ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-68/22 от 09.03.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-68/22 (№3а-650/2021)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 09 марта 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Рогозине А.С.,

с участием представителя административного истца Майоровой О.В. – адвоката Рощина Д.С., прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Майоровой Ольги Викторовны к Афонинскому сельскому Совету Кстовского муниципального района Нижегородской области, Правительству Нижегородской области о признании недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Майорова О.В. обратилась в Нижегородский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом уточнений, принятых судом в ходе рассмотрения дела) указала, что она является собственником объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1238 +/- 25 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: [адрес]

Из карты градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области следует, что земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне застройка инвестиционными домами, индивидуальными домам с приусадебными участками. В соответствии с генеральным планом сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденным решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64, с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555), земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, указанной на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды).

Однако границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности на территории муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, не определены, следовательно, отнесение земельного участка административного истца к зоне затопления паводком 1% обеспеченности в нарушение действующего законодательства лишает его права на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, в связи с чем административный истец просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года N 64 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области", с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 03.03.2017 № 120, постановлением Правительства Нижегородской области от 13 апреля 2018 года N 260, постановлением правительства Нижегородской области от 30 июля 2018 года N 555, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер] к зоне затопления паводком 1% обеспеченности, указанной на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды).

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Рощин Д.С., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования Майоровой О.В. поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В письменной позиции Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

В письменных отзывах на административный иск Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Правительство Нижегородской области указывают на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами, ссылаясь на правомерность отображения границы зоны затопления в генеральном плане муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области».

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Положениями ст.ст. 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу положении п. 2 ч. 2 ст. 62, п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, гражданин, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании нормативного правого акта, которым утвержден генеральный план, обязан доказать, что данным актом нарушены его права; при доказанности данного обстоятельства суд вправе признать оспариваемый акт недействующим. Учитывая специфику градостроительных отношений, суд полагает, что, проверяя доводы физического лица о нарушении его прав, он должен исходить, прежде всего, из того, были ли соблюдены права такого лица на участие в осуществлении градостроительной деятельности, в том числе на участие в публичных слушаниях, если их проведение предусмотрено законом.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 20 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Согласно под. 19 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселений.

Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целях реализации приведенных положений ст. 8.2 ГрК РФ, ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 6.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Судом установлено, что 07 апреля 2011 года сельским Советом Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области принято решение № 64 об утверждении генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области».

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555 утверждены изменения в генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденный решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64.

Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 26 марта 2020 года по административному делу [номер] по административному исковому заявлению Разумкова Ильи Юрьевича о признании недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области установлено, что процедура проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта и утверждению генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», внесение изменений в генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», предусмотренная Градостроительным кодексом РФ, соблюдена.

Также соблюдение процедуры проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта и утверждению генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», внесение изменений в генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», предусмотренной Градостроительным кодексом РФ была проверена вступившими в законную силу решениями Нижегородского областного суда от 18.03.2020 года по делу [номер] от 23.07.2020 года по делу [номер], от 01.02.2021 года по делу [номер]

В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Приведенная норма КАС РФ конкретизирует норму ст. 6 «Обязательность судебных постановлений» Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и находится в нормативном единстве с общими положениями процессуального законодательства об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции, в частности ст. 16 КАС РФ и ст. 13 ГПК РФ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 г. № 1739-О, от 29 сентября 2016 г. № 2010-О, от 20 декабря 2016 г. № 2587-О, от 26 октября 2017 г. № 2482-О и др.).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление от 21 декабря 2011 г. № 30-П; определения от 27 февраля 2020 г. № 492-О, от 28 мая 2020 г. № 1133-О).

Обстоятельства, установленные решением Нижегородского областного суда от 03 ноября 2020 года имеет преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

По основанию нарушения порядка и процедуры принятия Генерального плана административным истцом не оспариваются.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт с внесенными в него изменениями на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Майорова О.В. является собственником объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 1238 +/- 25 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: расположенного по адресу: [адрес]

Из карты градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области следует, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне застройка инвестиционными домами, индивидуальными домам с приусадебными участками.

В соответствии с генеральным планом сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденным решением сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64, с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555), земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, указанной на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды).

Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) зонами с особыми условиями использования территорий являются, в том числе зоны затопления, подтопления.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон; в обязательном порядке на карте градостроительного зонирования отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (ч.ч. 4 и 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа (ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с охраной водных объектов и предотвращением негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, регулируются водным законодательством Российской Федерации, в частности ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 21 октября 2013 года №282-ФЗ и предусматривающей в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий проведение специальных защитных мероприятий.

В силу п. 3 ст. 67 Водного кодекса Российской Федерации, границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, правовое регулирование границ указанных территорий, а также режим осуществления хозяйственной деятельности на этих территориях ранее были отнесены к сфере действия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации установление границ территорий, подверженных затоплению и подтоплению, происходит при территориальном планировании, которое направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Границы территорий определенного вида и режим осуществления деятельности на них определяется в документах территориального планирования, которые подразделяются на документы территориального планирования РФ, документы территориального планирования субъектов РФ и документы территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования РФ и на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта РФ. Так, в соответствии со ст.ст. 10, 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) на указанных картах определяются границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.

Следует отметить, что в документах территориального планирования РФ и документах территориального планирования субъектов РФ указывается перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу которых относится риск затопления и подтопления территорий, а также негативного воздействия вод. При планировке территорий, в соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), в пояснительную записку проекта планировки территории включается описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Вместе с тем, пояснительная записка к генеральному плану сельского поселения Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области не содержит описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу которых относится риск затопления и подтопления территорий, а также негативного воздействия вод.

Анализ текстовой и графической частей оспариваемого нормативного правового акта позволяет сделать вывод, что границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению были отображены на картах (схемах) генерального плана произвольно без соответствующего обоснования.

Отсутствие установленного порядка привело к произвольному установлению границ зоны с особыми условиями использования территории (зона затопления паводком 1% обеспеченности), что в данном случае ограничивает право административного истца на использование земельного участка по своему целевому назначению.

При этом отсутствие установленного порядка на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта не освобождает административного ответчика (Правительство Нижегородской области) от обязанности привести оспариваемый нормативный правовой акт в соответствие нормам действующего законодательства, тем более, что Правительством Нижегородской области в генеральный план неоднократно вносились изменения (постановления Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555).

На день внесения изменений в генеральный план ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации имела следующую редакцию: «Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

На день рассмотрения дела ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления»), которое действовало как по состоянию на день внесения изменений в генеральный план, так и на день рассмотрения настоящего административного дела.

Согласно п. 1 Правил определения границ зон затопления, подтопления данные Правила устанавливают порядок определения границ зон затопления, подтопления.

В соответствии с п. 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления. Сведения о границах зон затопления, подтопления должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил).

После определения границ зон затопления, подтопления Федеральное агентство водных ресурсов направляет документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости); вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; представляет сведения о зонах затопления, подтопления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.17).

По окончании указанных процедур границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).

В случае внесения изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий границы зон затопления, подтопления могут быть изменены, но в порядке, предусмотренном данными Правилами (пп. «б» п. 19 Правил).

С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что Правительство Нижегородской области, а также органы местного самоуправления полномочиями по определению и утверждению координат границ зон затопления, подтопления законом и подзаконными нормативными правовыми актами не наделены.

Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах зон затопления паводком 1% обеспеченности на территории Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года №282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

К полномочиям Росводресурсов отнесены, в том числе, организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года №282).

Приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года №66 утверждено Положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, согласно которому Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Верхне-Волжское БВУ) является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня.

Согласно ответам Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от 31.01.2022 года № 12/14/111, от 21.02.2022 года №01-36/1468, зоны затопления на территории Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области установлению не подлежат и не установлены.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2017 года №612 «О зонах затопления, подтопления на территории Нижегородской области» создана рабочая группа по определению границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области и утвержден порядок подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области.

Учитывая, что границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности на территории муниципального образования Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360, либо в соответствии с иным порядком, действовавшим на день принятия генерального плана и подлежащим применению, не определены, следовательно, границы зон с особыми условиями использования территории (границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности) отображенные в генеральном плане сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» установлены без соблюдения Правил определения границ зон затопления, подтопления, в связи с чем решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 в оспариваемой части противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права административного истца на использование земельного участка по его назначению, требования Майоровой О.В. подлежит удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами административных ответчиков о правомерности отображения в генеральном плане спорной зоны затопления паводком 1% обеспеченности, поскольку законом установлен определенный порядок установление таких зон.

Согласно разъяснению, содержащемуся в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемые нормативные правовые акты или их часть противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает эти нормативные правовые акты не действующими полностью или в части со дня их принятия или иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого генеральный план сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» с внесенными в него изменениями в соответствующих частях должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку до вынесения решения суда данный нормативный правовой акт применялся и на его основании реализовывались права иных лиц, генеральный план в оспариваемой части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Сельским Советом Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области – на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и печатном издании газете «Маяк».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Майоровой Ольги Викторовны удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение сельского Совета Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 07 апреля 2011 года №64 «Об утверждении генерального плана сельского поселения «Афонинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (с изменениями, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области от 03 марта 2017 года №120, от 13 апреля 2018 года №260, от 30 июля 2018 года №555), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 1238+/-25 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: [адрес] к зоне затопления паводком 1% обеспеченности, указанной на карте ограничений использования территорий (охрана окружающей среды).

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Сельским Советом Афонинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области – на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и печатном издании газете «Маяк».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский областной суд.

Судья Е.О. Ефимова

В окончательной форме решение суда составлено 23 марта 2022 года.

Судья Е.О. Ефимова