№3а-68/2023
10OS0000-01-2023-000128-87
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,
с участием прокурора Сафарян А.С.,
представителей административного истца Семоевой И.С., Крылова К.С.,
представителя административного ответчика Орса Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-68/2023по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №175 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» (в редакции постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 ноября 2022 года № 135, от 21 февраля 2023 года №7, от 05 октября 2023 года №54),
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что ООО «Петербургтеплоэнерго» (далее - Общество) является теплоснабжающей организацией в соответствующих территориальных зонах теплоснабжения на территории Олонецкого, Питкярантского, Лахденпохского и Сортавальского районов Республики Карелия. Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее–Госкомитет) на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 были утверждены тарифы Обществу на тепловую энергию постановлением №175 от 20.12.2018 (в редакции Постановлений №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023 и №54 от 05.10.2023). Госкомитет при утверждении тарифов исходил из значений норматива технологических потерь (далее – НТП), установленных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 08.09.2022 №355. Вступившим 17.05.2023 в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 02.02.2023 по делу №3а-7/2023 признан не действующим с даты принятия приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 08.09.2022 №355. Судом было установлено, что принятие указанного приказа повлекло за собой учет Госкомитетом значений НТП в заниженном размере при утверждении тарифов Обществу, в результате чего соответствующие затраты не были включены в НВВ Общества, соответственно, не учтены при установлении тарифов, что нарушает права и законные интересы Общества. Общество 30.05.2023 обратилось в Госкомитет с заявлением о внесении изменений в Постановление №175 от 20.12.2018 в части установленного тарифа на 2023 год с учетом решения суда по делу №3а-7/2023. Госкомитет письмом от 29.06.2023 отказал в корректировке тарифов по мотиву отсутствия в тексте решения суда от 02.02.2023 возложения на Госкомитет обязанности пересматривать тарифы или долгосрочные параметры регулирования в отношении Общества. Административный истец, уточнив исковые требования, просил признать недействующим с даты принятия Постановление №175 от 20.12.2018 в редакциях постановлений Госкомитета №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023 и №54 от 05.10.2023 и обязать Госкомитет принять нормативный правовой акт, замещающий оспариваемый, взыскать расходы по уплаченной государственной пошлине.
Административный ответчик в возражениях на иск отметил, что Общество в административном иске не указало, какие положения оспариваемых нормативных правовых актов противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемое Обществом Постановление №175 от 20.12.2018 в редакции постановлений №65 от 13.10.2022, №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023 решением суда по делу №3а-25/2023 признано не действующим в части включения в необходимую валовую выручку при расчете тарифов на тепловую энергию на 2022 год денежных средств в размере 56804 350 руб. и установления одноставочных тарифов на тепловую энергию и на горячую воду в части компонента на тепловую энергию в период с 01.11.2022 по 31.12.2022. Тем самым, тарифы, установленные Постановлением №175 от 20.12.2018 на указанные периоды уже признаны недействующими. В силу п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью либо в части. Постановление №54 от 05.10.2023 принято во исполнение судебных актов по делу №3а-25/2023 и величина НТП не изменялась. Предусмотренных п.51 Основ ценообразования оснований пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров не имелось, из судебных актов не следует обязанность Госкомитета пересмотра в текущем периоде регулирования уровня потерь в ином размере, нежели они были учтены на 2023 год. При установлении тарифов на следующий период регулирования в порядке п.13 Основ ценообразования будет осуществлена корректировка НВВ за текущий год с учетом фактических показателей деятельности Общества. В иске просят отказать.
В судебном заседании представители административного истца Семоева И.С. и Крылов К.С., действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержала по изложенным выше доводам. Дополнили, что Постановление №175 от 20.12.2018 в редакции постановлений №65 от 13.10.2022, №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023 признано судом недействующим в части по иным основаниям. Учет при установлении тарифов значений НТП в размерах, утвержденных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 08.09.2022 №355, которым судом признан недействующим с даты принятия, неправомерен.
Представитель административного ответчика Орса Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по иску возражала, поддержала доводы возражений на иск.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).
В соответствии со ст.ст.7,8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Соответствующим органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в Республике Карелия согласно постановлению правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №232-П является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
ООО «Петербургтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению на территории Лахденпохского, Олонецкого, Питкярантского и Сортавальского муниципальных районов Республики Карелия.
Госкомитетом принято постановление №175 от 20.12.2018 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг-Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.12.2018).
В указанное постановление вносились изменения, в том числе, постановлениями Госкомитета №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023, №54 от 05.10.2023.
При таких обстоятельствах с учетом положений ч.1 ст.208 КАС РФ Общество вправе предъявить настоящий иск.
В соответствии с п.22 Основ ценообразования, п.7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Пунктом 2 ч.2 ст.5 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждает нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативам удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии. В соответствии с ч.3 ст.9 указанного закона при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно п.38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Исходя из пп. «д» п.32 Основ ценообразования нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, учтенный при расчете необходимой валовой выручки, являются основными плановыми (расчетными) показателями на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования) и учитываются органом регулирования при принятии решения об установлении цен (тарифов).
В соответствии с ч.3 ст.8 и ч.4 ст.15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений ч.3 ст.9 Закона о теплоснабжении, п.32 и п.38 Основ ценообразования, нормативы технологических потерь прямо влияют на размер тарифа.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство) от 12.07.2022 №263 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (вода) по тепловым сетям ООО «Петербургтеплоэнерго» на 2023 год в общем размере 34105 Гкал с дифференциацией итоговой величины норматива технологических потерь по системам теплоснабжения Олонецкого, Питкярантского, Лахденпохского, Сортавалського муниципальных районов Республики Карелия.
Приказом № 355 от 08.09.2022 Министерство внесло изменения в приказ №264 от 12.07.2022 и установило новые нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «Петербургтеплоэнерго» на 2023 год, равные итоговой величие 30 385,15 Гкал, что на 3719,85 Гкал ниже нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленных приказом № 263 от 12.07.2022.
Вступившим 17.05.2023 в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 02.02.2023 (дело №3а-7/2023) удовлетворен административный иск ООО «Петербургтеплоэнерго» - признан недействующим с даты принятия приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия № 355 от 08.09.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12 июля 2022 года № 263».
В силу ч.1 ст. 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Согласно ч.2 ст.216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Кроме того, из разъяснений, содержащихся в абз.7 п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума) следует, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим
В ходе рассмотрения дела №3а-7/2023 установлено, что при принятии Госкомитетом 22.11.2022 постановления №135 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №175», которым установлены тарифы на период с 01.12.2022 по 31.12.2023, для расчета указанных тарифов тариф Госкомитетом применена величина НТП, установленная приказом Министерства № 355 от 08.09.2022.
Нормативы технологических потерь, установленные приказом Министерства №355 от 08.09.2022, также учитывались Госкомитетом при принятии постановлений №7 от 21.02.2023 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №175» и №54 от 05.10.2023 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года № 175». Указанное следует из экспертных заключений, протоколов заседания правлений Госкомитета, Постановлений №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023, №54 от 05.10.2023. Тем самым, указанные Постановления Госкомитета №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023, №54 от 05.10.2023, которыми вносились изменения в Постановление №175 от 20.12.2018, основаны и вытекают из приказа Министерства № 355 от 08.09.2022.
30.05.2023 Общество обращалось в Госкомитет с заявлением о корректировке тарифа на 2023 год с учетом вступившего в законную силу решения суда от 02.02.2023 по делу №3а-7/2023.
Госкомитет письмом от 29.06.2023 в пересмотре тарифов на 2023 год отказал по причине отсутствия в решении суда от 02.02.2023 по делу №3а-7/2023 указания на возложение на Госкомитет обязанности пересмотреть тарифы либо долгосрочные параметры регулирования.
Принимая во внимание, что приказ Министерства №355 от 08.09.2022 признан недействующим с даты принятия, а именно, с 08.09.2022, указание в Постановлениях Госкомитета №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023, №54 от 05.10.2023 на величину НТП, утвержденную данным приказом Министерства, в целях ее применения при установлении тарифов, свидетельствует о ее противоречии положениям ст.216 КАС РФ и несоответствии оспариваемых тарифных решений нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом суд отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права ссылки Госкомитета на решение суда от 16.06.2023 по делу №3а-25/2023. Указанным решением (с учетом определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.09.2023) признано не действующим постановление № 175 от 20.12.2018 (в редакции постановлений №65 от 13.10.2022, №135 от 22.11.2022 и №7 от 21.02.2023) в части включения в НВВ Общества при расчёте тарифов на тепловую энергию на 2022 год денежных средств в размере 56 804 350 рублей и установления одноставочных тарифов на тепловую энергию и на горячую воду в части компонента на тепловую энергию:- в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 5275,08 руб./Гкал - со дня принятия постановления №65 от 13.10.2022; - в период с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 4660,89 руб./Гкал - со дня принятия постановления №135 от 22.11.2022; - в период с 01.11.2022 по 30.11.2022 в размере 5275,8 руб./Гкал, в период с 01.12.2022 по 28.02.2023 в размере 4660,89 руб./Гкал, в период с 01.03.2023 по 31.12.2023 в размере 4700,88 руб./Гкал - со дня принятия постановления №7 от 21.02.2023. Тем самым, нормативный правовой акт признавался недействующим по иным основания, в иной части.
При этом как следует из представленных материалов, при принятии Постановления №54 от 05.10.2022, которое издано в качестве замещающего правового акта, признанного недействующим в рамках дела №3а-25/2023, Госкомитет также исходил из величины НТП в размере 30 385,15 Гкал, утвержденной приказом Министерства №355 от 08.09.2022. Тем самым, при принятии Постановления №54 от 05.10.2023 Госкомитет вновь применил нормативный правовой акт, признанный недействующим вступившим в законную силу решением суда.
Учет Госкомитетом при утверждении Обществу тарифов на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 значений НТП в размере, утвержденном нормативным правовым актом, признанным недействующим с даты принятия, повлек за собой нарушение положений законодательства в сфере теплоснабжения о включении в НВВ затрат в экономически обоснованном размере, что повлияло на размер тарифов и нарушает права и законные интересы административного истца как регулируемой организации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и признает не действующим постановление Госкомитета №175 от 20.12.2018 (в редакции постановлений №135 от 22.11.2022, №7 от 21.02.2023 и №54 от 05.10.2023) в части учета величины НТП в размере 30 385,15 Гкал при установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию и на горячую воду в части компонента на тепловую энергию на период с 01.12.2022 по 31.12.2023.
Исходя из положений п.38 Постановления Пленума признает оспариваемый нормативный правовой акт не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 37 постановления Пленума предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
По настоящему делу суд полагает необходимым возложить на орган регулирования обязанность устранить правовой пробел, возникший в связи с вынесением настоящего решения, и принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
Исходя из положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
Согласно ст.111 КАС РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 года №175 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» (в редакции постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 ноября 2022 года № 135, от 21 февраля 2023 года №7, от 05 октября 2023 года №54) в части учета величины норматива технологических потерь в размере 30 385,15 Гкал при установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию и на горячую воду в части компонента на тепловую энергию на период с 01.12. 2022 по 31.12.2023.
Возложить на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в своем официальном печатном издании.
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 4500 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение составлено 04.12.2023