены комиссии не разъяснили и не предложили наблюдателям визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями, что сортировка бюллетеней осуществлялась без оглашения отметок одновременно несколькими членами комиссии, что члены комиссии приступили к упаковке бюллетеней, не проверив контрольные соотношения, не внеся результаты подсчета по каждому кандидату.
В своих пояснениях председатель участковой избирательной комиссии №228 ФИО10 указала, что члены избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляли сортировку избирательных бюллетеней, оглашая все отметки, все присутствующие видели, слышали и понимали, какое действие выполняется. На видеозаписи видно, что каждый бюллетень был продемонстрирован. Наблюдатели не были ограничены в передвижении. Ни один из трех присутствующих наблюдателей не сказал, что ему не видно или не слышно, или что он не понимает что происходит. Параллельный подсчет не производился – члены комиссии, производящие подсчет и оглашение менялись, но порядок оставался неизменным, что подтверждается видеозаписью. Со стороны присутствующих лиц обращений, жалоб не зафиксировано.
После подсчета всех бюллетеней итоговые цифры озвучивались присутствующим. Проверка контрольных соотношений была проведена, о чем озвучил председатель, результаты подсчета внесены. Протокол с отметкой «повторный» не изготавливался. Повторного пересчета уже пересчитанных пачек не производилось, контрольное суммарное соотношение ошибки не выявило, что говорит об однозначности результатов.
Является несостоятельным и довод административного истца о том, что на избирательном участке №224 одновременно с сортировкой бюллетеней производился подсчет иных бюллетеней.
Как пояснил председатель участковой избирательной комиссии №224, член комиссии перекладывал бюллетени с целью удостовериться, что в пачку по одному виду выборов не попали бюллетени по другим видам выборов. При этом наблюдателям было разъяснено, для чего происходит перекладывание избирательных бюллетеней. По этому поводу вопросов у наблюдателей не возникало.
Административный истец указывает, что на избирательных участках №224, 227, 228 не соблюдена процедура признания бюллетеней недействительными. Между тем, как пояснили председатели участковых избирательных комиссий, сомнительных бюллетеней, требующих коллегиального рассмотрения, не было. Можно было однозначно идентифицировать каждый недействительный бюллетень, в связи с чем голосование по ним не проводилось.
Административный истец указывает, что на избирательном участке №228 члены комиссии не огласили число действительных избирательных бюллетеней и не внесли их количество в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
Однако протоколом № ... об итогах голосования на избирательном участке №228 подтверждается, что количество действительных бюллетеней (444) было внесено в строку 10 протокола. Указанное количество действительных бюллетеней на избирательном участке №228 отражено и в строке 10 сводной таблицы.
Разрешая ходатайства административного истца об истребовании опечатанных мешков (коробок) с бюллетенями для голосования, переданных избирательными участками №224, 226, 227, 228, итогового финансового отчета с первичными финансовыми документами, справки об оставшихся средствах, агитационных материалов, суд не усмотрел необходимости в их истребовании.
В силу статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Финансовые отчеты, сведения о поступлении и расходовании средств зарегистрированных кандидатов в депутаты, решения о регистрации кандидатов и другие документы размещены в открытом доступе на сайте муниципального района Ленский район (https://mr-lenskij.sakha.gov.ru/organy-mestnogo-samoupravlenija1/lenskaja-territorialnaja-izbiratelnaja-komissija-/vybory-i-referendumy/vybory-glavy-rsja-i-narodnyh-deputatov-rsja-2023). Со стороны административного истца конкретных доводов, подлежащих проверке, не представлено.
Утверждение административного истца о том, что действующий глава Ленского района проводил предвыборную агитацию в пользу кандидата ФИО4, публично призывая голосовать за «********», достоверными и объективными доказательствами не подтверждено.
Не имеется сведений, постановлений суда о том, что кандидат ФИО4 признана виновной в нарушении порядка и условий проведения предвыборной агитации, а также в отношении нее выносились предупреждения в связи с нарушением требований избирательного законодательства. Какие-либо жалобы в отношении кандидата ФИО4 по несоблюдению требований избирательного законодательства, нарушение правил проведения агитации не представлены.
Довод о недостоверности результатов голосования на избирательном участке №228 в виду обнаружения в стопке избирательных бюллетеней за ФИО4 бюллетеней за ФИО1 не состоятелен, поскольку доказательств того, что бюллетени с голосами избирателей за кандидата ФИО1 засчитаны за кандидата ФИО4, в материалы дела не представлено. Более того, из видеозаписи подсчета бюллетеней усматривается, что бюллетени с отметками за кандидата ФИО1 были учтены при подсчете голосов избирателей за данного кандидата.
Довод административного истца о том, что в участковых избирательных комиссиях №224, 226, 227, 228 не были проведены итоговые заседания, опровергается представленными протоколами участковых избирательных комиссий.
В пункте 26 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ и пункте 22 статьи 79 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З № 1007-III закреплено, что после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Протоколы об итогах голосования, подписанные председателем, заместителем председателя участковой избирательной комиссии, секретарем и членами избирательной комиссии, подтверждают проведение итогового заседания.
Нельзя согласиться и с доводом об уклонении участковыми избирательными комиссиями от рассмотрения письменных и устных жалоб наблюдателей. Из материалов дела усматривается, что в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), в том числе от наблюдателей, не поступало.
Права наблюдателей перечислены в пункте 9 статьи 30 Федерального закона №67-ФЗ, в котором, в частности, закреплено право обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования, обжаловать действия (бездействие) комиссии, производить фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом.
В данном случае с жалобами на действия членов комиссий, предложениями, замечаниями в участковые избирательные комиссии №224, 226, 227, 228 никто не обращался.
Суду не представлено подтверждений нарушения права наблюдателей ознакомиться со списками избирателей, что такое заявление было отклонено или проигнорировано, а также не представлено доказательств ограничения права наблюдателей на проведение фото и видеофиксации.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.
Под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания (пункт 3 статьи 29 ФЗ №67-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Ленской территориальной избирательной комиссии от 29 мая 2023 года № ... сформированы избирательные комиссии избирательных участков №№ 220-252, 254 Ленского района Республики Саха (Якутия). Участковая избирательная комиссия № 226 сформирована в составе 8 человек, включая Ш. На момент включения в состав участковой избирательной комиссии Ш. работала ******** – структурном подразделении образовательного учреждения «********», директором которого является ФИО4 При этом она не состояла в непосредственном подчинении данного кандидата. На должность ********Ш. была переведена 1 сентября 2023 года, однако данное обстоятельство не свидетельствует об оказании влияния на действительную волю избирателей и на результаты голосования. Суд учитывает, что участковая избирательная комиссия №226 осуществляла деятельность в составе 8 человек, обладающих равными правами.
Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется на основании предложений, в том числе, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, и иных общественных объединений (пункт 4 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно Методическим рекомендациям о порядке формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденным Постановлением ЦИК России от 15 марта 2023 № 111/863-8 "О ", участковую избирательную комиссию формирует территориальная избирательная комиссия (пункт 1.1.1).
При формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать, в том числе, принцип преемственности в ее работе, опыт организации и проведения выборов, референдумов. При назначении в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных политическими партиями, рекомендуется учитывать участие политической партии в выборах на соответствующей территории (пункт 1.1.5).
Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого предлагается для назначения в состав избирательной комиссии, представляется, как правило, субъектом, вносящим соответствующее предложение, в вышестоящую избирательную комиссию, осуществляющую формирование избирательной комиссии (пункт 1.1.6).
Факты нарушения условий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, на которые ссылается административный истец в уточнении требований административного иска, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Так, участковые избирательные комиссии избирательных участков №№224, 226, 227 и 228 Ленского района были сформированы решением Ленской территориальной избирательной комиссии от 29 мая 2023 года. На основании предложения Совета Регионального отделения в Республике Саха Политической партии «Новые люди» в состав участковой комиссии № 224 была включена О., в состав участковой комиссии № 226 – Т., участковой комиссии № 227 – М., участковой комиссии № 228 – К. В материалы дела представлены письменные согласия указанных лиц на назначение членами участковых комиссий.
Таким образом, нарушения, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей и в соответствии со статьей 77 Федерального закона № 67-ФЗ являются основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, не установлены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по Ленскому одномандатному избирательному округу №24 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва от 11 сентября 2023 года №10/1-НД о результатах выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) седьмого созыва - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения через суд, вынесший решение.
Судья М.М. Оконешникова
Решение изготовлено в окончательной форме 06 декабря 2023 года